|
Психология реабилитации от зависимостиАвтор статьи: Белов Андрей Александрович
Работа с зависимостью строится на разрешении подросткового конфликта.
Почему употребление начинается, как правило, в подростковом возрасте? В возрасте 12-15 лет человек испытывает самый жестокий в жизни кризис. Это кризис, когда человеку кажется, что его "подвел" целый мир. Почему это так переживается? Потому, что тинейджер оказывается незамечен или репрессируем в тех гигантских изменениях, которые происходят с ним. Его тело начинает стремительно меняться: это не просто вытягивание, а приобретение взрослого рельефа. Психика в этот период не справляется с тем, что в юном теле гармональный фон оказываеься таким же как в зрелом. Тинейджер оказывается способен к взрослому наблюдению, но испытывает трудности с его выражением, трудности с формулированием мыслей и отстаиванием своей позиции и интересов. Такое положение, что ребенок не справляется с изменениями родители ощущают и, не имея опоры, "возвращают" его состояния ему, усиливая переживание. Это может выражаться в родительском поведении в виде: - повышения раздражительности; - насмешек над угловатостью и неловкостью; - обесценивании ("тоже мне проблема"); - нагружения ответственностью, как мести за заявку на взрослость и самостоятельность; Логика процесса реабилитации связана с тем, в чем родители могут опираться на свой опыт. Эта функция - служить примером. Это не значит "делай как я", а значит справляться со своей (родительской) жизнью так, чтобы она несла жизнеутверждающий посыл, вдохновляла. Важно, чтобы родительский пример нес для ребенка послание: в жизни есть радость, мир большой, в нем много красок, в нем есть то, во что можно влюбиться и посвятить этому свою жизни. Опорой этой функции является терпение. связана с тем, в чем у родителей мало опыта - это связано с тем, в чем ребенок отличается от родителей. Это - функция принятия. Она состоит в том, чтобы преодолеть страх отличия ребенка от себя, не считать это "предательством". Вобще отличаться - это потребность. Это - способ быстрого набора компетенций для того, чтобы в чем-то превзойти родителей, но не для того, чтобы обесценить их, а чтобы стать заметней и оказаться важными: превосходя, быть наравне. То есть это соревновательная потребность, которую важно поддержать родителям, так как это первоначально более безопасное место, чем предъявление себя сверстникам. Если родители в этом не справляются, то мир переворачивается: улица становится домом. Парадокс в том, что дети могут убегать из дома не потому, что хотят уйти, а в том, что ищут дом, приют, место где им будет комфортно, где им будут рады. Кстати, дети, не получающие необходимого признания у родителей, могут становится остроконкурентными с другими детьми: проявлять жестокость, издеваться, отыгрывая таким способом родительское отвержение. Эта функция часто игнорируется в семьях, особенно в зависимых. Зависимое послание звучит как: "брось ерундой заниматься, будь как все"! Подростковый возраст словно создан для того, чтобы сопротивляться такому влиянию... Если оно все-таки "проходит", то психологический иммунитет человека ослаблен, он теряет индивидуальность. Она все еще проявляет себя, но уже в агрессивной, деконструктивной форме. Сопровождать рост и становление индивидуальности там, где вам не помогает ваш собственный опыт - это и есть принятие. Это - сопереживание, готовность быть месте в тех сложностях, которые важны ему, а не вам. Правда, на этом пути можно и перестараться: - Если мы избыточно поддерживаем талант (восхищаемся, сильно верим, сильно отстаиваем интересы в ущерб другим людям), то ростим хрупкую нарциссическую личность, которая теряет чувствительность и начинает опираться вовне: на успех, признание, на то, чтобы казаться, а не быть. Угроза тут в том, что поражение, неуспех для такого человека становится сокрушительным и травматичным. - Когда мы говорим, что наш подопечный молодец, но ему еще очень много нужно стараться, мы делаем это из страха, чтобы он не загордился и как следствие не отказался от нас. То есть мы этим подчеркиваем свою значимость, а не его. Это так же ослабляет психологический иммунитет. На этом пути важно иметь возможность привлекать специалистов, чтобы они оценивали способности, ориентировали родителя и ребенка с опорой на реальные данные. Этим мы расширяем мир, показываем, что на него можно опираться.
В реабилитационном процессе первую (родительскую) функцию, по преимуществу, берут на себя консультанты. У консультантов есть опыт преодоления зависимости, они видят просвет, они могут опираться на свой опыт, служить для зависимых флагманом. Вторую функцию берут психологи. Если в реабилитационный процесс не включены полноценные психологи*, процесс реабилитации строится по обратному принципу: "будь как я в тех трудностях, с которыми я сталкиваюсь и преодолеваю".
* В реабилитационных центрах психолога могут просто назначить из рядов консультантов либо из специалиста могут пробовать сделать консультанта. Также приходящего психолога могут просить заниматься исключительно рисованием или диагностикой. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|