Психология реабилитации от зависимости

Работа с зависимостью строится на разрешении подросткового конфликта.  
Почему употребление начинается, как правило, в подростковом возрасте? В возрасте 12-15 лет человек испытывает самый жестокий в жизни кризис. Это кризис, когда человеку кажется, что его "подвел" целый мир. Почему это так переживается? Потому, что тинейджер оказывается незамечен или репрессируем в тех гигантских изменениях, которые происходят с ним. Его тело начинает стремительно меняться: это не просто вытягивание, а приобретение взрослого рельефа. Психика в этот период не справляется с тем, что в юном теле гармональный фон оказываеься таким же как в зрелом. Тинейджер оказывается способен к взрослому наблюдению, но испытывает трудности с его выражением, трудности с формулированием мыслей и отстаиванием своей позиции и интересов.
Такое положение, что ребенок не справляется с изменениями родители ощущают и, не имея опоры, "возвращают" его состояния ему, усиливая переживание. Это может выражаться в родительском поведении в виде:
- повышения раздражительности;  
- насмешек над угловатостью и неловкостью;
- обесценивании ("тоже мне проблема");

- нагружения ответственностью, как мести за заявку на взрослость и самостоятельность;
- отказе воспринимать: "почему я должна тебя слушать, если ты меня не слушаешься"? Кстати, ответ на этот вопрос: потому, что мне тяжело физически и еще сильнее психологически. Потому, что способ воспитания в виде инструкций и наказаний больше мне не подходит. Мне нужна поддержка и вера в меня: в то, что я могу делать ошибки, могу пробовать и заблуждаться, чтобы найти себя - каким я хочу быть.
Зависимость развивается в логике именно этого процесса, когда требования ко мне повышаются, а ресурсов и опоры для меня не находится.  

 Логика процесса реабилитации
- это по-сути выполнение двух базовых родительских функций:  
Первая функция

связана с тем, в чем родители могут опираться на свой опыт. Эта функция - служить примером. Это не значит "делай как я", а значит справляться со своей (родительской) жизнью так, чтобы она несла жизнеутверждающий посыл, вдохновляла.

Важно, чтобы родительский пример нес для ребенка послание: в жизни есть радость, мир большой, в нем много красок, в нем есть то, во что можно влюбиться и посвятить этому свою жизни.

Опорой этой функции является терпение.
Вторая функция

связана с тем, в чем у родителей мало опыта - это связано с тем, в чем ребенок отличается от родителей.

Это - функция принятия. Она состоит в том, чтобы преодолеть страх отличия ребенка от себя, не считать это "предательством".

Вобще отличаться - это потребность. Это - способ быстрого набора компетенций для того, чтобы в чем-то превзойти родителей, но не для того, чтобы обесценить их, а чтобы стать заметней и оказаться важными: превосходя, быть наравне.

То есть это соревновательная потребность, которую важно поддержать родителям, так как это первоначально более безопасное место, чем предъявление себя сверстникам. Если родители в этом не справляются, то мир переворачивается: улица становится домом. Парадокс в том, что дети могут убегать из дома не потому, что хотят уйти, а в том, что ищут дом, приют, место где им будет комфортно, где им будут рады. Кстати, дети, не получающие необходимого признания у родителей, могут становится остроконкурентными с другими детьми: проявлять жестокость, издеваться, отыгрывая таким способом родительское отвержение.

Эта функция часто игнорируется в семьях, особенно в зависимых. Зависимое послание звучит как: "брось ерундой заниматься, будь как все"! Подростковый возраст словно создан для того, чтобы сопротивляться такому влиянию... Если оно все-таки "проходит", то психологический иммунитет человека ослаблен, он теряет индивидуальность. Она все еще проявляет себя, но уже в агрессивной, деконструктивной форме.

Сопровождать рост и становление индивидуальности там, где вам не помогает ваш собственный опыт - это и есть принятие. Это - сопереживание, готовность быть месте в тех сложностях, которые важны ему, а не вам.

Правда, на этом пути можно и перестараться:

- Если мы избыточно поддерживаем талант (восхищаемся, сильно верим, сильно отстаиваем интересы в ущерб другим людям), то ростим хрупкую нарциссическую личность, которая теряет чувствительность и начинает опираться вовне: на успех, признание, на то, чтобы казаться, а не быть. Угроза тут в том, что поражение, неуспех для такого человека становится сокрушительным и травматичным.

- Когда мы говорим, что наш подопечный молодец, но ему еще очень много нужно стараться, мы делаем это из страха, чтобы он не загордился и как следствие не отказался от нас. То есть мы этим подчеркиваем свою значимость, а не его. Это так же ослабляет психологический иммунитет.

На этом пути важно иметь возможность привлекать специалистов, чтобы  они оценивали способности, ориентировали родителя и ребенка с опорой на реальные данные. Этим мы расширяем мир, показываем, что на него можно опираться.

 

В реабилитационном процессе первую (родительскую) функцию, по преимуществу, берут на себя консультанты. У консультантов есть опыт преодоления зависимости, они видят просвет, они могут опираться на свой опыт, служить для зависимых флагманом.

Вторую  функцию берут психологи.

Если в реабилитационный процесс не включены полноценные психологи*, процесс реабилитации строится по обратному принципу: "будь как я в тех трудностях, с которыми я сталкиваюсь и преодолеваю".
Идея борьбы и закаленности важна. Но если она становится единственным смыслом жизни, если нет просвета, то такая реабилитация черевата сломанными личностями или капитуляцией срывов.

 

* В реабилитационных центрах психолога могут просто назначить из рядов консультантов либо из специалиста могут пробовать сделать консультанта. Также приходящего психолога могут просить заниматься исключительно рисованием или диагностикой.



Просмотров: 432
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Если у тебя "плохие" мысли - это еще не значит что ты - плохой.
  • "Где в теле Вы чувствуете это?" Что делать, если ощущений нет?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • "Что значит проживать эмоции,и как это влияет на пресловутое качество жизни?" -ответ на вопрос
  • РПТ (терапия отправных точек): что это такое и "с чем его едят"?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Психологический смысл болезни или "Господи, за что мне это!"
  • "Анализ сновидений" в группе - что это и как это работает?
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • "Я для себя" - что это?
  • Еще не встретился "твой" человек. Как понять что это любовь
  • Что такое "двойное послание", и как это отражается на отношениях.
  • "Ну за что мне все это?!!"
  • Хватит говорить "у меня все хорошо", если на самом деле это совсем не так
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • "С мамой все в порядке. Это со мной что-то не так"
  • "Хочу, чтобы ребенок меня слышал"- что и как говорить?
  • "Это же бабушка.. Как общаться, чтобы не испытывать чувство вины?"
  • "Это он ухаживает и я ему нравлюсь или это просто вежливость?"
  • Быть "живой". Что это значит?
  • "Замедляться, чтобы чувствовать" или "Что у меня с лицом?"
  • "Нет денег? Так пойди и найди!"-что сделать, чтобы эта фраза не звучала в вашей семье.
  • Ресурсы, что это такое, и "с чем их едят".
  • "Прости меня" - что это значит?
  • "Я хочу этого или мне это только кажется?" Как услышать голос сердца
  • На что опираться при выборе психолога "для себя"
  • "Я так хочу это сделать, но..." и как еще мы рационализируем откладывание на потом
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь