|
Сновидения как зеркало нашей душиАвтор статьи: Головченко Ольга Владимировна
Интерес к сновидениям у человечества с древних времен. Сны наделялись пророческим, целительным и религиозным смыслом. Считалось, что во сне человек общается с Богом. Во сне мы проводим от 15 до 30 лет нашей жизни, которая координирует всю нашу реальную жизнь. Каждое сновидение индивидуально и, независимо от того драма, трагедия или комедия разыгрываются в нем оно имеет особое значение для каждого сновидца. Сон можно интерпретировать только в зависимости от личности, которая его видела, и никогда без него. Каждый символ может иметь свой уникальный смысл или быть общими для всего человечества. Сновидения имеют скрытый смысл, а это вытесненные наши желания. Сновидения проходят обработку: переработку мыслей в зрительные образы, сгущение, смещение, вторичную обработку, замену символом. При смещении сновидение может вам демонстрировать яркую картинку и как будто важную ситуацию, но самые ценные смыслы будут в маленьких деталях. Наши чувства и фантазии тоже могут смещаться с одной ситуации на другую. При сгущении в одном сне и его деталях может сконцентрировано множество скрытых желаний и мыслей. Один символ, фигура или событие могут иметь множественные значения. При косвенной репрезентации одна фигура во сне репрезентирует другую. Она может быть по сходству, обладанию общим качеством и по противоположности. Стиль сновидения часто раскрывает стиль личности сновидца, отражает его объектные отношения, тревоги и защиты. Когда сновидение не ясно, то человека просят предложить свои ассоциации к элементам сна, а также рассказать о своих чувствах в нем. Так раскрываются скрытые желания и мысли, более сложные искусные защиты. Когда работают со сновидением, проделывают работу в обратном порядке, проясняется то, что было сгущено, выправляется смещенное, а косвенная репрезентация расшифровывается. Когда мы просыпаемся, то пытаемся вспомнить, что нам снилось и додумываем его, то есть происходит вторичная обработка сновидения. Часто в интерпретации сновидения можно достичь большего результата, разбирая не столько содержание, а сколько каким образом человек подает сон. Иногда человек пытается не понять его, а для того, чтобы избавиться от дискомфортного внутреннего переживания. В терапии человек может затапливать аналитика снами, при этом значимый смысл, приводящий к развитию, может не проявляться или он окажется равнодушным к его интерпретации. Ханна Сигал пишет в своих работах, что Эго может оказаться неспособным выполнять работу сна, то есть генерировать нормальный невротический сон. При остром психозе граница между сновидением, галлюцинацией и реальностью отсутствует. В менее острых случаях сны выполняют не функцию реализации и проработки латентных мыслей сновидения, а функцию избавления от психического содержимого, функцию отыгрывания вовнутрь. Сновидение иногда приравнивается к уринации или дефикации. Иногда сам процесс рассказа о сне или запись его могут выполнять функцию эвакуации. Процесс символизации при этом нарушен или вообще отсутствует. Для людей с нарушениями психики сны психически эквивалентны конкретным событиям и имеют конкретные последствия, что неизбежно влияет на их восприятие. Исходя из вышеизложенного, современные аналитики не разбирают детально все символы сна. Первая задача – понять, является ли деталь сна символом, или это нечто конкретное. Структура сновидения отражает структуру личности. Классическая теория сновидений предполагает наличие эго, способного к адекватному подавлению и осуществлению психической работы сновидения. По мнению, Ханны Сигал, тут подразумевается, что эго в определенной мере способно к разрешению внутренних проблем. Кроме этого, эта теория предполагает способность к символизации. Фрэйд считал существование символов само собой разумеющимся, универсальным и, возможно, неизменным. В своей статье Джонс (Jones 1916) подразумевает, хотя и не утверждает открыто, что символизация включает психическую работу, связанную с подавлением: «Символизируется только подавленное – только подавленное требует символизации». Мелани Кляйн (Klein, 1930) в своей статье описывала мальчика - аутиста, неспособного создавать или использовать символы. По ее мнению, символизация осуществляется подавлением и замещением интереса к материнскому телу, в результате чего объекты внешнего мира наделяются символическим значением. В случае мальчика – аутиста воображаемая садистская атака, направленная на тело матери, порождала парализующую тревогу, в результате чего процесс символизации зашел в тупик и не происходило никакого формирования символов. Ребенок не разговаривал, не играл и не вступал не в какие коммуникации. Ханна Сигал исследовала эти явления глубже и описала символ пригодный для целей коммуникации и сублимации. Если этого не происходит, то мы можем говорить о конкретном мышлении, характерном для психозов. К словам Джонса: «символизации требует только подавленное», - Ханна Сигал добавляет: «Адекватно символизировано может быть только то, о чем можно адекватно сожалеть». Таким образом, способность к формированию неконкретного символа сама по себе является достижением эго - достижением, необходимым для формирования того типа сновидений, на которые распространяется теория Фрейда. Мы знаем, что в психотических и пограничных случаях сновидения так не функционируют. В острых психотических случаях часто не существует различия между галлюцинацией и сновидением. Бион (Bion, 1958) рассказывает о человеке, пришедшем в ужас при появлении в сновидении своего аналитика. Он воспринимал это как свидетельство того, что он действительно проглотил аналитика. Бион различал альфа и бета элементы психического функционирования. Этот процесс коммуникации и переработки описан между матерью и младенцем и от того, насколько мать способна выдержать и переработать бета элементы в альфа элементы зависит формирование здоровой психики младенца. Именно альфа элементы могут быть подавлены и обработаны и являются материалом для невротического и нормального сновидения. Младенец справляется с дискомфортом и тревогой, проецируя их на свою мать. Хорошая мать реагирует на тревогу младенца, трансформирует и ослабляет ее, а ребенок, в свою очередь, впитывает переработанное матерью. Такой материнский приемник обеспечивает психическое пространство, в котором может формироваться здоровая психика. Если же этого не происходит, то работу сновидения выполнить невозможно, и складывается психотически - конкретный тип сновидения. Я считаю, что наилучшим способом проникновения и познания внутреннего мира или души являются сновидения, идеальной формой свободных ассоциаций выступают сновидения, наилучшим доступом к детским переживаниям, а также к трансгенерационным травмам являются сновидения. Я надеюсь, что моя статья была интересна вам и расширила круг понимания сновидений. Если вы хотите разобраться со своими сновидениями, то буду рада видеть вас и помочь в разрешении внутренних переживаний. В результате терапии вы сможете улучшить качество своего сна. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|