«Сбывающиеся сновидения». Психологический анализ собственного иррационального опыта.

«Между “я делаю” и “я понимаю, что я делаю” бывает не просто огромное различие, но подчас даже откровенное противоречие. Поэтому есть сознание, в котором преобладает бессознательность, и сознание, где доминирует осознанность». - К.Г. Юнг

Приступив к написанию финальной версии данного текста я до сих пор считаю предложенную в этой статье тему недостаточно изученной (как и, для примера, тему восприятия времени в патопсихологии). Что до патопсихологии, то я оговорюсь, что знаком с понятиями déjà vu и jamais vu, а также о том, что такое конфабуляции, криптомнезии и как могут проявляться психологические защиты. Поэтому если Вы читаете данный текст, то попытайтесь осмыслить написанное с целью постижения научной Истины. Ваше право, соглашаться с моими предварительными выводами, или нет. Более того, я не прошу Читателя мне поверить.

Как молодой специалист с практическим опытом я убежден, что знания бесполезны тогда, когда мешают психологу видеть проблемы и своеобразия клиента. А, кроме того – мешают импровизировать, т.е. действовать не столько по учебнику, сколько интуитивно. Прежде чем приступить к изложению своего опыта, хотел бы добавить, что для меня психология существует не только как наука (предмет и метод), но и как искусство. Первое – это цифры, а второе – понимание специалистом сущности этих цифр, вписанных психологом в живую личность клиента на страницах заключения для истории болезни. Для большей глубины понимания, на мой взгляд, людьми и придуман феноменологический, качественный анализ в психологии.

Я считаю, что мой иррациональный опыт, систематизированный в данном тексте, может быть полезен современной психологической науке как таковой. В конце концов, все новое когда-то было казуистикой.

Избегая делать далеко идущие выводы на фоне ряда снов, которые сбылись в точности, реализуясь в фактах моей жизни (и жизни моих друзей, некоторым из которых я заранее «предсказывал» то, что произойдет) я, все же сделаю попытку проанализировать сон о гибели моего близкого друга (это произошло в 2009-ом году). Для статьи я выбрал именно этот сон как наиболее провокационный и лучше всего сохранившийся в моей памяти case из всех «сбывающихся сновидений». Удобства ради, разобью этот случай на пункты под номерами. Уточню по хронологии: сон приснился зимой 2009-го, а друга не стало в мае 2009-го.

  • Я готов сказать, что этот сон не был ничем вроде «самореализующегося пророчества». Объясню почему: Артуру я об этом сновидении ничего не говорил, а о его состоянии здоровья я знал только, что он себя плохо чувствует и поэтому решил полечиться в больнице (с его слов), и что, видимо, у него дистрофия (по слухам). Внешне Артур был худым молодым человеком.
  • Примечательно, что когда мне приснился этот памятный сон о том, как я узнаю о смерти друга и попадаю на его похороны, мы оба были в больницах. Здесь я осмелюсь предположить, что это не просто схожие ситуации, а то, что позволило мне точнее почувствовать будущее. Вероятно, это усилило эмоциональную связь между нами. Такая аффективная заряженность предвосхищаемой во сне ситуации, или же, взаимоотношений между людьми по-видимому является определяющей для его формирования. То есть, я согласен с тем, о чем говорил Юнг в ряде своих работ.
  • Артур ушел из жизни по медицинским причинам. Я склонен считать, что его дистрофия была связана с кардиомиопатией, от которой он и умер. Итак, смерть моего друга была закономерна. Причиной тому была болезнь. В связи с этим очень интересно, и я в сотый раз хочу подчеркнуть на этих страницах, что сон приснился мне не после его смерти, а за три или четыре месяца до его кончины. Следовательно, это не может быть фантазия или обычный сон фрейдовской трактовки – мечты, вытесненные переживания, страх кастрации или же не до конца переработанная информация о том, что произошло за день. Это не подходит, потому что мой сон был о будущем и то, что мне приснилось сбылось в реальности точно так, как я видел это во сне. А это, если Вы внимательно отнеслись к приведенным выше цитатам, как раз то, чего Юнг не встречал в своей аналитической практике.
  • Поскольку данный сон приснился мне до ухода из жизни человека, постольку, это сновидение не было попыткой рационализации потери друга. Сон сбылся, факт на лицо – человек умер, но это было позднее. Это служит лишним подтверждением того, что, то сновидение не было иллюзией (искажением действительности, реального объекта) или галлюцинацией.

Добавлю, что, в тот момент, когда я видел сон о смерти друга (или любой другой, такого рода) я испытывал прямо во сне необъяснимое ощущение крайней степени интереса и недоумения. Помню, как я, смотря сон об Артуре испугался, «изнутри сна» – как зритель в кинотеатре, – того, что вижу: первый этаж школы, еловые ветки, какое-то странное фото Артура [как оказалось, это была распечатка кадра с оцифрованного VHS видео. Фото прилагаю к тексту]; затем, желтый автобус и незнакомые здания, множество разных людей возле умершего Артура, лежащего в гробу; и наконец, тело Артура в гробу уже непосредственно перед погребением, на одном из кладбищ его родного Кингиссепа.

Вот те отрывки этого сна, так, как я их видел, канва сновидения. Примечательно и то, что события поначалу складывались таким образом, что попасть на похороны я не мог. В последний момент О. Щ., мой одноклассник, объяснил завучу, что я – друг Артура и что мы с ним близко общались. До того, как я узнал от Олега, что завуч включил меня в список провожающих Артура в последний путь, я уже предполагал на основании сна, что каким-то образом поеду на похороны: первая часть сна уже сбылась, осталось только, чтобы сбылась вторая. Сразу заверю, что я ни разу не заикнулся о том, чтобы поехать вместе со всеми – и, таким образом, решил проверить, что будет. Не трудно догадаться, что такое врезается в память на всю жизнь. Это могло бы быть простым кошмаром – если бы Артур сейчас был жив и сон бы не воплотился в реальность. Но этот сон стал явью и все что я могу сейчас сделать – это рассказать Вам о нем.

Здесь важно указать также то, что я увидел все своими глазами в действительности так, как я видел это во сне. Но если во сне я удивлялся тому что вижу, думал: «как это?» и «почему?», то непосредственно по дороге в Кингиссеп и на похоронах, когда я вновь становился участником тех событий, которые видел заранее, я уже спрашивал себя «Как это возможно?», «Почему это сбылось?». Кроме того, «вещий» сон состоял из указанных мною отрывков, но, что примечательно, когда я стал непосредственным участником событий, все что могло казаться абсурдным стало целостным и логичным.

  • Помню, что проснувшись, я был в шоке от увиденного сна. Он запомнился очень ярко и полдня я не мог выбросить его из головы. Открыв глаза тем утром, я был в холодном поту, часто дышал и сердце быстро билось. Таковы были физиологические проявления. Так же, я помню, как, еще находясь под влиянием того странного ощущения я все старался обдумать сон, уже тогда предполагая, что он может сбыться (ведь до этого сна были и другие подобные этому, которые тоже сбылись). При этом, как любой человек, привыкший рассуждать логически и анализировать, я надеялся, что все пройдет гладко и в конечном счете решил не говорить другу о сне ровным счетом ничего – вы видите, что вновь я постарался максимально исключить свое влияние на ситуацию. Я хочу сказать, для меня была абсурдной тогда мысль отнестись к этому сну серьезно, но уже в то утро я впервые с особенной четкостью осознал, что этот сон принципиально отличается от обычных сновидений по своей психологической природе.
  • На основании данного сбывшегося полностью сновидения, а также ряда других  таких же, я могу с достаточной степенью точности отметить то, что дифференцирует «сбывающиеся сны» от обыкновенных, более нам привычных:  

А) Со стороны субъективного восприятия во сне: чувство обостренного интереса к видимому событию или всему сюжету сновидения; переживание необычности сновидения как такового. В остальном, примечательно то, что сохраняется частичная способность критически воспринимать сновидение, что позволяет его зафиксировать в памяти;

Б) Со стороны физиологии: когда сон воплощается в реальность отмечал за собой тахикардию, внезапную потливость, при моментальном сличении увиденного ранее сновидения и реального теперь события. Также, появляются мурашки. Подобный момент узнавания в связи с ранее виденным сновидением я называю «чувством чекпоинта», прохождения контрольной точки, в которой совпадают сон и событие.

В) Со стороны памяти и мышления: попытка забыть такого рода сон возможна, но будущее все равно настигает. То, что может казаться нелогичным во сне, становится совершенно логичным в реальности;

Г) В момент чувства чекпоинта, мои попытки повлиять на разворачивающееся передо мной событие становится невозможным: воля как бы парализуется так, что все происходит точно как я видел, собираясь будто пазл.

Теперь немного критики в адрес обозначенного выше. Когда я рассказал одной из своих преподавательниц об этом случае (арт-терапевту, знающему специалисту в своей области) она со скепсисом ответила мне буквально следующее:

– Да, я бы еще задумалась о случае молодого человека. – Это происходило на одной из лекций. Разговор начался потому, что мы обсуждали отношение людей к смерти. – Я бы вам даже поверила… В том случае если бы передо мной лежал дневник с записями сновидений и датой. Тогда можно было бы протестировать вас и это бы дало информацию о специфичности вашей личности.

На это я начал пытаться приводить аргументы для того, чтобы объяснить необъяснимое. Это было глупо, потому что для человека, который работает в психологии большую часть своей жизни важны факты, а мои слова могут означать что угодно. Я понимал ее недоверие. Она сказала:

– Вы пытаетесь доказать. Не надо. Важно, что это ваш собственный опыт столкновения со смертью.

Вероятно, женщина посчитала, что я рационализировал удобным для себя образом смерть своего близкого друга для того, чтобы пережить его утрату. Через несколько дней, неудовлетворенный этим ответом, я подошел к этой женщине, в перерыве между лекциями, увидев ее у крыльца Института:

– Здравствуйте. Помните, я Вам рассказывал на уроке про смерть друга, которая мне приснилась заранее? Вы тогда еще сказали, что будь у меня дневник сновидений, то Вы бы могли мне поверить, что это правда.

Она кивнула и я продолжил:

– Я думал об этом и вспомнил, что у меня есть свидетель. Однажды у меня был похожий сон, но только о смерти папы одного моего [школьного] друга. Уже после этого сна, но еще до того, как он сбылся я приехал к Юре [так его зовут] в гости и там на кухне начал описывать свой сон, внезапно вспомнив его. Еще спросил: «а у тебя случайно никто недавно не умер?». Он сказал, что нет, и тогда я ему рассказал свой сон [сюжет: люди на кухне в черном, все ведут себя тихо с трагичными лицами. Крупным планом распухшее от слез лицо пожилой женщины, в черном платке – мать Юры прощалась с ушедшим из жизни супругом]. А не так давно его отец умер и Юра, помня наш разговор сказал, что все сбылось так, как я пересказал ему в тот день в гостях. Так что это косвенно может служить подтверждением того, что и первая история правда.

Действительно, после смерти отца мы с Юрой не раз возвращались к тому сну, который сбылся. Конечно, он знал о моем опыте со сном Артура и даже верил мне, но все, как любой нормальный человек, сомневался в истинности моих слов. После того что произошло с его папой он как-то сказал мне: «Вот Антон, зная твой сон и видя как все обернулось я теперь совсем не знаю, чему верить – науке или религии? Везде говорят свое, а происходит что-то третье».

Я четко знаю, что, не снились бы мне эти сны, не сбывались бы они в дальнейшем и тогда я бы воспринимал смерть Артура Северина как нечто ужасное, но, может быть, случайное. Я бы мог свободно предполагать, что мог бы поехать в Кингиссеп на похороны и поминки, а мог бы и не поехать. Так же и Юрий – не обладая знанием заранее мог бы считать, что смерть отца – дело случая. Горестный момент, но, ничего не поделаешь. Но раз эти сны предвещают то, что произойдет и это происходит в точности, то это говорит о очень жестком детерминизме, множестве поступков, причин и последствий – сжатых в миг актуальной ситуации, которая без этих снов – воспринимается остальными (и это естественно!), как что-то само собой разумеющееся, от них самих зависящее.

