|
«Сбывающиеся сновидения». Психологический анализ собственного иррационального опыта.Автор статьи: Антон Сергеевич Задорожный
«Между “я делаю” и “я понимаю, что я делаю” бывает не просто огромное различие, но подчас даже откровенное противоречие. Поэтому есть сознание, в котором преобладает бессознательность, и сознание, где доминирует осознанность». - К.Г. Юнг Приступив к написанию финальной версии данного текста я до сих пор считаю предложенную в этой статье тему недостаточно изученной (как и, для примера, тему восприятия времени в патопсихологии). Что до патопсихологии, то я оговорюсь, что знаком с понятиями déjà vu и jamais vu, а также о том, что такое конфабуляции, криптомнезии и как могут проявляться психологические защиты. Поэтому если Вы читаете данный текст, то попытайтесь осмыслить написанное с целью постижения научной Истины. Ваше право, соглашаться с моими предварительными выводами, или нет. Более того, я не прошу Читателя мне поверить. Как молодой специалист с практическим опытом я убежден, что знания бесполезны тогда, когда мешают психологу видеть проблемы и своеобразия клиента. А, кроме того – мешают импровизировать, т.е. действовать не столько по учебнику, сколько интуитивно. Прежде чем приступить к изложению своего опыта, хотел бы добавить, что для меня психология существует не только как наука (предмет и метод), но и как искусство. Первое – это цифры, а второе – понимание специалистом сущности этих цифр, вписанных психологом в живую личность клиента на страницах заключения для истории болезни. Для большей глубины понимания, на мой взгляд, людьми и придуман феноменологический, качественный анализ в психологии. Я считаю, что мой иррациональный опыт, систематизированный в данном тексте, может быть полезен современной психологической науке как таковой. В конце концов, все новое когда-то было казуистикой. Избегая делать далеко идущие выводы на фоне ряда снов, которые сбылись в точности, реализуясь в фактах моей жизни (и жизни моих друзей, некоторым из которых я заранее «предсказывал» то, что произойдет) я, все же сделаю попытку проанализировать сон о гибели моего близкого друга (это произошло в 2009-ом году). Для статьи я выбрал именно этот сон как наиболее провокационный и лучше всего сохранившийся в моей памяти case из всех «сбывающихся сновидений». Удобства ради, разобью этот случай на пункты под номерами. Уточню по хронологии: сон приснился зимой 2009-го, а друга не стало в мае 2009-го.
Добавлю, что, в тот момент, когда я видел сон о смерти друга (или любой другой, такого рода) я испытывал прямо во сне необъяснимое ощущение крайней степени интереса и недоумения. Помню, как я, смотря сон об Артуре испугался, «изнутри сна» – как зритель в кинотеатре, – того, что вижу: первый этаж школы, еловые ветки, какое-то странное фото Артура [как оказалось, это была распечатка кадра с оцифрованного VHS видео. Фото прилагаю к тексту]; затем, желтый автобус и незнакомые здания, множество разных людей возле умершего Артура, лежащего в гробу; и наконец, тело Артура в гробу уже непосредственно перед погребением, на одном из кладбищ его родного Кингиссепа. Вот те отрывки этого сна, так, как я их видел, канва сновидения. Примечательно и то, что события поначалу складывались таким образом, что попасть на похороны я не мог. В последний момент О. Щ., мой одноклассник, объяснил завучу, что я – друг Артура и что мы с ним близко общались. До того, как я узнал от Олега, что завуч включил меня в список провожающих Артура в последний путь, я уже предполагал на основании сна, что каким-то образом поеду на похороны: первая часть сна уже сбылась, осталось только, чтобы сбылась вторая. Сразу заверю, что я ни разу не заикнулся о том, чтобы поехать вместе со всеми – и, таким образом, решил проверить, что будет. Не трудно догадаться, что такое врезается в память на всю жизнь. Это могло бы быть простым кошмаром – если бы Артур сейчас был жив и сон бы не воплотился в реальность. Но этот сон стал явью и все что я могу сейчас сделать – это рассказать Вам о нем. Здесь важно указать также то, что я увидел все своими глазами в действительности так, как я видел это во сне. Но если во сне я удивлялся тому что вижу, думал: «как это?» и «почему?», то непосредственно по дороге в Кингиссеп и на похоронах, когда я вновь становился участником тех событий, которые видел заранее, я уже спрашивал себя «Как это возможно?», «Почему это сбылось?». Кроме того, «вещий» сон состоял из указанных мною отрывков, но, что примечательно, когда я стал непосредственным участником событий, все что могло казаться абсурдным стало целостным и логичным.
А) Со стороны субъективного восприятия во сне: чувство обостренного интереса к видимому событию или всему сюжету сновидения; переживание необычности сновидения как такового. В остальном, примечательно то, что сохраняется частичная способность критически воспринимать сновидение, что позволяет его зафиксировать в памяти; Б) Со стороны физиологии: когда сон воплощается в реальность отмечал за собой тахикардию, внезапную потливость, при моментальном сличении увиденного ранее сновидения и реального теперь события. Также, появляются мурашки. Подобный момент узнавания в связи с ранее виденным сновидением я называю «чувством чекпоинта», прохождения контрольной точки, в которой совпадают сон и событие. В) Со стороны памяти и мышления: попытка забыть такого рода сон возможна, но будущее все равно настигает. То, что может казаться нелогичным во сне, становится совершенно логичным в реальности; Г) В момент чувства чекпоинта, мои попытки повлиять на разворачивающееся передо мной событие становится невозможным: воля как бы парализуется так, что все происходит точно как я видел, собираясь будто пазл. Теперь немного критики в адрес обозначенного выше. Когда я рассказал одной из своих преподавательниц об этом случае (арт-терапевту, знающему специалисту в своей области) она со скепсисом ответила мне буквально следующее: – Да, я бы еще задумалась о случае молодого человека. – Это происходило на одной из лекций. Разговор начался потому, что мы обсуждали отношение людей к смерти. – Я бы вам даже поверила… В том случае если бы передо мной лежал дневник с записями сновидений и датой. Тогда можно было бы протестировать вас и это бы дало информацию о специфичности вашей личности. На это я начал пытаться приводить аргументы для того, чтобы объяснить необъяснимое. Это было глупо, потому что для человека, который работает в психологии большую часть своей жизни важны факты, а мои слова могут означать что угодно. Я понимал ее недоверие. Она сказала: – Вы пытаетесь доказать. Не надо. Важно, что это ваш собственный опыт столкновения со смертью. Вероятно, женщина посчитала, что я рационализировал удобным для себя образом смерть своего близкого друга для того, чтобы пережить его утрату. Через несколько дней, неудовлетворенный этим ответом, я подошел к этой женщине, в перерыве между лекциями, увидев ее у крыльца Института: – Здравствуйте. Помните, я Вам рассказывал на уроке про смерть друга, которая мне приснилась заранее? Вы тогда еще сказали, что будь у меня дневник сновидений, то Вы бы могли мне поверить, что это правда. Она кивнула и я продолжил: – Я думал об этом и вспомнил, что у меня есть свидетель. Однажды у меня был похожий сон, но только о смерти папы одного моего [школьного] друга. Уже после этого сна, но еще до того, как он сбылся я приехал к Юре [так его зовут] в гости и там на кухне начал описывать свой сон, внезапно вспомнив его. Еще спросил: «а у тебя случайно никто недавно не умер?». Он сказал, что нет, и тогда я ему рассказал свой сон [сюжет: люди на кухне в черном, все ведут себя тихо с трагичными лицами. Крупным планом распухшее от слез лицо пожилой женщины, в черном платке – мать Юры прощалась с ушедшим из жизни супругом]. А не так давно его отец умер и Юра, помня наш разговор сказал, что все сбылось так, как я пересказал ему в тот день в гостях. Так что это косвенно может служить подтверждением того, что и первая история правда. Действительно, после смерти отца мы с Юрой не раз возвращались к тому сну, который сбылся. Конечно, он знал о моем опыте со сном Артура и даже верил мне, но все, как любой нормальный человек, сомневался в истинности моих слов. После того что произошло с его папой он как-то сказал мне: «Вот Антон, зная твой сон и видя как все обернулось я теперь совсем не знаю, чему верить – науке или религии? Везде говорят свое, а происходит что-то третье». Я четко знаю, что, не снились бы мне эти сны, не сбывались бы они в дальнейшем и тогда я бы воспринимал смерть Артура Северина как нечто ужасное, но, может быть, случайное. Я бы мог свободно предполагать, что мог бы поехать в Кингиссеп на похороны и поминки, а мог бы и не поехать. Так же и Юрий – не обладая знанием заранее мог бы считать, что смерть отца – дело случая. Горестный момент, но, ничего не поделаешь. Но раз эти сны предвещают то, что произойдет и это происходит в точности, то это говорит о очень жестком детерминизме, множестве поступков, причин и последствий – сжатых в миг актуальной ситуации, которая без этих снов – воспринимается остальными (и это естественно!), как что-то само собой разумеющееся, от них самих зависящее. В моем случае, сбывающиеся сны как бы высвечивают связи этих причин и следствий. Как мне кажется, они дают понять, что есть некий план. И все происходящее тогда это лишь цепочка мелочей, которая приведет к увиденному во сне финалу. К слову, переоценка личного отношения к смерти у меня произошла, но не в направлении оправдания произошедшего, а в сторону «мир устроен сложнее, чем представляется и не исчерпывается его научной картиной». Известно, что К.Г. Юнг, как ученый и практик не верил в случайности. Он также признавал существование т.н. телепатических сновидений, отмечая «проспективную» – то есть, позволяющую высветить индивиду варианты событий его будущего функцию сновидений, наряду с другими, уже к тому времени известными. Однако, сохранял осторожность и мудро замечал, что не стоит надеяться на то, что бессознательная антиципация посредством сна является всегда безошибочным средством для предсказывания сознательного будущего конкретного человека. «Речь идет просто о “прикидывании” вероятностей, которое в определенных условиях, разумеется, может и совпасть непременно и сойтись с ним во всех деталях. О пророчестве можно было бы говорить лишь в этом последнем случае» [1, c. 143]. – Пишет исследователь. Замечу, что в другом месте он написал, что не встречал таких телепатических сновидений, сюжет и события которых совпали бы целиком и полностью с увиденными во сне событиями. В противном случае, подчеркивает ученый, можно удариться в крайности типа фанатизма или фатализма, мистику. Тем не менее, он допускает возможность того, что содержание подобных снов с элементами предвидения будет более эффективным, учитывая что с течением времени структура личности человека видоизменяется. Но для меня наиболее показательным являются следующие его строки: «Обыкновенно в литературе по телепатическим сновидениям упоминаются лишь те из них, где с пространственной или временной локализацией “телепатически” предвосхищается какая-нибудь особенно заряженная аффективно ситуация и где, стало быть, предвосхищение или “знание на расстоянии” в определенной степени объясняется человеческой важностью события (скажем, чьей-нибудь смерти) или по меньшей мере подталкивает к такому объяснению. Такой канве следовало большинство наблюденных мною телепатических сновидений» [1, c.152]. Думаю, не будет ошибкой сказать, что если сон это одно из измененных состояний сознания, тогда логично, чтобы за изучение данного явления взялась психология измененных состояний сознания; если это патология, то клиническая и патопсихология может с полным правом тоже взяться за изучение этой особенности. Также правомерно рассматривать сны как форму психической деятельности, которая, может быть частично сознательной. Следовательно, – мое наивное предложение для психофизиологов и психоаналитиков – в перспективе полезно на научной основе а для начала, как всегда хотя бы теоретически разобрать по категориям соотношение между сознательным и бессознательным и их функциями во время сна. Рабочий вариант классификации феномена сбывающихся сновидений я оформил в 2012 году. Не углубляясь в приведение дополнительных примеров увиденных сновидений (в целях простоты и краткости изложения), она сводится к следующим двум вариантам. I) Сбывающиеся сновидения о том, что произойдет в дальнейшем при мне: а) Видение ситуации от своего лица (чаще всего – то есть так, как я затем видел это в реальной жизни); б) Видение ситуации, в которую я буду включен, но взгляд как бы со стороны (реже всего); II) Сбывающиеся сновидения о том, что произойдет не при мне, но о чем я узнаю в дальнейшем: 1) Видение ситуации от лица других людей (как в случае сна о смерти отца моего друга Юрия); 2) Сон о сне другого человека (причем, вид от его лица). Представить это со стороны сложно, поэтому, приведу наглядный пример. Однажды мне приснился сон, будто бы я голая девушка, которая зимой бежит по городской улице, мимо ларька, прохожих людей прямо по снегу, испытывая при этом дикий стыд и панику. Для меня было комичным то, что на голове девушки имелась лишь шапка-ушанка. Утром я посмеялся об увиденном, и забыл. Через какое-то время (меньше месяца спустя), я познакомился с девушкой из другого города в ICQ, в связи с чем у нас завязалась переписка. Очень скоро собеседница не без удивления рассказала мне, о СВОЕМ сне, который был в точности таким же по сюжету, каким видел его я. Мы остались в недоумении о произошедшем, ведь для нее сон был актуален, а я его уже смотрел до того, как он ей приснился; 3) Видение ситуации глазами персонажа книги, которую прочту в будущем. Формулировка шизофреничная, и мне сложно будет дать уточнения, но я попробую. Когда я учился в старшей школе, мне приснился яркий «сбывающийся» сон, который мне показался необычным – было ощущение погружения в иную культуру, получения нового опыта, целенаправленных перемещений в пространстве на молекулярном уровне (по другому эти образы мне не воспроизвести). Вскоре после этого, через пару недель максимум, я взял почитать книгу Карлоса Кастаньеды, в которой обнаружил сюжетную линию о духовной практике, даже в мелочах совпадающую с тем, что я пережил во сне до ее прочтения. При обнаружении данного отрывка (которое не было организовано мной нарочно), включались те психосоматические изменения, которые я уже перечислял. Прекрасно понимаю, как сумасшедше может выглядеть описанное, и тем не менее. Вероятно, доклад Юнга «О синхронизме» к современной ему публике также вызвал немало удивления. Тем не менее, я считаю, что он понимал, о чем говорит, и мои наблюдения за снами косвенно подтверждают то, что он пытался донести до людей в своем выступлении. Позволю высказать себе еще одно предположение. Как известно, Фрейд называл сны «королевской дорогой к бессознательному», ведь во снах, как мы знаем, логика сознательной жизни зачастую не работает, а механизмы контроля Эго ослаблены. Известно также, что Фрейд, опасающийся за будущее психоанализа, основоположником которого он был, хотел, чтобы это учение оставалось в рамках его теории сексуальности. Логично, что гении, первооткрыватели и инноваторы зачастую не видят или не хотят видеть никакого другого объяснения тому феномену, который они открыли и природу которого объяснили. И в этом их сложно обвинить. Если вспомнить лекции Фрейда о психоанализе, которые он читал в США, то в них он прямо утверждает, что не намерен уходить в мистику при толковании сновидений, подобно древним людям, которые верили, что сны позволяют видеть будущее. Возникает риторический вопрос: действительно ли Фрейд не сталкивался со снами о будущем, подобными моим, или он решил отбросить их в сторону как то, что не вписывается в рамки его объяснительной системы? Подчеркну, под конец, еще кое-что. Я не верю в сны, я их время от времени наблюдаю. А еще знаю, что в психологии простых ответов на поставленные вопросы не существует. Некоторые могут предположить, что я фаталист или же очень религиозный человек. К религии я холоден, а под фатализмом предпочитаю понимать те человеческие возможности, которые предваряются в действительность в каждый момент времени. Иначе говоря, мое понимание фатальности, предопределенности происходящего НЕ исключает сознательной активности человека, категорий Свободы и Ответственности, свободы выбора и их многочисленных антиподов, а вбирает их в себя. Жизнь фатальна только тогда, когда любая мелочь, (хорошая или плохая она с точки зрения морали), поступок или действие должно и не может не произойти. Иначе говоря, теоретически я могу вообразить мир как систему, в которой любые варианты наших поступков могут быть учтены, но практически я не вижу в этом смысла. И тем не менее, что было – то было. Собственно, по мудрому наставлению своего научного руководителя я и обратился к трудам Юнга, а также, создал сообщество в социальной сети по данному вопросу: http://vk.com/checkpointdreams_antonz Идея была проста – посмотреть на отклики и характер обратной связи от тех, у кого (предположительно) существует подобная ability. Впрочем, я не рассматриваю то, что имею как способность, поскольку не умею ее контролировать. Перейдя по ссылке Вы можете без труда отметить большое количество троллинга и шуток. Но не только, есть и противоположные случаи. А несколько человек (просившие их не идентифицировать, в случае публикации данного текста) писали мне ряд личных сообщений, в которых излагали мне свои эпизоды из жизни, совпавшие с «сбывающимися сновидениями». Вот и все, чего нам удалось достичь в избранном направлении. Если интересно, то философы постмодерна, объясняющие сущность экзистенциального переворота в структуре личности наших дней дают понять: для каждого из нас с вами его субъективное понимание происходящего может быть или оставаться единственно верным. В широком смысле, руководствуясь этими взглядами, любой может сказать, что в его картине мира (и том, как он ее реализует) нет «правильного и неправильного», «хорошего и плохого», в том случае, если осознает свою ответственность за происходящее в жизни перед самим собой. Например,«Человек духовной свободы “сверхновой” эпохи вынужден постоянно балансировать на вершине пирамиды, среди психологических координат которой – ответственность за свободу и одиночество в ответственности. Поэтому слишком часто оказывается значительно проще соскользнуть с вершины» [2, c. 120] – разъясняет А.И. Извеков исторически сложившуюся ситуацию, в условиях которой оказалась личность нашего времени. Итак, я попытался описать и проанализировать свой иррациональный опыт переживания «сбывающихся» или, по-Юнгу, «телепатических сновидений». Очевидно, что это лишь первый шаг к изучению данного феномена как с точки зрения причин, так и в плане понимания его механизмов. Как видно, ни к чему приплетать сюда религиозное мировоззрение в любом его варианте. Возможно, нам стоит задуматься о существовании надсознательного, как того, что заставляет, минуя большую часть сознательного контроля проникать в настоящее время сквозь сон в сущность того, что произойдет в будущем. В любом случае, данная индивидуалистская статья – скорее теоретическое основание для научной разработки проблемы. Этот текст пока еще – рекомендация, чем конкретное руководство к действию. Остается только спросить, как много людей переживали в своей жизни подобное? Будем ли мы считать это проявлением нормы, или отклонением от оной? Наконец, как уравновесить качественный и количественный анализ материала, собираемого специалистом по данной проблеме? Ведь, когда мы говорим о новом в жизни психического, грань между субъективным и объективным методами оценки может быть тонка. Список использованной литературы: 1. Юнг К. Г. Общие подходы к психологии сновидения [первоначально опубликована в Лондоне, под названием «The Psychology of Dreams» (Collected Papers on Analytical Psychology) в 1916 г.]. Об энергетике души / Пер. с нем. В. Бакусева – 3-е изд. – М.: Академический проект, 2013. – 280 с. – (Психологические технологии). 2. Извеков А. И. Взросление человечества: Кризис переходного возраста. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2011. – 127 с. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|