|
Что значит "быть собой"?Автор статьи: Голубева Ирина Владимировна
Оскар Уайльд сказал: «Будь собой! Все остальные роли уже заняты». Звучит заманчиво, но оказывается, что на практике такая простая и логичная вещь даётся не так просто… Мы многое заимствуем друг у друга (перенимаем привычки, учитываем чужой опыт, способ отдыхать, способ работать), и нам это нравится. Это хорошо и правильно. Но иногда в этом можно заблудиться − и мы уже не понимаем, где во всем этом сложившемся образе жизни – мы сами. При логическом рассмотрении – в нашей жизни много хорошего и правильного, но вот внутри нет чувства удовлетворения и радости. Нам с детства говорят, «что такое хорошо, что такое плохо» – научно этот процесс называется «социализация». И, в общем, без этого никак. Но как при этом не потерять свою индивидуальность? Если мы будем исполнять все правила поведения, принятые в обществе - возможно, обществу будет хорошо, но хорошо ли будет при этом нам? И как сделать, так, чтобы и свой интерес соблюсти и жить в принятых общественных рамках? Вопрос очень деликатный. И прежде чем говорить о том, как быть собой, важно понимать – кто Я? Это еще более непростой вопрос, над которым задумываются многие: «Кто Я?» Не секрет, что каждый из нас каким-то образом определяет себя – Кто я? Какой/какая я? Добрая, хорошая? Завистливая, вредная? Злая или всепрощающая? Люблю людей, животных, детей, машины? Люблю вкусно поесть, рисовать, работать в саду? Люблю искусство, цветы, музыку? Однажды в одной из статей, я прочитала идею о том, что может быть, поэтому многим нравятся психологические тесты, начиная от самых популярных и заканчивая научными, – они рассказывают нам нечто про самих себя. И мы можем воскликнуть: ну, теперь-то понятно! Вот я какой – креативный и артистичный, склонный к авантюрам. Или – надежный и аккуратный, человек, на которого можно положиться. Похоже, мы нуждаемся в подсказках со стороны, потому что сами до конца не уверены в том, кто мы такие. Как правило, первые люди, которые нам рассказывают о нас, это наши родители. Чаще они говорят нам о том, кем быть, например, «хорошей девочкой», чем как «быть собой». Впрочем, их можно понять – «хорошая девочка» это вполне определенная модель поведения, а что сделает их ребенок, если предложить ему быть собой? Непредсказуемо. И не исключено, что опасно. Вот и вырастая, мы чувствуем смутную опасность в том, чтобы быть собой. Но и – вечный соблазн. Каждый человек рождается, чтобы обнаружить, что есть «Я», понять и сформировать свой образ Я, который основан на представлениях о себе, реальном образе, и том, как видят его другие. Изначально ребенок неотделим от матери, он воспринимает мать как продолжение себя или начало, мама - это удовлетворение потребностей, это безопасность, это комфорт, это - весь мир. Но так не может продолжаться вечно и как бы комфортно это ни было, мама - отдельна, и малыш рано или поздно понимает это. Каждая «набитая шишка» символизирует появление своего собственного опыта, а, следовательно, и оформление границ и осознания собственного «Я». В первую очередь формируются границы телесного «Я» - осознание себя в своем теле. Затем развивается самоидентичность – Кто я такой? Каковы мои потребности и желания? Как я хочу действовать? Малыш говорит «Я сам» - показывая таким образом, что хочет контролировать свой мир, хочет что-то делать. Если ему удается реализовать свою исследовательскую склонность – замечательно, но если по какой-то причине не получается, ребенок ощущает, что это бьет по его самоуважению, его чувству «Я». Это поведение настолько заметно, что некоторые психологи говорят, что потребность в автономии – выдающийся признак самости на втором и третьем году жизни. И это, по сути, единственный период, когда человек проявляется в непосредственности своих потребностей и чувств. Немного позже в своем развитии ребенок начинает соотносить свои потребности и желания с требованиями, правилами, рекомендациями социума – семьи, детского сада, площадки, школы. И оказывается, что следовать своим естественным потребностям не всегда хорошо – тебя могут осуждать, могут винить, ты можешь чувствовать стыд, унижение, страх отвержения. Вот и получается, что истинные мотивы претерпевают изменения в соответствии с тем, что хорошо и принято извне – в обществе. Без этого не возможна социализация, и это действительно так. Трудно представить себе общество этаких анархистов, ведомых только лишь своими истинными потребностями, без правил, регуляторов, и законов. Так уж устроен мир. Однако, часто бывает, что перенимая чужой опыт, взгляды, мнения человек перестает понимать, а где, собственно, его собственное? Не чужое, не принятое, а истинное «Я»? Становится грустно от того, что понимаешь, что живешь так, чтобы «не расстроить маму» или «соответствовать образу хорошего человека», бессознательно запрещая себе целый ряд чувств и переживаний, которые естественны и органичны. Что же все-таки значит, быть собой? Прежде всего – быть в контакте со своими чувствами. Понимать, что ты чувствуешь, что происходит с тобой в различных ситуациях, какие при этом запускаются реакции, и как все это влияет на твое поведение и ощущение себя как «Я». Чувства – это маркеры потребностей, если потребность реализована – наступает чувство удовольствия, радости, удовлетворения, даже гордости. Обычно положительные чувства легко признаются обществом, ведь всем приятно иметь дело со счастливыми и позитивными людьми. Если потребность подавлена – то и чувства могут быть подавлены. Например, подавленная потребность вызывает злость, а злые люди – это плохие, «хорошие девочки не злятся и не кричат», это может обидеть и нарушить образ меня, как «хорошего человека». Подавленная злость намного хуже проявленной злости… Потому что она накапливается внутри, не имеет возможности выхода, она отравляет, наполняет напряжением и разум и тело, может выражаться в обиде, страданиях, и даже болезни. Важно быть в контакте со своими желаниями. Желания имеют большой энергетический заряд и мотив к действию. Делать, по возможности, то, что хочется, когда хочется и как хочется. Здесь мы непременно натыкаемся на «ловушки» социализации и социальные роли. Например, в выборе профессии выбираем не то, к чему лежит душа и есть стремление сердца, а то, что престижно, ценится обществом. И парню, который прекрасно ладит с детьми, может научить чему-то, и находит в этом удовольствие и свое призвание, уже сложнее принять и реализовать свое желание стать учителем. Ведь общеизвестно «Какие мужчины идут работать в школу» во всем негативном смысле этого послания… А не секрет, что наилучших результатов человек достигает именно в том деле, которое приносит ему удовольствие. И степень успеха здесь будет зависеть от того, что делает его счастливым и удовлетворенным. Мы неизменно спускаемся на более глубокий личностный уровень – знание и осознавание своих потребностей. Действительно ли мы хотим того, чего мы хотим. Умеем ли формулировать свои потребности и оформлять их в желания, цели и идти к их достижению. Приносит ли это радость и наполняет жизнь счастьем? Быть самим собой означает испытывать радость от подавляющего большинства событий, происходящих в вашей жизни. Оцените свою жизнь - она радостна? Если да- то всё в порядке. Если же в числе преобладающих эмоций в вашей жизни - разочарование, а в числе преобладающих состояний - не наполненность, а усталость – то отчего это происходит? Мы боимся что-то изменить в своей жизни, предпочитая стабильность, даже если она нас не очень то и устраивает. А потом устало разводим руками - нет в жизни счастья. Чтобы это изменить для начала нужно просто рискнуть отказаться от привычной, надоевшей стабильности и совершить что то, может, не слишком безумное, но давно желанное. Список литературы: Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|