|
Королевская дорога в бессознательное: подходы к работе со сновидениямиАвтор статьи: Макаренко Амалия Алексеевна
Только для субъектов, находящихся в бодрствующем состоянии, мир один и тот же. Каждый же спящий человек вращается в своем собственном мире. Гераклит Эфесский Сновидение, как выразился однажды З.Фрейд, - это королевская дорога к пониманию бессознательного. Работа со сновидениями – одна из важнейших составляющих психотерапии. Сновидение - это одновременно и диагностика, и рецепт терапии, и сама терапия. Сновидения являются и "королевской дорогой" к пониманию отношений психотерапевта и клиента. В процессе психотерапии количество сновидений, в которых отображаются некоторые аспекты этих отношений, увеличивается. Во время сна наше сознание погружается в пучину бессознательного, где сталкивается с опасностью быть поглощенным. Многие знаменательные сны несут послания от глубинной части нашей личности и тоже могут служить переживанием. Люди во все времена пытались толковать сновидения. Все традиции толкования сходились на том, что выразить смысл сновидения трудно. Об этом сказано в Талмуде: "Сновидение, которое не получило своей трактовки, подобно письму в нераспечатанном конверте". Теория сновидений развивалась двумя путями. Представители первого пути, отталкиваясь от физиологических законов, рассматривали сновидения как нарушение нормального сна, остатки впечатлений дня. Согласно этому подходу, здоровый сон - это сон без сновидений. В подходе физиологов сновидение скорее, «нервный», нежели «психический» процесс; его возникновение рефлекторно. Первым, кто обратил внимание на психический процесс сновидения, был З.Фрейд. В его работе «Толкование сновидений» был представлен анализ феномена сновидений. Сегодня существует два подхода работы со сновидениями. Первый опирается на фрейдовский метод толкования. Для этого подхода главный вопрос в анализе сновидения «Почему?». Задача анализатора переосмысление опыта предшествующих событий. Второй подход в работе со сновидениями артикулирует вопрос: «Для чего?». С точки зрения этого подхода сновидения сигнализируют из бессознательного, эти сигналы о чем-то предупреждают, сообщают, ставят задачи перед сновидцем. Правилами работы со сновидениями являются следующие: 1) знание актуальной ситуации клиента; 2) сновидение – внутренний процесс, который происходит в бессознательном, и только сам сновидец и режиссер, и сценарист, и актер, и зрительная аудитория сновидения. Поэтому только сам сновидец и знает о чем его сновидение; 3) образы сновидения не нужно принимать буквально, они являются частями личности клиента и динамикой его психической жизни; 4) абсолютно точное толкование сновидения –это утопия; 5) каждый элемент сновидения несет информацию о сновидении в целом; 6) сновидения несут в себе потенцию роста и развития. Теория и анализ сновидений в подходе З.Фрейда. Техника анализа сновидений аналогична обычной технике психоанализа, это - свободные ассоциации. Анализ выясняет, как элементы сновидения связаны с прежним опытом клиента. Формирование сновидений – активная переработка информации; эту переработку Фрейд называл работой сна. Психоанализ же воспроизводит эти процессы в «обратном» порядке. Переработка информации в сновидении сводится к нескольким процессам: -сгущение образов вплоть до их наложения друг на друга; содержание сновидений является сокращением скрытых мыслей; в процессе сгущения некоторые мысли могут группироваться в целое, создавая причудливые комбинации; - смещение – скрытый элемент проявляется отдаленной ассоциацией, «намеком» или же на первый план выдвигается вместо важного элемента несущественный; - перевертывание – желание или действие сновидца осуществляют иные лица; - символизация – способствует маскировке мыслей сновидения; - превращение скрытых мыслей и чувств в зрительные образы; - вторичная обработка – деятельность, придающая сновидению упорядоченный вид. Теория и анализ сновидений в подходе К.Г.Юнга. Представления К.Г. Юнга о функциях сновидения связаны с его идеями о структуре человеческой психики. В модели К.Г. Юнга бессознательное является большим ресурсом, природа которого безразлична к идеям добра и зла. К.Г. Юнг писал: «Я никогда не соглашался с Фрейдом в том, что сон — это некий заслоняющий смысл «фасад» — когда смысл существует, но он будто бы нарочно скрыт от сознания. Мне кажется, что природа сна не таит в себе намеренного обмана, в ней нечто выражается возможным и наиболее удобным для нее образом — так же как растение растет или животное ищет пищу. В этом нет желания обмануть нас, но мы сами можем обмануться… Задолго до того, как я узнал Фрейда, бессознательное и сны, непосредственно его выражающие, казались мне естественными процессами, в которых нет ничего произвольного и тем более намеренно вводящего в заблуждение. Нет причин предполагать, что существует некое бессознательное природное коварство, по аналогии с коварством сознательным». К.Г. Юнг придавал большое значение диалогу между Эго и бессознательным. Сновидения, согласно данному подходу, представляет собой попытку интеграции сознания и бессознательного посредством диалога между ними. К.Г. Юнг считал, что сделать бессознательное сознательным невозможно, так как возможности Эго значительно меньше по сравнению с бессознательным. Диалог позволяет выстроить схему взаимодействия между сознанием и бессознательным. Сновидение – это доступный и естественный, не требующий усилий, диалог сознания и бессознательного. Управляет этим диалогом бессознательное, а сознание входит в контакт с тем, что ему предоставляет бессознательное. К.Г. Юнг считал, что сновидение проясняет ситуацию, является посланием, предупреждением или требованием бессознательного сознанию. Сновидения содержат в себе послания из бессознательного на трех уровнях: личное, родовое и коллективное. Сюжеты сновидений из личного бессознательного связаны с повседневной жизнью сновидца. На уровне родового бессознательного сновидец получает родовые послания, то, к чему его призывает родовая память. Родовая память организована в жизненные сценарии, планы. Родовые послания стремятся сделать уникальное Я человека типичным, родовым. Коллективное бессознательное содержит весь опыт человечества, сохранившийся в форме архетипов (первичных образов, прообразов). Архетипы на бессознательном уровне предрасполагают к тому, или иному образу организации своего личного опыта. Архетипы, согласно Юнгу, формируют содержание сновидений, которые возникают в различных видах архетипических образов сновидений. Архетипические сюжеты сновидений связаны с мифологическими, героическими, сказочными фигурами. С точки зрения данного подхода сновидения выполняют такие функции: - Манифестация архетипов – предъявление сознанию архетипических символов. Архетипы – это определенные влечения и их структуры, а не некая абстракция. Архетипы могут быть доступны сознанию только в символах. - Интерпретация диалога. Сновидение - это временный переход в потусторонний мир, погружение сознания в иную реальность, где оно получает знания, которые небходимы для развития и трансформации личности. - Компенсация. Сновидение носит компенсаторный характер, во сне Эго открыто для посланий бессознательного. Если человек запоминает сновидение, это говорит о том, что бессознательное что-то требует, а сознание сопротивляется. Юнг указывал, что сознательная позиция, с одной стороны, и бессознательное в том виде, в котором оно проявляется в сновидении, с другой, находятся в отношениях дополнения. - Амплификация. Метод интерпретации сновидения как диалога сознания и коллективного бессознательного был назван методом амплификации. Этапы амплификации: 1) После представления сновидения сновидцу предлагается свободно поиграть с символами и образами сновидения. 2) Далее следует этап сбора ассоциаций и пробные интерпретации сновидения. 3) Обращение к мифам, сказкам, легендам, религиозным сюжетам для понимания глубоких уровней символики сновидения. 4) Толкование сновидения, как носителя важной информации из бессознательного. 5) Ритуальное совершение действий, символизирующих то, к чему призывает сновидение. Теория и анализ сновидений в гештальт-подходе. В гештальттерапии работа со сновидениями предполагает рассматривать элементы сновидения как части личности, находящиеся в конфликте, как проекцию чувств, ролей и состояний. Система отношений между элементами сновидения отражает систему отношений частей личности. Сновидение – это окно в обиды, желания, конфликты, страдания; задача работы со сновиденим – интегрировать отчужденные, отвергаемые части «Я». Гештальт-подход фокусируется в своей работе со снивидениями не на понимании его содержания, а на его переживании. Переживание усиливается через фокусировку на физических ощущениях, через движения тела, жесты, мимику, скульптуру или рисунок. Сновидение – это некий незавершенный гештальт, работа со сновиденим направлена на завершение гештальта, приобретение целостности. Ф.Перлзом была предложена техника «Идентификации с образами сна». Суть техники состоит в том, что сновидцу предлагается «играть» роль персонажа сна, говорить и двигаться, исходя из этой роли. Идентификация с образами сновидения позволяет вернуть себе отвергаемые части «Я». Эпаты работы со сновидениями в гештальт-подходе: - разворачивание сновидения - сновидец рассказывает от первого лица в настоящем времени сновидение; - фокусировка на деталях - сновидец самостоятельно выделяет наиболее эмоциональные элементы сна; - идентификация с образами сновидения – сновидец последовательно отождествляется с каждым образом, говорит и действует от его имени; - органицация диалага между образами сновидения; - установление связей между элементами сновидения; - прояснение того, какие чувства, переживания, потребности отобразились в сновидении. Реплика в сторону. В реальной работе ориентация на какие угодно схемы интерпретаций в их "чистом" виде - миф. Ни одно сновидение невозможно ни полностью воспроизвести, ни полностью записать, ни полностью объяснить. Утверждая обратное, мы станем упрощать тайну. Я никогда не могу знать ВСЕ о силе, масштабах и способах, как дойти до разгадки этого таинственного процесса. Даже известный сон об инъекции Ирме, который Фрейд пытался объяснить до конца, на протяжении более ста лет продолжает подвергаться анализу и порождать новые интерпретации. Сновидение неисчерпаемо, каждый новый поворот оптики открывает его новые аспекты. Ригидность терапевта, желание втиснуть субъективность человека, которая простирается далеко за пределы схем анализа сновидений, скрывают малый опыт, тревожность и неверие себе и другому. Этим я не хочу сказать, что знания не нужны, напротив, знания, как это ни банально прозвучит, обогащают; "схемы" полезны, когда нужно что-либо пересмотреть. Пока сновидение рассматривается психотерапевтом как головоломка, детектив, для терапии это мало эффективно. Когда различные "схемы" анализа полностью усваиваются, они утрачивают свои отчетливые рубежи и имена. Но к знаниям должен присоединиться ряд подчас неуловимых и трудновыразимых источников сил психотерапевта.
Психолог, психотерапевт, консультант, онлайн-консультант Макаренко Амалия Алексеевна (г.Харьков) Тел./Viber/WhatsApp: + 3 8 067 728 80 10 Skype: amaliyamakarenko E-mail: [email protected] Веб-сайт: amaliyamakarenko.com.ua Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|