Сновидения – концептуальные различия основных школ

Сновидения  концептуальные различия основных школ

Сновидения являются важной составляющей психической жизни человека и оказывают на нее большое влияние. Это влияние находит свое отражение в личной жизни, творчестве и профессиональной деятельности. Поэтому не случайно большое внимание расшифровке и анализу содержания сновидений уделяется в самых разных психотерапевтических школах.  Но различия взглядов и подходов на устройство психического аппарата и методов терапевтической работы с пациентом нашли свое отражение в понимании феномена сновидения. Попытаюсь описать сегодня несколько концепций в отношении работы со сновидениями.

Первая, классическая психоаналитическая концепция, была создана З. Фрейдом еще в конце 19 века и изложена в книге «Толкование сновидений», датируемой 1899 годом. В свет книга вышла в 1900 году, символизировав тем самым начало нового взгляда на сновидения. Сам Фрейд считал началом своей концепции дату 24 июля 1895 года -  ночь, когда ему приснился сон об инъекции Ирме, его пациентке, смысл которого был понят  им вечером того же дня на террасе одного венского ресторана, где, как он шутил впоследствии, нужно было бы повесить табличку: «Здесь доктором Фрейдом была разгадана тайна сновидений». Что говорит о придаваемой им важности сделанного открытия.  

Важнейший вывод, сделанный З. Фрейдом из своего сна, заключается в том, что сновидение является осуществлением желания, но в «закодированной» форме: «Сновидение освободило меня от ответственности за самочувствие Ирмы… Оно создало именно ту ситуацию, какую мне хотелось; его содержание является, таким образом, осуществлением желания, его мотив – желание».  Действие, происходящее в сновидении, согласно З. Фрейду, вызвано событиями прошлого дня, которые, в свою очередь, наложились на пережитую в раннем детстве психическую травму, «реанимированную» этими событиями.  Но сюжет, разворачивающийся в сновидении, является результатом действия механизмов сгущения, смещения и искажения, которые прячут от сновидца истинный смысл послания  бессознательного. Разгадать сновидение можно,  принимая во внимание символическое значение образов и предметов, присутствующих в сновидении. Так, например, женщина во сне может быть символизирована домом с балконами, выступами и украшениями. Так же, к женской символике относятся предметы и объекты, имеющие объем (нора, пещера и т.д…).  К мужской, соответственно, имеющие вытянутые и выпуклые формы (небоскреб, нож, ствол дерева…).  Для сновидения характерны попытки спрятать травмирующее содержание за сюжетом и, одновременно, оно само является результатом попыток возвращения вытесненного материала.

Помимо присутствующего в сновидении об инъекции Ирме желания снять ответственность за ее самочувствие, присутствует сексуальный подтекст. Это осмотр Фрейдом ротовой полости (то, что подразумевается на самом деле, находится внизу) и впрыскивание (инъекция) триметиламином (половой акт).  Контрпереносные чувства к пациентке ведут нас к травматическим переживаниям раннего детства, где они и формировались в отношениях с родителями.

Таким образом, в сновидении, которое, на первый взгляд, выглядит как осуществление желания освободиться от ответственности за самочувствие пациентки, открываются более глубокие мотивы и влечения.

Жак Лакан, не отрицая значения открытий З. Фрейда, подошел к вопросу анализа сновидений с позиции предложенной им структуры психики, состоящей из Реального, Воображаемого и Символического. Сновидение, с его точки зрения, относится к регистру Воображаемого, но содержащиеся в нем символы связывают его с Символическим. Поэтому, работу сновидения Лакан рассматривал, как обращение символа в образ, то есть, «отливание символического дискурса в изобразительные формы, то есть, в формы сновидения». Работа психоаналитика заключается в обратном: «обратить образ в символ, то есть, истолковать сновидение». Происходящее в сновидении для Лакана это цепочка из означающих, имеющих свои имена, то есть, закрепленных в Символическом.  Следуя за означающими, психоаналитик вместе с анализантом приближается к Реальному анализанта. Таким образом, раскрывая значение сновидения.

Анализируя сновидение Фрейда об инъекции Ирме, Лакан обратил внимание на связь между коллегами  Фрейда, помогающими в сновидении осмотреть Ирму, которых было трое, триметиламином, в котором тоже содержится цифра три и личной историей самого Фрейда, который имел двух сводных братьев Эммануила и Филиппа, годящихся ему по возрасту в отцы и фигуру самого отца. Таким образом, тоже трое. Первая троица, по Лакану, воплотила в сновидении вторую. Триметиламин, являющийся продуктом распада спермы, в контексте инъекции (полового акта), отсылает к переживаниям Эдипова комплекса и Ирма тогда уже не Ирма, а скрывающийся за ней образ матери.

Бессознательно, по Лакану, явилось Фрейду в Сновидении во вновь повторяющихся триадах, как потустороннее по отношению к субъекту: «…в функционировании сновидения замешано нечто такое, что лежит по ту сторону эго; это нечто внутри субъекта, которое одновременно причастно субъекту и субъекту не принадлежит, и есть бессознательное».

Другой последователь З. Фрейда, Альфред Адлер, создавший впоследствии собственную теорию индивидуальной психологии, считал, что цель сновидения состоит в том, чтобы: «…показать больному его подготовительную работу и упражнения, которые обычно разоблачают его как аранжировщика своего недуга, продемонстрировать, как он, опираясь на иносказательные символы и тенденциозно подобранные эпизоды, пытается подойти к имеющимся у него проблемам с той стороны, которая позволяет ему осуществить свое индивидуальное желание, заранее определенное его фиктивной целью». То есть, от позиции Фрейда это отличается, как минимум, тем, что сновидение это не осуществление желания, а подготовка сновидца к осуществлению желания в состоянии бодрствования.

Сексуальные мотивы, по мнению Адлера, не лежат в основе сновидений, что так же расходится с теорией Фрейда.  Их основой является тенденции самоуважения и господства над другими, которые противоречат самоуничижению и саморазрушению.

Как пример, Адлер приводит случай своей пациентки, страдавшей страхом открытых пространств и прикованной болезнью к постели, вследствие чего не имеющей возможности контролировать свое торговое дело непосредственно.  Ей снится, что она входит в магазин и видит, как девушки-продавцы играют в карты. Адлер считает, что в сновидении пациентка переносится в будущее, где она уже может встать и контролировать свое дело. Вся ее жизнь пронизана убеждением, что без нее не может быть никакого порядка. По подготовительной работе сновидения можно судить, что как только она поправиться, то отправиться в магазин и обнаружить множество нарушений. Возможно, что там на самом деле играли в карты. Адлер считает, что: «Для того, чтобы осветить неясное будущее, ей нужно только знание, которое дает сновидение, так как оно соответствует цели ее превосходства».  

«…сновидение, подобно характеру, чувствам, нервному симптому, аранжируется конечной целью сновидящего».

Адлер считал, что сновидения используют для зашифровки своих посланий абстрактные, детские символы, напоминающие выразительные поэтические образы. Например, считал он, чреватое риском решение замещается предстоящим школьным экзаменом, сильный противник – старшим братом, мысль о победе – полетом ввысь, угроза – пропастью или падением.

Еще один из бывших последователей З. Фрейда, разошедшийся с ним во взглядах, К.Г. Юнг, считал, что источником сновидений не стоит считать только жизненный опыт человека, поскольку он может получать в сновидении послания и сигналы коллективного порядка, являясь членом общества. Поэтому, считал он, для толкования сновидений необходимо знание значения образов, пришедших в сновидении, в среде, их породившей. Поскольку человек связан с социумом единым коллективным бессознательным.

Во сне обязательно символически проявляются архетипы коллективного бессознательного, которые, в свою очередь, являются частью самого сновидца. Архетип - это психическая форма опыта, а символ является его конкретным проявлением. Количество архетипов очень велико, но Юнг выделял первыми в этом списке такие архетипы, как Эго, Персона, Тень, Анима, Анимус, Самость.  

В отличие от Фрейда, Юнг не считал, что сновидение является всего лишь зашифрованным исполнением запретных желаний сновидца, для него сон это манифестация бессознательного, его чистый язык. Юнг предлагал два подхода к анализу снов: объективный, где каждый образ соотносится с реалиями жизни сновидца и субъективный, где каждый образ является элементом его души. Принять субъективный подход  сновидцу гораздо труднее, так как при трактовке ему раскрываются имеющиеся у него негативные импульсы. Чрезмерная травматизация вынуждает психику защищаться отрицанием.  Например, при субъективном подходе убийца во сне является выражением деструктивных импульсов самого человека и принять это, значит согласиться с тем, что таковые импульсы у него имеются по отношению к другим, может быть очень близким в реальной жизни, персонажам сновидения. Гораздо безопасней, на первом этапе, трактовать образы и персонажи сна относительно реалий жизни сновидца, то есть объективно.

Идеи Юнга, впрочем, также как и идеи Фрейда, есть продукт анализа собственных  переживаний, психических травм и сновидений. Главное сновидение Юнга, снившееся  долгие годы, позволило ему сделать вывод о том, что как в сновидении, так и в анализе, самым важным является процесс обретения Самости – самого себя, своего центра личности, обретения баланса:

Герой несет в руке горящую свечу и движется навстречу урагану. За героем следует темный силуэт, от которого приходится в ужасе уходить все быстрее. Главным  во сне является желание сохранить огонь свечи и пройти через все препятствия.

Только сохранение огня свечи может установить баланс между сознательным и бессознательным и привести к гармонии.

Юнговское обретение Самости перекликается с экзистенциальностью в содержании сновидений Ф. Перлза. Который считал, что сновидение: «…это не просто незаконченная ситуация или текущая проблема, это не симптом и не реактивное образование. Сон имеет экзистенциальный смысл. Это зкзистенциальное послание. Оно касается всего нашего существования, всего нашего жизненного сценария».

В гештальт-терапии сны рассматриваются не как исполнение желаний, а как неудачные попытки завершить актуализацию определенной фигуры и работа со сном заключается как бы в продолжение сна. Ф. Перлз выделяет четыре шага в работе со сновидениями. Первый – пересказ клиентом содержания сна как истории из прошлого. Второй шаг предполагает замену прошлого времени на настоящее и тогда сон оживает. Далее клиент становится постановщиком и постепенно переходит к разыгрыванию сна. На четвертом шаге клиент становится актером и декорациями, то есть, всем тем, что есть во сне. Иными словами, клиенту предлагается стать сном и обратиться к сновидцу с осознанным в ходе работы экзистенциальным посланием.

Знаменитая фраза Фрейда о сновидении как королевской дороге в бессознательное звучит у Перлза как «королевская дорога к интеграции через препарирование сновидения».

Описанные выше концепции, с одной стороны, являются критикой друг друга, но с другой, могут и дополнять видение картины мира сновидений.  В различиях же отражена индивидуальность авторов. Поскольку каждый из нас индивидуален и уникален в своих жизненных историях, переживаниях и сновидениях, то, для того, чтобы раскрыть свое желание,  приблизиться к Реальному, осуществить индивидуальное желание, обрести Самость или интегрироваться, необходимо выработать собственный подход, концепцию, на базе уже имеющихся.



Просмотров: 347
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Сон Татьяны («Евгений Онегин») и пример его интерпретации как сновидения клиента
  • Что есть сон, а что реальность, и есть ли между ними грань?.... А может все наоборот и спим мы наяву?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Толкование сновидения - на примере Фрейда и Ирмы
  • Что является самым важным для любого человека?
  • "Анализ сновидений" в группе - что это и как это работает?
  • У меня есть проблема, но мне это нравится: что такое вторичная выгода и как её обнаружить
  • Как так получается, что ожидание результата важнее его самого? (техника включения ожидания)
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Что для Вас является важным в жизни?
  • Инсайт - что это и как его поймать?
  • ОКР - что это и как его лечить?
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Прокрастинация. Что это за зверь, и как его одолеть.
  • Зачем подростку здоровый образ тела, на что обращать внимание, и как его выстроить.
  • Я самоутверждаюсь – значит, я существую?... Самоутверждение за счет других – что это и как его понимать?
  • Как желание быстро иметь то, чего у тебя пока нет, не позволяет пользоваться тем, что у тебя есть.
  • «Делай, что должен, с тем, что имеешь, там, где ты есть». Остановка на действие. Часть 1.
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Как мужчина может всего одной фразой обесценить все то, что вы ему говорите
  • Делай, что можешь, с тем, что имеешь, там, где ты есть.
  • Как принять его таким, какой он есть, если не принимается??
  • Эссе по работе З. Фрейда «Толкование сновидений»
  • Что является хорошим результатом психологической работы?
  • Фундамент нашего мира – это не что иное, как отражение знаний о нём каждого конкретного человека
  • Где все, что было, где радость секса… и как все это пережить!?
  • Что именно является лечебным элексиром для души клиента?
  • Психолгия сновидений: часто задаваемые вопросы. А если я не вижу снов, что это означает?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь