|
Юнгианский анализ. Путь Сновидения. Глубинная психология.Автор статьи: Цурко Светлана Михайловна
«Бог создал сны, чтобы показать путь спящему, глаза которого во тьме». Древнеегипетский текст.Почему и зачем человек видит сны? Какие послания приносят наши сны? Как найти ключ для расшифровки этих посланий? Сновидения всегда считались одним из самых загадочных явлений человеческой психики. Каждый из нас неоднократно интуитивно чувствовал, что в некоторых сновидениях содержится важный для нас, но неразгаданный смысл. Иногда сновидения сопровождаются острыми переживаниями - страхом, тревогой, печалью или напротив радостью и подъемом. В дополнении к этим личным переживаниям известны случаи выдающихся открытий, сделанных великими людьми, иди примеры сновидений, в которых предугадывалось будущее. Интерес к сновидениям характерен для всех эпох человеческой культуры. Существовало убеждение в том, что сновидения имеют жизненно практический смысл, и подлежат истолкованию, однако подход к ним существенно меняется па протяжении истории. Многие памятники древней письменности свидетельствуют о том, что толкование сновидений имело большое значение не только в религиозных ритуалах, по и в повседневной жизни, при решении военных и государственных вопросов (Древний Восток, Китай и др.). В сновидении видели откровения богов или вторжение демонов, один из способов контакта с "невидимым" миром. Древнейший, дошедший до нас сонник (Древний Египет) содержит истолкование 200 снов и описание магических ритуалом "защиты" спящего. Толкование сновидений с целью указания путей исцеления играло большую роль в древнейшей медицине, еще не отделившейся от религиозно-магической практики.До нашего времени дошли сведения о древнейшей практике исцеления с помощью сновидений со времен Древнего Египта. Это было в практике китайцев и индусов, индейцев и греков так же широко, как распространена современная фармакотерапия. Страждущий исцеления очень терпеливо ждал «нужного» сна, чтобы поделиться им со жрецом, целителем или шаманом, чтобы получить полезное толкование. В Библии и других древнейших источниках описаны предсказывающие и предупреждающие сны. Попытки рационального истолкования сновидений принадлежат древнегреческим философам (Демокрит, Платон, Аристотель). Основателем психологического подхода к объяснению сновидений явился Аристотель, который рассматривал их как продолжение деятельности в состоянии сна. Как доказала современная наука, людей, не видящих сны, не бывает. Известны впечатляющие исторические сведения о том, как сновидения служили проводниками творческого вдохновения. Это свидетельствует о том, что сновидения говорят на универсальном для всех языке метафор и символов. Если приложить усилия, чтобы запомнить, записать и изучить сновидения, это приводит к необыкновенным озарениям и боле е осознанному пониманию того, что нас тревожит в жизни. Немецкий ученый -химик Фридрих Август Кекуле однажды во сне увидел кусающую себя за хвост змею, благодаря чему открыл кольцеобразную форму молекулы бензола. Он тогда посоветовал своим коллегам: «Джентльмены, давайте учится видеть сны!» Фридриху Кекуле удалось в то время наиболее полно описать свойства бензола.
Когда Альберта Эйнштейна в конце жизни спросили, как у него впервые возникла идея теории относительности, он ответил, что не может вспомнить более ранних ассоциаций, чем сон, который видел в юности. Во сне он ехал на
санях. Сани разгонялись, двигаясь быстрее и быстрее, покуда не достигли скорости света, и тогда звезды начали искажаться, превращаясь в удивительные узоры и принимая поразительные цвета, ослепляя его красотой и мощью своего превращения. Во многих отношениях, подвел итог он, всю его научную карьеру можно рассматривать, как дальнейшие размышления над этим сновидением. Хрестоматийным стал случай с выдающимся российским химиком Д. И. Менделеевым, которому его таблица химических элементов приснилась после долгих и безуспешных попыток классифицировать их. Нильс Бор увидел себя во сне на скачках и понял, что линии на дорожке, между которыми бегут лошади, суть аналоги постоянных и точных орбит, по которым должны вращаться электроны вокруг ядра атома – так он создал квантовую теорию, за что получил Нобелевскую премию.
Английский писатель Роберт Луис Стивенсон говорил, что многие из его произведений были развиты и разыграны персонажами его снов и что определенно знаменитая «История доктора Джекиля и м-ра Хайда» была написана под влиянием сна. Элиас Хау в 1844 году изобрел швейную машину. Он также был вдохновлен сновидениями о техническом новшестве. Доведя себя почти до нервного расстройства при попытках изобрести машину, которая могла бы шить, Хау заснул за рабочим столом и увидел «кошмар»: его преследовали людоеды в африканских джунглях. Несмотря на неистовые усилия, он не смог скрыться от них. Они схватили его, связали и отвели в свою деревню, где бросили в огромный котел с водой, чтобы сварить живьем. Когда вода начала кипеть, путы ослабли и ему удалось освободить руки. Он пытался выбраться из котла, но всякий раз, когда он хватался за край, аборигены острыми копьями сталкивали его назад. Хау очнулся от сна в состоянии сильного беспокойства, но его разум подсказал ему: «А зачем все копья имеют отверстие?» Окончательно проснувшись, Хау внезапно осознал: «Отверстие на острие! Отверстие на острие! Вот оно что! Если переместить отверстие в игле, через которое проходит нить, вниз на острие, тогда относительно несложно создать машину, которая будет проталкивать нить через ткань, обматывать ее вокруг другой нити и опять вытаскивать ее очень быстро и эффективно». С того времени это стало основным принципом конструирования всех швейных машин, уникальный принцип которой был изобретен во сне. С изобретением Хау экономика освободилась от средневековой ручной формы производства, и произошла технологическая индустриальная революция. Человечество постоянно исследует роль таких вдохновляющих сновидений на развитие общества и мировой культуры с самых древних времен до нашего времени, что свидетельствует о важности и ценности сновидения как источника самопознания, вдохновения и творчества, приходящего из глубины человеческой природы. Сновидения также традиционно рассматривались как средство раскрытия «божественной воли» и связи с ней. Все религии мира имеют древние традиции работы со сновидениями, вплетенные в их священные тексты и устные сказания. Анализ этих традиций и сравнение сновидений, известных из истории, с нашими сновидениями показывают, что все сновидения имеют универсальный язык метафор и символов. Поэтому сновидение – универсальный человеческий феномен, для которого не существует ограничений возраста, пола, расы, общественного класса, религиозных, политических и культурных предпочтений, социальных и исторических условий. Все люди видят сновидения, практически, одним способом. Если их видят все, значит энергия творческого импульса доступна каждому, кто может найти время, чтобы запоминать свои сновидения и работать с ними. Если мы прилагаем усилия, что запомнить и записать наши сны, изучая и выражая их образы и энергию, это почти всегда приводит к необычайным открытиям, творческим идеям и более сознательному восприятию своей жизни. Энергия сновидений, благодаря сознательному усилию понимания и работе с ними, имеет трансформирующую силу, которая может быть развита и направлена на исцеление и созидание собственного жизненного пути. Изучение сновидений ведется в разных направлениях - этнографией, историей культуры, медициной, психофизиологией, экспериментальной психологией, психологией личности и психотерапией. Наиболее полно стал исследовать сновидения Карл Густав Юнг, вдохновленный трудом З. Фрейда «Толкование сновидений», где Фрейд попытался создать систематическую психологическую теорию сновидений. З. Фрейд называл сны «царской дорогой» к бессознательному. Школой психоанализа был накоплен большой клинический материал, характеризующий типы и закономерности протекания сновидений, их связь с архаическим и примитивным мышлением, с невротическими симптомами, фантазиями и т.п. Карл Густав Юнг не пытался вместить эти знания в «прокрустово ложе» фрейдовской теории, он развил новое направление аналитической психологии, занимающееся сложными глубинными процессами психики в поисках невидимого ресурса для ее исцеления. Таким источником является наше бессознательное, которое присылает нам послания с помощью сновидений, «желающих» быть узнанными и разгаданными во благо развития Души. Юнг писал: «Сны дают наиболее интересную информацию как раз тем, кто берёт на себя труд понять их символику. Результаты этого труда, конечно, имеют мало общего с такими мирскими заботами, как купля-продажа. Но смысл жизни не определяется всецело лишь деловой активностью, равно как и глубокие желания человеческого сердца не удовлетворяются банковским счётом». Cны могут иногда оповещать о некоторых ситуациях задолго до того, как те произойдут в действительности. В своей работе «Архетип и символ» Юнг так это трактовал: «И это вовсе не чудо или мистическое предсказание. Многие кризисы в нашей жизни имеют долгую бессознательную историю. Мы проходим ее шаг за шагом, не сознавая опасности, которая накапливается. Но то, что мы сознательно стараемся не замечать, часто улавливается нашим бессознательным, которое передает информацию в виде снов. Сны часто предупреждают нас подобным образом, хотя далеко не всегда. Наивным было бы поэтому считать, что существует благодетельная "рука", которая нас всегда и все время останавливает. Выражаясь определеннее, служба добродетели иногда работает, а иногда и нет. Таинственная рука может даже указать дорогу к гибели, иногда сны кажутся ловушками, каковыми и оказываются на самом деле. Порой они ведут себя как дельфийский оракул, который предвещал царю то, что, перейдя реку Халис, он разрушит огромное царство. Только после того, как он был полностью побежден в битве, выяснилось, что это царство было его собственное». Юнг называл сновидение «маленькой хорошо спрятанной дверью, которая ведёт в ту изначальную космическую ночь, которой была душа ещё до возникновения Я-сознания и которой душа становится, далеко выходя за пределы того, чего способно когда-либо достичь Я-сознание…» Его ученица и коллега доктор Мария-Луиза фон Франц – юнгианский аналитик из Швейцарии проходила личный анализ у К. Г. Юнга и непосредственно работала с ним на протяжении более тридцати лет исследуя глубины индивидуальной и коллективной психики, написала множество книг по аналитической психологии. Она так говорила об этом: «Наблюдая сны долгое время, мы, однако, замечаем у них определённые качества и функции. Сны наделены высшим разумом, некой мудростью, путеводной смекалкой, которая помогает нам. Сны показывают, где мы ошибаемся, где являемся неприспособленными; они предупреждают нас об опасности, предсказывают будущие события; они содержат намёк на глубокий смысл нашей жизни и доносят до нашего сознания озаряющие догадки, инсайты»Если вы проанализируете сны художников или гениальных учёных, например, вы обнаружите, что зачастую новые идеи эти люди открывают во сне. Эти идеи не фигурируют у них в сознательных размышлениях, а приходят из бессознательного как так называемые внезапные озарения.«У нас в распоряжении есть документы, подтверждающие, что многие учёные сначала видели математические решения во сне, прежде чем им удавалось разработать их сознательно. Поэтому мы должны заключить, что существует психическая матрица, производящая новые творческие озарения.После наблюдения человеческих снов как психического процесса, единственное, пожалуй, что мы можем сказать, это то, что матрица эта ведёт эго-сознание к более адаптированному, мудрому отношению к жизни. Например, если молодой невротичный человек отказывается входить в реальную жизнь, сон даёт ему полезный толчок к активной внешней жизни; или если старик не может принять старость и смерть, сон изображает ему смысл старости и смерти, представляя эти явления в прекрасных образах. Матрицу, которая творит наши сны, называют внутренним духовным руководителем, внутренним центром психики. Верховный бог ацтеков, например, был творцом снов и направлял людей через их сны. Христианин, вероятно, назовёт эту матрицу внутренней фигурой Христа в человеческой душе. Буддисты также признают существование такого центра. Старый мастер дзен как-то заявил, что Будда однажды изрёк: «Когда человек на верном духовном пути, ему снятся хорошие сны». Это выглядит так, как будто в нас есть высший разум, который мы могли бы назвать духовным проводником или божественным внутренним центром, и который производит сны; а цель снов – сделать оптимальной жизнь человека. Сны не могут защитить нас от превратностей судьбы, болезней и печальных событий. Но они дают нам ориентиры, советуют, как справиться с этим, как найти смысл в нашей жизни, как реализовать свою судьбу, как следовать за своей собственной звездой, так сказать, чтобы реализовать свой внутренний потенциал». "Легенда гласит, что когда боги создали человеческую расу, они начали спорить о том, где разместить ответы на вопросы о жизни так, чтобы люди должны были бы искать их. Один бог сказал: – Давайте оставим ответы на вершине горы. Люди никогда не будут искать их там. – Нет, – сказали другие боги. – Они сразу же найдут их. Другой бог сказал: – Давайте оставим ответы в центре земли. Люди никогда не будут искать их там. – Нет, – сказали другие. – Они сразу же найдут их. Затем другой бог сказал: – Давайте оставим ответы на дне моря. Люди никогда не будут искать их там. – Нет, – сказали другие. – Они сразу же найдут их. Повисла тишина… Через некоторое время другой бог предложил: – Мы можем разместить ответы в самих людях. Они никогда не будут искать их там. Так боги и сделали". II. Группы самопознания и профессионального развития. Группа по работе со сновидениями – это закрытая группа, для тех, кто хотел бы научиться помнить свои сны и понимать их значение, послания своей Души. Под руководством опытного аналитика участники свободно делятся своими чувствами и фантазиями, ощущениями и мыслями, возникающими в связи с определённым сном, что позволит развивать свое воображение, интуицию и осознанность. Здесь все учатся видеть и понимать значения образов сновидения и посланий сна на символическом уровне, постепенно накапливая позитивную трансформирующую энергию, соединяя смыслы для реальной жизненной ситуации сновидца, чтобы найти путь, указанный сновидением, подсказку, как выбраться из жизненного лабиринта или болезни. Благодаря этому опыту проживания и рефлексии снов в группе, вы лучше узнаете себя, находите необходимые жизненные решения, а также расширяете практические познания в профессиональном плане. III. СЕМИНАР Предлагаем этот семинар для всех интересующихся сновидениями и юнгианским подходом к ним. Второй день будет посвящен практической работе со сновидениями: чтобы понять язык снов через освоение определенных аналитических техник, особенно для сложных, повторяющихся и «Больших» снов по Юнгу. В процессе семинара:
ваш http://jungianclub.com/ Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|