Раннее развитие - мифы и реальность

Если я вам скажу, что вам надо наложить шины на ноги вашему семимесячному малышу, чтобы научить его ходить раньше, чем это сделает природа, вы мне скажете, что я сошла с ума. Однако каждый день родители пытаются научить двухлеток читать, трехлеток завязывать шнурки, а пятилеток нырять с высокого бортика. Похоже, что, сталкиваясь с природой, мы становимся нетерпеливыми, нас раздражает детство, мы хотим, чтобы оно кончилось как можно скорее, потому что дети досадным образом напоминают нам о нашей собственной уязвимости. 

Эда Ле Шан

 Раннее развитие  мифы и реальность
Традиционно специалисты называют «ранним» возраст ребенка от года до трех лет, но под «ранним развитием» понимаются методики, применяемые к детям с самого рождения. Откуда взялось раннее развитие и почему люди задумались о том, что нужно как-то по-особенному заниматься с маленькими детьми?

Давно было установлено, что мозг наиболее интенсивно развивается до трех лет. Как только ребенок рождается, опыт, который он начинает получать от общения с мамой, познания окружающей среды, стимулирует образование нейронных связей в мозге. Из этого был сделан вывод, что если ребенок получает как можно больше информации, то в дальнейшем это приведет к формированию высокоинтеллектуального и очень развитого человека. В этих выводах есть доля правды, поэтому в обществе родились некоторые мифы относительно раннего развития.

Миф №1. Чем раньше ребенок научится читать, писать и считать, тем лучше.

Многие родители, услышав от знакомых: «А наш ребенок в полтора года уже все буквы знал!», начинают искать способы обучения таким «взрослым» умениям. И они находят частные детские сады, развивающие клубы, покупают большие картинки с цифрами и словами и начинают с упорством, достойным лучшего применения, демонстрировать их ребенку. Чаще всего это приводит к тому, что дети действительно чему-то учатся, но их успехи не являются столь выдающимися, как бы того ни желали родители…

Почему так происходит?

Дело в том, что, например, методика Глена Домана была разработана им для детей с травмами головного мозга, которых не удавалось обучать по традиционной системе. Разрушенные нейронные связи восстановить нельзя, но можно создать новые, действуя другими путями, на чем и основано такое обучение. Сейчас применение методик Домана для работы со здоровыми детьми подвергается жесткой критике. В первую очередь, вопросы вызывает роль ребенка во время такой «передачи знаний». Взрослый демонстрирует малышу карточки со словами и картинками, которые тот просто механически запоминает, никак не осмысливая и не связывая представленную ему информацию с прежним опытом. Однако развитие происходит лишь тогда, когда каждый новый навык находит свое место в жизни ребенка, когда есть понимание, как это связано с ним самим, зачем он все это делает и как это поможет ему прийти к его мечте.

Миф №2. Ребенку для полноценного развития необходимо как можно раньше начать посещать педагогов.

Тема раннего детского развития, к сожалению, уж очень сильно поставлена на коммерческие рельсы. Иногда от таких занятий больше вреда, чем пользы, особенно когда мама просто отстраняется от ребёнка, перепоручая его различным специалистам. В период до года малыш эволюционно проходит этап очень сложного психоэмоционального развития, и самым важным человеком для него сейчас является мама. Имея очень тесную связь с малышом, она инстинктивно делает очень важные и правильные вещи: ловит взгляд, улыбается, лепечет, многократно повторяя простые звуки, рассказывает простые стишки, обнимает, целует, носит на руках. Первый год жизни ребенка – это еще и период интенсивного роста и физического развития. Большую пользу приносит массаж, физический и эмоциональный контакт с родителями.  В возрасте от года до трех лет педагоги могут только помочь родителям, но никак не заменить их. Специалист работает с малышом над формированием навыков, дает советы о том, как играть с ним, чтобы в будущем можно было быстрее и легче освоить чтение или счет. Помочь ребенку из отдельных кусочков выстроить свой жизненный путь – это дело родителей. 

Миф №3. Родители должны обеспечить ребенка многочисленными пособиями: карточками, специальными игрушками и т.д.

На самом деле, основу раннего развития составляют механизмы, направленные на формирование у ребенка взаимоотношений с мамой, самим собой, своими ощущениями и эмоциями. При недостаточном общении ребенка с мамой или в случае непринятия близкими взрослыми ребенка никакие игрушки не позволят ему развиваться полноценно. Известный психолог Людмила Петрановская утверждает: «Если ребенок спокоен за свои отношения с родителями, он немедленно поворачивается к ним спиной, а лицом – к миру, и отправляется его исследовать». В первую очередь, родители сами должны быть искренне заинтересованы в общении с ребенком, а предлагая те или иные игры, учитывать его состояние и настроение. А игрушки могут быть самыми простыми и даже являться частью быта семьи: шнурки, сушки, крупы, макароны, вода, посуда, карандаши, краски, бумага и многое-многое другое.

Миф №4. Ребенку необходимо рано начинать общаться со сверстниками и другими взрослыми. Так он станет коммуникабельным и у него будет много друзей.

С этими словами родители отдают ребенка в ясли и частные детские сады, как только ему исполнится в лучшем случае полтора года. К сожалению, очень часто за подобными мыслями стоит желание реализации собственных потребностей, либо жизнь семьи складывается таким образом, что мама и папа вынуждены доверить воспитание своего ребенка другим людям. В возрасте около восьми месяцев малыш уже хорошо умеет отличать родных людей от чужих и может начать бояться посторонних. Это нормальная реакция здоровой детской психики, позволяющая ребенку избежать опасностей внешнего мира. Такое поведение может продлиться достаточно долго, вплоть до трех лет.  Опять же, до трех лет дети в основном заняты игрой с игрушками, а сверстники начинают быть особенно интересными и необходимыми участниками игр позднее. Поэтому для многих детей данного возраста игры на детской площадке или на кратковременных групповых творческих занятиях являются приемлемым способом расширения сферы контактов в безопасной обстановке: близкий взрослый рядом и всегда поможет.

 

Выбирая развивающую программу, не стоит забывать, что все дети индивидуальны. Поэтому следует обращать внимание в первую очередь на интересы ребенка, его потребности и возможности, правильно оценивая собственные желания. Кому на самом деле необходимо посещение одновременно трех кружков? Вам кажется, что все это пригодится ребенку в жизни и такая занятость не мешает ему развиваться. А сколько времени у него остается на то, чтобы пообщаться с родителями, послушать чтение вслух бабушки, отдохнуть и поиграть?

Лучший путь – грамотно и деликатно выявить способности маленького ученика и ненавязчиво развивать их, периодически обращая внимание на то, сохраняется ли интерес к предлагаемым занятиям. Обязательно обращайте внимание на настроение и самочувствие малыша, потому что обучение должно служить ему, а не наоборот.



Просмотров: 473
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Задачи развития ребенка первого года жизни
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Книга «От мыслей о рождении ребенка, до плана воспитания». Глава 4. От года до трех лет.
  • Книга «От мыслей о рождении ребенка, до плана воспитания». Глава 4. От года до трех лет. Продолжение.
  • Этапы развития ребенка. №3 - Стадия мышления, 18 месяцев - 3 года.
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • О многомерности развития или почему не стоит сравнивать своего ребенка с другими.
  • «Я очень люблю своего ребенка, но иногда мне кажется, я бы его просто убила!».
  • Во что играть? Игры и игрушки ребенка до года.
  • Развитие ребенка от полутора до трех лет
  • Как научить ребенка обращаться с деньгами? Часть 3. Когда и как давать ребенку собственные деньги?
  • Зачем развивать ребенка в 1-3 года, если есть планшеты и телефоны?
  • Потребности ребенка или Что на самом деле нужно Вашему малышу
  • К чему могут быть не готовы родители, приводя ребенка в песочную терапию.
  • Какими словами родители убивают ребенка?
  • Как выбрать центр раннего развития для Вашего ребенка:
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Показатели развития ребенка в период от 3-х лет до 5— 5,5-летнего возраста.
  • Нужно ли родителям играть со своими детьми? или Что такое ИГРА в жизни ребенка- дошкольника?
  • Значение папы в жизни ребенка. Как заменить ребенку отца?
  • Мудрое родительство: развитие и воспитание ребенка раннего возраста
  • Об некоторых особенностях развития детей от 1 года до 3 лет. Или почему дети «жадничают»?
  • За ребенка должны решать родители.
  • Дети I Про развитие и способности ребенка. Реальность и заблуждения.
  • "Не обращай внимание" - говорим мы своему ребенку. Что стоит за этими простыми словами?
  • «Эти ужасные два года!» Первый возрастной кризис в жизни ребенка.
  • Деньги не являются одной из трех главных причин, по которым предприниматели начинают свой бизнес
  • Я самее тебя (О кризисе ребенка трех лет)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь