Творчество в психотерапевтическом процессе.

Я не то чтобы от скуки, я надеялся понять,

Как умеют эти руки эти звуки извлекать.

Б. Окуджава.

 

 

    Как-то на одной лекции в университете я услышала рассуждения преподавателя по поводу экзистенциальной психотерапии: «Ну, что это такое экзистенциальная психотерапия? Ну, там же ничего нет - ни методов, ни техник. Так… разговоры одни. А чаще терапевт и вовсе ничего не говорит». Я тогда ещё не предполагала, до какой степени меня увлечёт то, про что сказали, что там ничего нет.

   Я глубоко уверена в том, что терапевтический процесс – явление творческое. Кого? Обоих – клиента и терапевта. На одном из семинаров Виктор Ефимович Каган сказал примерно следующее: «Мне плевать, через какую замочную скважину, через призму какой парадигмы, я попаду во внутренний мир клиента. Мне важно оказаться с ним в резонансе». Резонанс… Если струны настроены одинаково, то касание одной струны заставляет звучать и другую струну тоже. Как это делает терапевт? Он ведь всегда один. А клиенты приходят разные.

    Она пришла ко мне с необычным запросом:

- Избавьте меня от страха на дороге. Я взяла 150 часов уроков вождения у трёх инструкторов, но мне всё равно страшно, помогите от него избавиться и я пойду искать четвёртого инструктора.

   Я много лет учила людей вождению. Такое количество уроков – большая редкость. Можно было бы по старой памяти разобрать по полочкам все её абстрактные  страхи и перевести их в боязнь чего-то конкретного. Например: не дороги я боюсь, а боюсь сбить человека. Почему? Не умею вписываться в поворот, могу наехать на поребрик. Это уже не вызывает ужас. Этому можно легко научиться, освоить моторный навык вхождения в поворот. Отлично, а что со следующим страхом? И так постепенно список страхов начинает иссякать.

Но, здесь было что-то другое. Я смотрю в её глаза. Растерянность, одиночество, надежда.

- Зачем Вам вождение?

Её ресницы удивлённо вздрагивают:

- Я хочу стать взрослой.

Ей тридцать лет. В её глазах я вижу те же - одиночество и надежду.

Я молчу. Она опускает глаза.

Мама.

Кошка.

Картины.

Дети… которых нет…

Она говорит о своей жизни, работе, одиночестве. То, что она сейчас делает – это творчество. Её творчество. Она исследует свой собственный внутренний мир.

То, что делала я – это моё творчество. Я искала вопрос, такой, который бы мог запустить её исследование самой себя.

В какой момент в моей голове заискрилось слово «Зачем»? Я не знаю. И когда моё творчество вошло в резонанс с её творчеством? Я тоже не знаю. Это таинство, которое меня удивляет каждый раз. Это то, что меня завораживает в моей работе.

Через несколько дней она купила машину и приехала на ней домой сама, о чём сообщила мне по телефону. Но наше совместное творчество не закончилось на этом. Так как не было там страха дороги, а был ужас одиночества и необходимости быть взрослой.

Что происходит, когда художник пишет картину? Как создаются произведения искусства? Почему люди, стоя перед картиной, написанной 300 лет назад, испытывают глубокие эмоциональные переживания?

    То духовное, что переживается в сознании художника, посредством его мастерства переносится на холст. Появляется на свет продукт его творчества. Он может быть материальный в виде картины, статуи, кувшина. А может быть не материальным – стихи, мелодия. Художник вкладывает в своё произведение что-то своё, соответствующее миру его ценностей. Несколько столетий спустя люди смотрят и переживают или… не переживают. А если переживают, то совсем не обязательно, что одно и то же. Ценности у каждого свои, и то, что есть в картине задевающего, дотрагивается до разных струн души и разных ценностей.

   На своём семинаре по эмоциям я демонстрирую участникам произведения искусства, в том числе один интересный мультфильм. Он без слов, только музыка. Я вижу на лицах улыбку, печаль, спокойствие, слёзы. Я прошу участников семинара рассказать о том, какие эмоции они испытывают и о том, какие их ценности задевают эти эмоции. Удивительно то, что даже если эмоции одни и те же, они затрагивают совершенно разные ценности. А мультфильм то один и смотрим мы его все вместе.

И вот эта загадка загадок меня беспокоит, тревожит мой ум и мои чувства. Как художник, говоря о чём-то своём, заставляет плакать зрителей о чём-то разном, только им одним ведомом? Как терапевт, задавая одинаковые вопросы или пребывая в одинаковом молчании с разными клиентами, получает удивительное звучание разных душ, слагающих свою историю и создающих своё творение – собственную жизнь?

Творчество в психотерапевтическом процессе

 



Просмотров: 307
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Есть только один способ избежать критики: ничего не делать, ничего не говорить и быть никем
  • Как быть, если Ваше творчество или Ваш талант не ценят + тест
  • Как раскрепостить своё творчество | Ресурсное упражнение
  • Игры и Творчество во взрослой жизни
  • Творчество такое творчество...
  • О философии смыслов через творчество Ван Гога.
  • Самопознание через творчество или как нарисовать будущее
  • Стихи и Клиенты — Развитие или Творчество
  • Почему она меня бесит, ведь я её совсем не знаю?
  • Дети и родители. Совместное творчество
  • Он меня Бьет, потому что сама Виновата. На самом деле он жить не может без меня, а я без него.
  • Если у меня нет тебя, то и меня тоже нет...
  • Жизнь, как творчество. Авторство своей жизни.
  • Успех в моей голове? Что делает успешнее меня?
  • Что будет если не поддерживать творчество
  • Если б ты меня любил, всё было бы по-другому...
  • Художник и Музыка (Несколько слов о М.К.Чюрленисе)
  • Если хотите этого, как можно чаще, делайте вид, что ничего не происходит
  • Для женщин "9 способов обрести счастье жить через творчество!"
  • Не в порядке нервы? Рисуй! Внутренний конфликт и творчество.
  • Размышления над вопросом Когда- чинить? Когда- выбрасывать? Вещи, отношения, творчество, себя
  • Что делать, если до девушки лезут много парней, а я не могу ничего сделать. Я боюсь.
  • Хочу, чтобы все было и ничего за это не было
  • Мужская боль. Творчество, пропитанное терапевтичностью самой жизни.
  • Что мотивирует полюбить себя такой какая есть и стать такой, какой хочу быть?
  • Почему меня не ценят? Почему меня не любят? Великие тоже плачут.
  • Творчество (мои стихи)
  • Совместное творчество ребенка и родителя
  • Что происходит, если терапевт отказывается от клиента на стадии формирования негативного переноса?
  • Притупите мои чувства, чтобы меня было удобнее использовать



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь