Психология реабилитации от зависимости

Работа с зависимостью строится на разрешении подросткового конфликта.  
Почему употребление начинается, как правило, в подростковом возрасте? В возрасте 12-15 лет человек испытывает самый жестокий в жизни кризис. Это кризис, когда человеку кажется, что его "подвел" целый мир. Почему это так переживается? Потому, что тинейджер оказывается незамечен или репрессируем в тех гигантских изменениях, которые происходят с ним. Его тело начинает стремительно меняться: это не просто вытягивание, а приобретение взрослого рельефа. Психика в этот период не справляется с тем, что в юном теле гармональный фон оказываеься таким же как в зрелом. Тинейджер оказывается способен к взрослому наблюдению, но испытывает трудности с его выражением, трудности с формулированием мыслей и отстаиванием своей позиции и интересов.
Такое положение, что ребенок не справляется с изменениями родители ощущают и, не имея опоры, "возвращают" его состояния ему, усиливая переживание. Это может выражаться в родительском поведении в виде:
- повышения раздражительности;  
- насмешек над угловатостью и неловкостью;
- обесценивании ("тоже мне проблема");

- нагружения ответственностью, как мести за заявку на взрослость и самостоятельность;
- отказе воспринимать: "почему я должна тебя слушать, если ты меня не слушаешься"? Кстати, ответ на этот вопрос: потому, что мне тяжело физически и еще сильнее психологически. Потому, что способ воспитания в виде инструкций и наказаний больше мне не подходит. Мне нужна поддержка и вера в меня: в то, что я могу делать ошибки, могу пробовать и заблуждаться, чтобы найти себя - каким я хочу быть.
Зависимость развивается в логике именно этого процесса, когда требования ко мне повышаются, а ресурсов и опоры для меня не находится.  

 Логика процесса реабилитации
- это по-сути выполнение двух базовых родительских функций:  
Первая функция

связана с тем, в чем родители могут опираться на свой опыт. Эта функция - служить примером. Это не значит "делай как я", а значит справляться со своей (родительской) жизнью так, чтобы она несла жизнеутверждающий посыл, вдохновляла.

Важно, чтобы родительский пример нес для ребенка послание: в жизни есть радость, мир большой, в нем много красок, в нем есть то, во что можно влюбиться и посвятить этому свою жизни.

Опорой этой функции является терпение.
Вторая функция

связана с тем, в чем у родителей мало опыта - это связано с тем, в чем ребенок отличается от родителей.

Это - функция принятия. Она состоит в том, чтобы преодолеть страх отличия ребенка от себя, не считать это "предательством".

Вобще отличаться - это потребность. Это - способ быстрого набора компетенций для того, чтобы в чем-то превзойти родителей, но не для того, чтобы обесценить их, а чтобы стать заметней и оказаться важными: превосходя, быть наравне.

То есть это соревновательная потребность, которую важно поддержать родителям, так как это первоначально более безопасное место, чем предъявление себя сверстникам. Если родители в этом не справляются, то мир переворачивается: улица становится домом. Парадокс в том, что дети могут убегать из дома не потому, что хотят уйти, а в том, что ищут дом, приют, место где им будет комфортно, где им будут рады. Кстати, дети, не получающие необходимого признания у родителей, могут становится остроконкурентными с другими детьми: проявлять жестокость, издеваться, отыгрывая таким способом родительское отвержение.

Эта функция часто игнорируется в семьях, особенно в зависимых. Зависимое послание звучит как: "брось ерундой заниматься, будь как все"! Подростковый возраст словно создан для того, чтобы сопротивляться такому влиянию... Если оно все-таки "проходит", то психологический иммунитет человека ослаблен, он теряет индивидуальность. Она все еще проявляет себя, но уже в агрессивной, деконструктивной форме.

Сопровождать рост и становление индивидуальности там, где вам не помогает ваш собственный опыт - это и есть принятие. Это - сопереживание, готовность быть месте в тех сложностях, которые важны ему, а не вам.

Правда, на этом пути можно и перестараться:

- Если мы избыточно поддерживаем талант (восхищаемся, сильно верим, сильно отстаиваем интересы в ущерб другим людям), то ростим хрупкую нарциссическую личность, которая теряет чувствительность и начинает опираться вовне: на успех, признание, на то, чтобы казаться, а не быть. Угроза тут в том, что поражение, неуспех для такого человека становится сокрушительным и травматичным.

- Когда мы говорим, что наш подопечный молодец, но ему еще очень много нужно стараться, мы делаем это из страха, чтобы он не загордился и как следствие не отказался от нас. То есть мы этим подчеркиваем свою значимость, а не его. Это так же ослабляет психологический иммунитет.

На этом пути важно иметь возможность привлекать специалистов, чтобы  они оценивали способности, ориентировали родителя и ребенка с опорой на реальные данные. Этим мы расширяем мир, показываем, что на него можно опираться.

 

В реабилитационном процессе первую (родительскую) функцию, по преимуществу, берут на себя консультанты. У консультантов есть опыт преодоления зависимости, они видят просвет, они могут опираться на свой опыт, служить для зависимых флагманом.

Вторую  функцию берут психологи.

Если в реабилитационный процесс не включены полноценные психологи*, процесс реабилитации строится по обратному принципу: "будь как я в тех трудностях, с которыми я сталкиваюсь и преодолеваю".
Идея борьбы и закаленности важна. Но если она становится единственным смыслом жизни, если нет просвета, то такая реабилитация черевата сломанными личностями или капитуляцией срывов.

 

* В реабилитационных центрах психолога могут просто назначить из рядов консультантов либо из специалиста могут пробовать сделать консультанта. Также приходящего психолога могут просить заниматься исключительно рисованием или диагностикой.



Просмотров: 435
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Любовь нельзя заесть "Я ем, чтобы жить или живу, чтобы есть"
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • "Хочу чтобы она меня любила"... или основная потребность мужчины
  • "Замедляться, чтобы чувствовать" или "Что у меня с лицом?"
  • "Хочу, чтобы ребенок меня слышал"- что и как говорить?
  • "Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей свое хорошее настроение" Спиноза
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • От страха потерять и "Я убегу или брошу первая, чтобы меня не опередили" к взаимоНезависимости
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Как правильно ставить цели, чтобы они достигались. Системы "SMART" и "КОНЭЦ".
  • "Что сделать, чтобы ребенок успокоился?" (ответ в статье)
  • Манипуляция таким словом, как, "цивилизация". Как сделать, чтобы так не манипулировали тобой.
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Четыре условия, чтобы не ощущать себя "плохой матерью"
  • Познаем себя, чтобы лучше понимать и действовать: "Детские субличности"
  • "О толстушках" или как принять себя, чтобы измениться.
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Чтобы ваше "потом" не превратилось в "никогда"
  • "Перестать думать" vs "остановиться, чтобы подумать."
  • "Если сильно напрягаться - можно просто..."
  • "Я хочу, чтобы он в меня влюбился!"
  • "Есть такая "помощь", которая вовсе не помогает..."
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • "Мудрый человек всегда найдет способ, чтобы не начать войну"... О конфликтогенах
  • "Скажите, где "Я"?" или "Как опираться на себя".
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • От "Я убегу, чтобы от меня не успели первыми" к независимости и любви



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь