Что значит "быть собой"?

Оскар Уайльд сказал: «Будь собой! Все остальные роли уже заняты». Звучит заманчиво, но оказывается, что на практике такая простая и логичная вещь даётся не так просто… Мы многое заимствуем друг у друга (перенимаем привычки, учитываем чужой опыт, способ отдыхать, способ работать), и нам это нравится. Это хорошо и правильно. Но иногда в этом можно заблудиться − и мы уже не понимаем, где во всем этом сложившемся образе жизни – мы сами. При логическом рассмотрении – в нашей жизни много хорошего и правильного, но вот внутри нет чувства удовлетворения и радости. Нам с детства говорят, «что такое хорошо, что такое плохо» – научно этот процесс называется «социализация». И, в общем, без этого никак. Но как при этом не потерять свою индивидуальность? Если мы будем исполнять все правила поведения, принятые в обществе - возможно, обществу будет хорошо, но хорошо ли будет при этом нам? И как сделать, так, чтобы и свой интерес соблюсти и жить в принятых общественных рамках? Вопрос очень деликатный. И прежде чем говорить о том, как быть собой, важно понимать – кто Я? Это еще более непростой вопрос, над которым задумываются многие: «Кто Я?»

Не секрет, что каждый из нас каким-то образом определяет себя – Кто я? Какой/какая я? Добрая, хорошая? Завистливая, вредная? Злая или всепрощающая? Люблю людей, животных, детей, машины? Люблю вкусно поесть, рисовать, работать в саду? Люблю искусство, цветы, музыку?

Однажды в одной из статей, я прочитала идею о том, что может быть, поэтому многим нравятся психологические тесты, начиная от самых популярных и заканчивая научными, – они рассказывают нам нечто про самих себя. И мы можем воскликнуть: ну, теперь-то понятно! Вот я какой – креативный и артистичный, склонный к авантюрам. Или – надежный и аккуратный, человек, на которого можно положиться. Похоже, мы нуждаемся в подсказках со стороны, потому что сами до конца не уверены в том, кто мы такие. Как правило, первые люди, которые нам рассказывают о нас, это наши родители. Чаще они говорят нам о том, кем быть, например, «хорошей девочкой», чем как «быть собой». Впрочем, их можно понять – «хорошая девочка» это вполне определенная модель поведения, а что сделает их ребенок, если предложить ему быть собой? Непредсказуемо. И не исключено, что опасно. Вот и вырастая, мы чувствуем смутную опасность в том, чтобы быть собой. Но и – вечный соблазн.

Каждый человек рождается, чтобы обнаружить, что есть «Я», понять и сформировать свой образ Я, который основан на представлениях о себе, реальном образе, и том, как видят его другие. Изначально ребенок неотделим от матери, он воспринимает мать как продолжение себя или начало, мама - это удовлетворение потребностей, это безопасность, это комфорт, это - весь мир. Но так не может продолжаться вечно и как бы комфортно это ни было, мама - отдельна, и малыш рано или поздно понимает это. Каждая «набитая шишка» символизирует появление своего собственного опыта, а, следовательно, и оформление границ и осознания собственного «Я». В первую очередь формируются границы телесного «Я» - осознание себя в своем теле. Затем развивается самоидентичность – Кто я такой? Каковы мои потребности и желания? Как я хочу действовать?

Малыш говорит «Я сам» - показывая таким образом, что хочет контролировать свой мир, хочет что-то делать. Если ему удается реализовать свою исследовательскую склонность – замечательно, но если по какой-то причине не получается, ребенок ощущает, что это бьет по его самоуважению, его чувству «Я». Это поведение настолько заметно, что некоторые психологи говорят, что потребность в автономии – выдающийся признак самости на втором и третьем году жизни. И это, по сути, единственный период, когда человек проявляется в непосредственности своих потребностей и чувств.

Немного позже в своем развитии ребенок начинает соотносить свои потребности и желания с требованиями, правилами, рекомендациями социума – семьи, детского сада, площадки, школы.  И оказывается, что следовать своим естественным потребностям не всегда хорошо – тебя могут осуждать, могут винить, ты можешь чувствовать стыд, унижение, страх отвержения. Вот и получается, что  истинные мотивы претерпевают изменения в соответствии с тем, что хорошо и принято извне – в обществе. Без этого не возможна социализация, и это действительно так. Трудно представить себе общество этаких анархистов, ведомых только лишь своими истинными потребностями, без правил, регуляторов, и законов. Так уж устроен мир.

Однако, часто бывает, что перенимая чужой опыт, взгляды, мнения человек перестает понимать, а где, собственно, его собственное? Не чужое, не принятое, а истинное «Я»?  Становится грустно от того, что понимаешь, что живешь так, чтобы «не расстроить маму» или «соответствовать образу хорошего человека», бессознательно запрещая себе целый ряд чувств и переживаний, которые естественны и органичны.

Что же все-таки значит, быть собой?

Прежде всего – быть в контакте со своими чувствами. Понимать, что ты чувствуешь, что происходит с тобой в различных ситуациях, какие при этом запускаются реакции, и как все это влияет на твое поведение и ощущение себя как «Я». Чувства – это маркеры потребностей, если потребность реализована – наступает чувство удовольствия, радости, удовлетворения, даже гордости. Обычно положительные чувства легко признаются обществом, ведь всем приятно иметь дело со счастливыми и позитивными людьми. Если потребность подавлена – то и чувства могут быть подавлены. Например, подавленная потребность вызывает злость, а злые люди – это плохие, «хорошие девочки не злятся и не кричат», это может обидеть и нарушить образ меня, как «хорошего человека». Подавленная злость намного хуже проявленной злости…  Потому что она накапливается внутри, не имеет возможности выхода, она отравляет, наполняет напряжением и разум и тело, может выражаться в обиде, страданиях, и даже болезни.

Важно быть в контакте со своими желаниями. Желания имеют большой энергетический заряд и мотив к действию. Делать, по возможности, то, что хочется, когда хочется и как хочется. Здесь мы непременно натыкаемся на «ловушки» социализации и социальные роли. Например, в выборе профессии выбираем не то, к чему лежит душа и есть стремление сердца,  а то, что престижно, ценится обществом. И парню, который прекрасно ладит с детьми, может научить чему-то, и находит в этом удовольствие и свое призвание, уже сложнее принять и реализовать свое желание стать учителем. Ведь общеизвестно «Какие мужчины идут работать в школу» во всем негативном смысле этого послания… А не секрет, что наилучших результатов человек достигает именно в том деле, которое приносит ему удовольствие. И степень успеха здесь будет зависеть от того, что делает его счастливым и удовлетворенным.

Мы неизменно спускаемся на более глубокий личностный уровень – знание и осознавание своих потребностей. Действительно ли мы хотим того, чего мы хотим. Умеем ли формулировать свои потребности и оформлять их в желания, цели и идти к их достижению. Приносит ли это радость и наполняет жизнь счастьем?

Быть самим собой означает испытывать радость от подавляющего большинства событий, происходящих в вашей жизни. Оцените свою жизнь - она радостна? Если да- то всё в порядке. Если же в числе преобладающих эмоций в вашей жизни - разочарование, а в числе преобладающих состояний - не наполненность, а усталость – то отчего это происходит?

Мы боимся что-то изменить в своей жизни, предпочитая стабильность, даже если она нас не очень то и устраивает. А потом устало разводим руками - нет в жизни счастья. Чтобы это изменить для начала нужно просто рискнуть отказаться от привычной, надоевшей стабильности и совершить что то, может, не слишком безумное, но давно желанное.

Список литературы:

  • http://niip.su/phocadownload/knigi/psix/motiv%20%20%20%20.pdf // Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. – СПб: Питер, 2002
  • Абрамова Г.С. Возрастная психология. – 4-е изд., – М., 1999
  • Культурология, Краткий тематический словарь, Драч Г.В., Матяш Т.П., Ростов н/Д: Феникс, 2001.
  • Мартинa Рой. Искусство эмоционального баланса.  Санкт-Петербург, 2009.
  • Пелевина Т.В. Нравственность и профессионализм как ценностные ориентиры молодых людей в новом веке. //Социология и общество. Тезисы докладов Первого Российского Социологического Конгресса. Санкт-Петербург, 2000.
  • Ручкин Б.А. Молодежь и становление новой России. // Социологические исследования. № 5. 2008.


  • Просмотров: 533
    Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




    Другие новости по теме:

  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Я не могу быть собой, потому что не понимаю кто это - я.
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Быть собой... Что это значит?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Хотеть, чтобы что-то случилось в нашей жизни и быть готовым это принять - очень разные вещи!
  • Кто такой маменькин сынок и что делать, если Вы осознали, что Вы – это он?
  • К иллюзии о том, что сознание принадлежит нам. Так ли это?
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Это даже хорошо, что сейчас нам плохо?
  • Шопоголизм – что это такое, почему это бывает и как от этого лечиться?
  • «ЛУЧШЕЕ, что мы можем сделать ДЛЯ СЕБЯ — это ПОЗНАКОМИТЬСЯ с собой! Какой Я?»
  • Интуиция – это знание о том, что мы ЗНАЕМ, но не знаем, что ЗНАЕМ и КАК мы это знаем
  • Если сил ни на что нет, что делать, как быть? Или, здравствуй, депрессия...
  • Пассивная агрессия, часть 1. Что это такое и как она портит нам жизнь
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Почему женщины могут притворяться, что им было хорошо, а мужчины притворяться, что верят в это
  • Хочется изменить свою жизнь, но как-то лень. Что это значит, вариант 1
  • Хочется изменить свою жизнь, но как-то лень. Что это значит, вариант 2 и 3.
  • Ревность - что это за чувство, и что за собой влечет?
  • Внутренний конфликт: что это такое и как с ним быть (нюансы понимания и возможности преодоления)
  • Не нужно притворяться, что у вас в порядке и вас все устраивает, если это далеко не так
  • Строить иллюзии и формировать ожидания - это плохо или хорошо, и что такое плохо, что такое хорошо?
  • Быть в своем центре. Что это значит?
  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!
  • У Вас меняется окружение? Что это значит и как с этим быть?
  • Стыд:Что это? Зачем он? Как с ним быть?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь