|
Творчество в психотерапевтическом процессе.Автор статьи: Иванова Виктория Сергеевна
Я не то чтобы от скуки, я надеялся понять, Как умеют эти руки эти звуки извлекать. Б. Окуджава.
Как-то на одной лекции в университете я услышала рассуждения преподавателя по поводу экзистенциальной психотерапии: «Ну, что это такое экзистенциальная психотерапия? Ну, там же ничего нет - ни методов, ни техник. Так… разговоры одни. А чаще терапевт и вовсе ничего не говорит». Я тогда ещё не предполагала, до какой степени меня увлечёт то, про что сказали, что там ничего нет. Я глубоко уверена в том, что терапевтический процесс – явление творческое. Кого? Обоих – клиента и терапевта. На одном из семинаров Виктор Ефимович Каган сказал примерно следующее: «Мне плевать, через какую замочную скважину, через призму какой парадигмы, я попаду во внутренний мир клиента. Мне важно оказаться с ним в резонансе». Резонанс… Если струны настроены одинаково, то касание одной струны заставляет звучать и другую струну тоже. Как это делает терапевт? Он ведь всегда один. А клиенты приходят разные. Она пришла ко мне с необычным запросом: - Избавьте меня от страха на дороге. Я взяла 150 часов уроков вождения у трёх инструкторов, но мне всё равно страшно, помогите от него избавиться и я пойду искать четвёртого инструктора. Я много лет учила людей вождению. Такое количество уроков – большая редкость. Можно было бы по старой памяти разобрать по полочкам все её абстрактные страхи и перевести их в боязнь чего-то конкретного. Например: не дороги я боюсь, а боюсь сбить человека. Почему? Не умею вписываться в поворот, могу наехать на поребрик. Это уже не вызывает ужас. Этому можно легко научиться, освоить моторный навык вхождения в поворот. Отлично, а что со следующим страхом? И так постепенно список страхов начинает иссякать. Но, здесь было что-то другое. Я смотрю в её глаза. Растерянность, одиночество, надежда. - Зачем Вам вождение? Её ресницы удивлённо вздрагивают: - Я хочу стать взрослой. Ей тридцать лет. В её глазах я вижу те же - одиночество и надежду. Я молчу. Она опускает глаза. Мама. Кошка. Картины. Дети… которых нет… Она говорит о своей жизни, работе, одиночестве. То, что она сейчас делает – это творчество. Её творчество. Она исследует свой собственный внутренний мир. То, что делала я – это моё творчество. Я искала вопрос, такой, который бы мог запустить её исследование самой себя. В какой момент в моей голове заискрилось слово «Зачем»? Я не знаю. И когда моё творчество вошло в резонанс с её творчеством? Я тоже не знаю. Это таинство, которое меня удивляет каждый раз. Это то, что меня завораживает в моей работе. Через несколько дней она купила машину и приехала на ней домой сама, о чём сообщила мне по телефону. Но наше совместное творчество не закончилось на этом. Так как не было там страха дороги, а был ужас одиночества и необходимости быть взрослой. Что происходит, когда художник пишет картину? Как создаются произведения искусства? Почему люди, стоя перед картиной, написанной 300 лет назад, испытывают глубокие эмоциональные переживания? То духовное, что переживается в сознании художника, посредством его мастерства переносится на холст. Появляется на свет продукт его творчества. Он может быть материальный в виде картины, статуи, кувшина. А может быть не материальным – стихи, мелодия. Художник вкладывает в своё произведение что-то своё, соответствующее миру его ценностей. Несколько столетий спустя люди смотрят и переживают или… не переживают. А если переживают, то совсем не обязательно, что одно и то же. Ценности у каждого свои, и то, что есть в картине задевающего, дотрагивается до разных струн души и разных ценностей. На своём семинаре по эмоциям я демонстрирую участникам произведения искусства, в том числе один интересный мультфильм. Он без слов, только музыка. Я вижу на лицах улыбку, печаль, спокойствие, слёзы. Я прошу участников семинара рассказать о том, какие эмоции они испытывают и о том, какие их ценности задевают эти эмоции. Удивительно то, что даже если эмоции одни и те же, они затрагивают совершенно разные ценности. А мультфильм то один и смотрим мы его все вместе. И вот эта загадка загадок меня беспокоит, тревожит мой ум и мои чувства. Как художник, говоря о чём-то своём, заставляет плакать зрителей о чём-то разном, только им одним ведомом? Как терапевт, задавая одинаковые вопросы или пребывая в одинаковом молчании с разными клиентами, получает удивительное звучание разных душ, слагающих свою историю и создающих своё творение – собственную жизнь? Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|