В моем случае, сбывающиеся сны как бы высвечивают связи этих причин и следствий. Как мне кажется, они дают понять, что есть некий план. И все происходящее тогда это лишь цепочка мелочей, которая приведет к увиденному во сне финалу. К слову, переоценка личного отношения к смерти у меня произошла, но не в направлении оправдания произошедшего, а в сторону «мир устроен сложнее, чем представляется и не исчерпывается его научной картиной».

Известно, что К.Г. Юнг, как ученый и практик не верил в случайности. Он также признавал существование т.н. телепатических сновидений, отмечая «проспективную» – то есть, позволяющую высветить индивиду варианты событий его будущего функцию сновидений, наряду с другими, уже к тому времени известными. Однако, сохранял осторожность и мудро замечал, что не стоит надеяться на то, что бессознательная антиципация посредством сна является всегда безошибочным средством для предсказывания сознательного будущего конкретного человека. «Речь идет просто о “прикидывании” вероятностей, которое в определенных условиях, разумеется, может и совпасть непременно и сойтись с ним во всех деталях. О пророчестве можно было бы говорить лишь в этом последнем случае» [1, c. 143]. – Пишет исследователь. Замечу, что в другом месте он написал, что не встречал таких телепатических сновидений, сюжет и события которых совпали бы целиком и полностью с увиденными во сне событиями. В противном случае, подчеркивает ученый, можно удариться в крайности типа фанатизма или фатализма, мистику. Тем не менее, он допускает возможность того, что содержание подобных снов с элементами предвидения будет более эффективным, учитывая что с течением времени структура личности человека видоизменяется.

Но для меня наиболее показательным являются следующие его строки:

«Обыкновенно в литературе по телепатическим сновидениям упоминаются лишь те из них, где с пространственной или временной локализацией “телепатически” предвосхищается какая-нибудь особенно заряженная аффективно ситуация и где, стало быть, предвосхищение или “знание на расстоянии” в определенной степени объясняется человеческой важностью события (скажем, чьей-нибудь смерти) или по меньшей мере подталкивает к такому объяснению. Такой канве следовало большинство наблюденных мною телепатических сновидений» [1, c.152].

Думаю, не будет ошибкой сказать, что если сон это одно из измененных состояний сознания, тогда логично, чтобы за изучение данного явления взялась психология измененных состояний сознания; если это патология, то клиническая и патопсихология может с полным правом тоже взяться за изучение этой особенности. Также правомерно рассматривать сны как форму психической деятельности, которая, может быть частично сознательной. Следовательно, – мое наивное предложение для психофизиологов и психоаналитиков – в перспективе полезно на научной основе а для начала, как всегда хотя бы теоретически разобрать по категориям соотношение между сознательным и бессознательным и их функциями во время сна.

Рабочий вариант классификации феномена сбывающихся сновидений я оформил в 2012 году. Не углубляясь в приведение дополнительных примеров увиденных сновидений (в целях простоты и краткости изложения), она сводится к следующим двум вариантам.

I) Сбывающиеся сновидения о том, что произойдет в дальнейшем при мне:

а) Видение ситуации от своего лица (чаще всего – то есть так, как я затем видел это в реальной жизни);

б) Видение ситуации, в которую я буду включен, но взгляд как бы со стороны (реже всего);

II) Сбывающиеся сновидения о том, что произойдет не при мне, но о чем я узнаю в дальнейшем:

1) Видение ситуации от лица других людей (как в случае сна о смерти отца моего друга Юрия);

2) Сон о сне другого человека (причем, вид от его лица). Представить это со стороны сложно, поэтому, приведу наглядный пример. Однажды мне приснился сон, будто бы я голая девушка, которая зимой бежит по городской улице, мимо ларька, прохожих людей прямо по снегу, испытывая при этом дикий стыд и панику. Для меня было комичным то, что на голове девушки имелась лишь шапка-ушанка. Утром я посмеялся об увиденном, и забыл. Через какое-то время (меньше месяца спустя), я познакомился с девушкой из другого города в ICQ, в связи с чем у нас завязалась переписка. Очень скоро собеседница не без удивления рассказала мне, о СВОЕМ сне, который был в точности таким же по сюжету, каким видел его я. Мы остались в недоумении о произошедшем, ведь для нее сон был актуален, а я его уже смотрел до того, как он ей приснился;

3) Видение ситуации глазами персонажа книги, которую прочту в будущем. Формулировка шизофреничная, и мне сложно будет дать уточнения, но я попробую. Когда я учился в старшей школе, мне приснился яркий «сбывающийся» сон, который мне показался необычным – было ощущение погружения в иную культуру, получения нового опыта, целенаправленных перемещений в пространстве на молекулярном уровне (по другому эти образы мне не воспроизвести). Вскоре после этого, через пару недель максимум, я взял почитать книгу Карлоса Кастаньеды, в которой обнаружил сюжетную линию о духовной практике, даже в мелочах совпадающую с тем, что я пережил во сне до ее прочтения. При обнаружении данного отрывка (которое не было организовано мной нарочно), включались те психосоматические изменения, которые я уже перечислял.

Прекрасно понимаю, как сумасшедше может выглядеть описанное, и тем не менее. Вероятно, доклад Юнга «О синхронизме» к современной ему публике также вызвал немало удивления. Тем не менее, я считаю, что он понимал, о чем говорит, и мои наблюдения за снами косвенно подтверждают то, что он пытался донести до людей в своем выступлении.

Позволю высказать себе еще одно предположение. Как известно, Фрейд называл сны «королевской дорогой к бессознательному», ведь во снах, как мы знаем, логика сознательной жизни зачастую не работает, а механизмы контроля Эго ослаблены. Известно также, что Фрейд, опасающийся за будущее психоанализа, основоположником которого он был, хотел, чтобы это учение оставалось в рамках его теории сексуальности. Логично, что гении, первооткрыватели и инноваторы зачастую не видят или не хотят видеть никакого другого объяснения тому феномену, который они открыли и природу которого объяснили. И в этом их сложно обвинить.

Если вспомнить лекции Фрейда о психоанализе, которые он читал в США, то в них он прямо утверждает, что не намерен уходить в мистику при толковании сновидений, подобно древним людям, которые верили, что сны позволяют видеть будущее. Возникает риторический вопрос: действительно ли Фрейд не сталкивался со снами о будущем, подобными моим, или он решил отбросить их в сторону как то, что не вписывается в рамки его объяснительной системы?

Подчеркну, под конец, еще кое-что. Я не верю в сны, я их время от времени наблюдаю. А еще знаю, что в психологии простых ответов на поставленные вопросы не существует.

Некоторые могут предположить, что я фаталист или же очень религиозный человек. К религии я холоден, а под фатализмом предпочитаю понимать те человеческие возможности, которые предваряются в действительность в каждый момент времени. Иначе говоря, мое понимание фатальности, предопределенности происходящего НЕ исключает сознательной активности человека, категорий Свободы и Ответственности, свободы выбора и их многочисленных антиподов, а вбирает их в себя. Жизнь фатальна только тогда, когда любая мелочь, (хорошая или плохая она с точки зрения морали), поступок или действие должно и не может не произойти. Иначе говоря, теоретически я могу вообразить мир как систему, в которой любые варианты наших поступков могут быть учтены, но практически я не вижу в этом смысла. И тем не менее, что было – то было. Собственно, по мудрому наставлению своего научного руководителя я и обратился к трудам Юнга, а также, создал сообщество в социальной сети по данному вопросу: http://vk.com/checkpointdreams_antonz

Идея была проста – посмотреть на отклики и характер обратной связи от тех, у кого (предположительно) существует подобная ability. Впрочем, я не рассматриваю то, что имею как способность, поскольку не умею ее контролировать. Перейдя по ссылке Вы можете без труда отметить большое количество троллинга и шуток. Но не только, есть и противоположные случаи. А несколько человек (просившие их не идентифицировать, в случае публикации данного текста) писали мне ряд личных сообщений, в которых излагали мне свои эпизоды из жизни, совпавшие с «сбывающимися сновидениями». Вот и все, чего нам удалось достичь в избранном направлении.

Если интересно, то философы постмодерна, объясняющие сущность экзистенциального переворота в структуре личности наших дней дают понять: для каждого из нас с вами его субъективное понимание происходящего может быть или оставаться единственно верным. В широком смысле, руководствуясь этими взглядами, любой может сказать, что в его картине мира (и том, как он ее реализует) нет «правильного и неправильного», «хорошего и плохого», в том случае, если осознает свою ответственность за происходящее в жизни перед самим собой.

Например,«Человек духовной свободы “сверхновой” эпохи вынужден постоянно балансировать на вершине пирамиды, среди психологических координат которой – ответственность за свободу и одиночество в ответственности. Поэтому слишком часто оказывается значительно проще соскользнуть с вершины» [2, c. 120] – разъясняет А.И. Извеков исторически сложившуюся ситуацию, в условиях которой оказалась личность нашего времени.

Итак, я попытался описать и проанализировать свой иррациональный опыт переживания «сбывающихся» или, по-Юнгу, «телепатических сновидений». Очевидно, что это лишь первый шаг к изучению данного феномена как с точки зрения причин, так и в плане понимания его механизмов. Как видно, ни к чему приплетать сюда религиозное мировоззрение в любом его варианте.

Возможно, нам стоит задуматься о существовании надсознательного, как того, что заставляет, минуя большую часть сознательного контроля проникать в настоящее время сквозь сон в сущность того, что произойдет в будущем. В любом случае, данная индивидуалистская статья – скорее теоретическое основание для научной разработки проблемы. Этот текст пока еще – рекомендация, чем конкретное руководство к действию.

Остается только спросить, как много людей переживали в своей жизни подобное? Будем ли мы считать это проявлением нормы, или отклонением от оной? Наконец, как уравновесить качественный и количественный анализ материала, собираемого специалистом по данной проблеме? Ведь, когда мы говорим о новом в жизни психического, грань между субъективным и объективным методами оценки может быть тонка.

Список использованной литературы:

1. Юнг К. Г. Общие подходы к психологии сновидения [первоначально опубликована в Лондоне, под названием «The Psychology of Dreams» (Collected Papers on Analytical Psychology) в 1916 г.]. Об энергетике души / Пер. с нем. В. Бакусева – 3-е изд. – М.: Академический проект, 2013. – 280 с. – (Психологические технологии).

2. Извеков А. И. Взросление человечества: Кризис переходного возраста. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2011. – 127 с.

Сбывающиеся сновидения  Психологический анализ собственного иррационального опыта



Просмотров: 437
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Обнимайте друг друга, продолжайте говорить даже тогда, когда ссоритесь
  • Женская народная мудрость: чего не помню, того и не было
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • Только тогда, когда принесешь в жертву самого себя, только тогда
  • Мама, которая ещё есть! Что делать после того, как ты начал прощать …
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Я его слепила из того что было, а потом что было тех и получаю.
  • Попытка поменять свою жизнь в один момент, может сделать этот момент – последним
  • Хочу, чтобы в моей жизни больше не было проблем. Вы уверены, что и правда этого хотите?
  • Для того чтобы видеть, нужно быть Здесь!
  • Как быть с депрессией из-за того, что не могу определиться в жизни?
  • Привычка быть одной, как вариант того, что «моё от меня не уйдёт, а чужого мне не надо»
  • Не ждите от мужчины того, чего у него и не было никогда
  • Если в ваших отношений есть все это, тогда вам действительно очень повезло
  • Психолгия сновидений: часто задаваемые вопросы. А если я не вижу снов, что это означает?
  • «Я ем не для того, чтобы есть, я ем для того, чтобы выжить».
  • Возвращение к своей жизни (или Чему человека может научить кот)
  • Он говорит - что проблема в вас. Когда есть сомнения, того ли мужчину вы выбрали.
  • Лепим отношения из того, что было
  • 5 причин того, почему этот вид предательства является самый худшим из возможных
  • А может быть все было не так…( о пользе действия номер ноль).
  • Почему мы не говорим того, что должны, или как мы делаем друг друга несчастными во взаимоотношениях …
  • Я его слепила из того, что было....
  • Я его слепила из того, что было
  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • Меню твоей жизни может быть очень вкусным и разнообразным
  • Что нужно для того, чтобы встретить Своего человека и Взаимную любовь!?
  • 10 книг, перевернувших жизнь и сделавших из меня того, кто я есть



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь