|
Тело сновидения. Как соприкоснуться?Автор статьи: Могилевкина Ирина Владимировна
«Тело сновидения». Теория В своей книге 1993 года «Тело шамана» Арнольд Минделл определяет тело сновидения как «основная часть нашего существа, которую мы воспринимаем как бессмертную». Все мы идем дорогой смерти, боремся с внутренними силами и внешними ограничениями. Дорога смерти, пишет Минделл, это битва с обществом и неуверенностью в себе, битв за возможность погрузиться во время сновидения. Почему иногда удается найти островок спокойствия среди хаоса и переизбытка информации, а иногда мы тонем в потоке забот и хлопот? На это Минделл отвечает нам – «Психологи говорят, что у человека много нерешенных проблем, которые необходимо проработать. Но не таков ответ шаманов, которые говорят, что дух воздействует на разум». И далее Минделл говорит о том, что польза и будущее как психологии так и шаманизма зависят от общего пути этих двух дисциплин. Итак, каким же образом мы можем почувствовать, осознать свое тело сновидения, свою бессмертную, вечную часть или хотя бы приблизиться к ее восприятию? Да, восприятие, осознание – это одни из важнейших понятий в процессуально-ориентированной психологии. Восприятие и осознание – это то, что мы можем развивать, тренировать и увеличивать «разрешительную способность» (по аналогии с разрешительными способностями приборов точного видения) своего сознания. Такие понятия как «консенсусная реальность» и «неконсенсусная реальность» или что звучит понятнее и приятнее для русского слуха «объективная реальность», «субъективная реальность» были введены Минделлом и его коллегами для объяснения взаимосвязи между восприятием и переживаемым нами опытом. Реальность консенсуса (КР)– это коллективное понимание природы реальности. Это то, что изучает экспериментальная психология (методологический подход, занимающийся лабораторными исследованиями психики). Неконсенсусная реальность (НКР) содержит субъективный сноподобный опыт, который обычно не согласован, не считается «реальным», такой как сны, чувства, фантазии, проекции и другие переживания из которых состоит наш внутренний мир. Каким образом связаны КР и НКР? Как мы можем сознательно и по собственной воле перемещаться между этими двумя реальностями или двумя уровнями восприятия, чтобы тренировать осознание и научиться различать тонкие переходы между этими двумя уровнями внимания? Что мы сделали на встрече клуба в сентябре? Практика Одна из участниц встречи рассказала свой недавний сон. Задание для других участников было – наблюдать за своими чувствами и ощущениями. Наблюдать за тем, что с ними происходит в то время как они слушают сон и за тем как меняется их состояние. Дело в том, что когда хотя бы один человек в группе погружается в «субъективную реальность» (а рассказывая свой сон вслух именно туда, в НКР, погружается человек), то тем самым он активизирует переживания «субъективной реальности» во всех остальных присутствующих. В обычной повседневной жизни наше внимание большей частью поглощено разнообразной внешней информацией. Для нашего повседневного ума жизнь это набор целей, которых необходимо достичь и набор дел, требующих от нас внимания для их осуществления. Как правило, некогда особо наблюдать за своими чувствами и ощущениями. Чувства и ощущения мы замечаем когда они «перешагивают» определенный порог и уже настоятельно требуют нашего внимания, захватывают нас и тогда мы бежим к психологу (когда нас захватывают в плен чувства) или к врачу (когда захватывают, пугают ощущения тела). Итак, сон одной из участниц Сон оказался про тюрьму. Сновидица во сне обнаружила себя в тюрьме, где был выкопан лаз на свободу. Она выбралась на свободу, на зеленую травку, но вспомнила о других узниках и решила вернуться, чтобы вывести из тюрьмы остальных. Второй раз выйти из тюрьмы не удалось, так как снаружи появились какие-то люди, препятствующие выходу узников на свободу. Сон вызвал у участников группы чувства тревоги, надвигающейся опасности, злости. Почему именно эти чувства вызвал сон? В субъективной реальности, во внутреннем мире каждого человека есть опыт переживания полярных состояний свободы-несвободы. (Хотя противоположное, полярное состоянию свободы это состояние рабства, но возьмем сейчас более нейтральное и не перегруженное разными смыслами понятие «несвободы»). Пересказ своего сна сновидицей активизировал соответствующие области внутреннего мира каждого из участников, области, связанные с переживанием опыта свободы-несвободы. Данный опыт всегда состоит из двух фигур – кого ограничивают (во сне участницы это была она сама и другие узники тюрьмы), кто ограничивает кого-то. В представленном сне в роли ограничителей люди, преграждающие выход, тюрьма, а также призрачные (то есть подразумевающиеся в ситуации, но не проявленные) фигуры тюремщика, блюстителя закона, создателя законов. Важный момент Важно отметить, что чаще всего мы идентифицируемся, отождествляем себя с тем, чью свободу ограничивают. Нам более знакомо состояние «узника», чем «тюремщика». Тюремщиков и ограничителей свободы мы проецируем на внешний мир, на людей и обстоятельства. А это значит, что для нашего сознания нет доступа ко «второй половине пазла». Что делать с чувствами? Для того, чтобы преобразить, трансформировать тревожные чувства участников мы проделали следующую работу. Каждый участник вспомнил свой опыт переживания ограничения свободы. Это могло быть воспоминание из школьной жизни, когда родители заставляли рано просыпаться или делать уроки, ограничивая желание поспать подольше или пойти погулять. Это могло быть воспоминание, связанное с работой, когда начальство требовало работать сверхурочно или кто-то нарушал планы на отдых и т.д. В этом опыте необходимо было выделить две фигуры – я, чью свободу ограничивают и фигуру того, кто ограничивает. Затем каждый разыгрывал свою ситуацию с помощниками таким образом, чтобы можно было побыть в своей роли, в роли того, кто ограничивает свободу, а также в роли того, что смотрит на взаимодействие двух фигур со стороны. Это называется процесс развертывания чувств, раскрытия опыта, который ранее был слабо дифференцированным, не полным. В процессе раскрытия опыта, развертывания чувств каждому удалось осознанно прожить оба противоположных состояния (кого ограничивают кто ограничивает) и посмотреть на отношения полярностей со стороны. Заключение В результате те чувства, который вызвал сон в момент рассказа, преобразились. Изменилось отношение участников к сну и к сновидческим образам, которые активизировал данный сон. Восприятие участников исследовало ранее недоступный для сознания фрагмент своего внутреннего мира, неконсенсусной реальности и таким образом зона осознаваемого немного расширилась, часть личной бессознательной информации перешла в зону осознавания. Или если об этом же сказать иначе – граница между сознательным и бессознательным сдвинулась, захватив новые территории, как свет фонаря, продвигаясь вперед, захватывает новые области, которые прежде были во тьме. А по поводу полярности свобода-рабство каждый может поразмышлять самостоятельно и запустить поиск для ответа на вопрос: «В рабстве у каких своих привычек, убеждений, представлений или желаний я нахожусь?». Ответы могут быть самыми неожиданными и наверняка дадут необходимое топливо для дальнейшего исследования возможностей своего внимания, восприятия, осознания.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|