|
«Изобразительное творчество в процессе реабилитации. Или как вернуть радость к жизни зависимому».Автор статьи: Миненко Максим Васильевич
«Изобразительное творчество в процессе реабилитации. Или как вернуть радость к жизни зависимому».
Введение.
Прежде всего рисование и изображение связаны с радостью - это является основной причиной, как я считаю, для того что бы этим заниматься, в особенности для тех кто утратил естественные способы радоваться, кто имеет душевные раны, неразрешённые внутренние конфликты, для тех кто страдает от зависимости. Радость универсальное средство, придаёт уверенность в собственных силах и формирует позитивное восприятие к миру и к окружающим, она облегчает непростой путь принятия себя. Это то, в чем, на мой взгляд, нуждается больной зависимостью в процессе реабилитации. Арт-терапия - это то, что поможет вернуть радость. Арт-терапия это то, что мы будем обсуждать в докладе. Термин «Арт-терапия» 75 лет назад употребил художник Адриан Хилл, когда описывал свои занятия изобразительным творчеством с туберкулезными больными. Вскоре термин стали применять ко всем видам терапевтических занятий искусством, будь то музыко-терапия, драма-терапия или что то еще. В 1940-е годы в Великобритании арт-терапию стали использовать для лечения психических расстройств. Через творчество пациент получает возможность выразить и заново пережить внутренние конфликты, оно является средством обогащения субъективного опыта (Эдит Крамер, 1958). В ходе множества исследований проведённых в психиатрических клиниках, в процессе реабилитационных мероприятий были отмечены улучшения показателей качества жизни, в сфере физического эмоционального и социального функционирования. Это дает безусловное убеждение и весьма ценный опыт в эффективности использования данного метода в процессе реабилитации химической и нехимической зависимости. Основной обзор.
В данном докладе предлагаю рассмотреть метод и его по этапный план с целью для внедрения в реабилитационный процесс для работы с больными ряд мероприятий направленных на улучшения самооценки больных, на улучшение и само исследование их эмоциональной сферы, содействие в непроизвольно экологической эмоциональной разрядке, развитие абстрактного мышления, улучшения внимания памяти, заряд позитивных эмоций, постепенное психологическое самораскрытие, рост и усиление межличностных отношений, усиление само ценности (здесь в обобщённом виде перечислены симптомы пост абстинентного синдрома, что является одним из факторов риска прерывания процесса выздоровления от зависимости). Также это является мощным диагностическим инструментом, позволяющий специалистам отслеживать регрессивную и прогрессивную динамику изменений, в ходе всего курса лечения, позволяющий вовремя замечать даже малейшие изменения, как со знаком «+» так и «-» и проводить мониторинг своих интервенций оценивая поведение больного (видеть результаты воздействия). Требования к специалисту.
Материал с которым работает специалист - это внутренний мир больного, который переносится любыми художественными материалами на любую поверхность (все что творит больной - это то, что происходит у него внутри, это некий диафильм который проецирует слайды под воздействием света, на экран, где свет выступает как любовь, принятие и без оценочное восприятие воспринимаемого). Условия реализации для специалиста: требуется быть внимательным, чутким, следить за всеми изменениям, и максимально проявлять уважение к миру больного, категорически запрещается рассматривать работы с точки зрения правильности нарисованного (академических норм), но если больной начнет проявлять интерес к законам рисунка, нужно ему в этом помочь. Данные условия влияют на эффективность метод, чем максимальной выполняются условия реализации, тем эффективней результат а также на самого субъекта (тот кто воспринимает).
Условия реализации.
Место: реабилитационный центр, отдельно отведенное помещение, где могли бы свободно вместится участники не создавая помех друг другу (для того, что бы «мир» проявился, как минимум, необходима пространственная безопасность). В комнате должно быть хорошее освещение, легкая музыка, разнообразие художественного материала (краски, карандаши, маркеры, мелки и т.д.), в доступной форме для всех участников, это усиливает творческий потенциал, то время как дефицит заставляет решать социальные задачи (доставать, взаимодействовать, договаривается или убеждать себя, что я могу обойтись без этого, что чаще всего происходит у зависимых). Необходима бумага, мольберты, столы, планшеты для бумаги, пластилин, глина, клей папье-маше, можно рисовать просто на полу, ну так чтобы всем хватало места, необходимы различные предметы которые мог ли бы послужить для составления композиций, если вдруг кто то захочет рисовать с натуры. В общем должно получится как в художественной студии. Частота занятий в процессе реабилитации: через день утором и вечером. Утром 2 часа, вечером 1 час, время желательно принципиально не менять. Так как одна из основных проблем аддиктов является эмоционально волевая сфера (не способность проявлять, управлять, вербально выражать эмоции (алекситимия), то чрезмерное подавление влияет на их поведение. Они не в состоянии распознавать собственные чувства, они склонны действовать под воздействием их, и в то же время всячески отрицать сами чувства и их воздействия, что побуждает их часто принимать решения с разрушающими последствиями. Используя терапевтическую студию с утра они могут или разрядиться или эмоционально позитивно зарядиться, на ранних этапах реабилитации, у аддикта прослеживается достаточно неустойчивый эмоциональный фон (настроение), от эйфории до полного отчуждения, в этом смысле утренние занятия будет регулировать настроение на целый день. Также за день накапливается масса не отреагированных чувств, что отчасти влияет на утреннее состояние, таким образом, вечерняя группа выступает неким проективным анализом отреагированния чувств за весь день. Практика показывает, что тот, кто более активно использует творчество, постепенно пытается его вербализовать (выразить словами), от действий переходит к словам, что можно считать позитивным изменением в картине заболевания зависимости. В процессе занятий от специалиста требуется максимально пассивная позиция, он просто следит за порядкам, также может сам что то делать с творчеством, это позволяет участникам неосознанно чувствовать эффективность метода. Также если участники не хотят творить, не стоит их заставлять или еще того хуже ругать за это, пусть смотрят как это делают другие, при условии не покидать мастерской, так или иначе они начнут это делать, исходя из своих побуждений (желание реализоваться, страх, конкуренция, признание…) это будет диагностическим наблюдением. Только попав в мастерскую, наш мир уже начинает проявляется.
Литература: 1)АРТ-ТЕРАПИЯ В ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ Материалы научно-практической конференции (Москва, ноябрь 2012 г.) Под редакцией А.Л. Шмиловича, Е.А. Загряжской 2)ПРИМЕНЕНИЕ АРТ-ТЕРАПИИ В ПРОЦЕССЕ РЕАБИЛИТАЦИИ НАРКОЗАВИСИМЫХ Бочарова Анна Сергеевна Алтайский Государственный УниверситетСтудентка 3) Рисунок и образ в гештальт терапии Гертруда Шоттенлоуэр
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|