Некоторые патопсихологические особенности членов террористических группировок

 С точки зрения психиатрии многие террористы (особенно из низшего эшелона в террористической иерархии – боевиков) относятся к психопатам, то есть асоциальным личностям без очевидных психических расстройств, но с аномалиями характера и поведения. В англоязычной литературе их иначе называют социопатами, а в соответствии с Международной классификации психических и поведенческих расстройств 10-го пересмотра (МКБ-10) – лицами с личностными расстройствами. В силу сложности социальной адаптации и коррекции поведенческих паттернов данная аномалия психического развития представляет собой особый интерес не только для психиатров, но и для представителей смежных дисциплин: психологов, криминалистов и криминологов [1, 12].

В соответствии с предложенными в МКБ-10 диагностическими критериями к личностным расстройствам причисляют «глубоко укоренившиеся и постоянные модели поведения, проявляющиеся ригидными ответными реакциями на широкий диапазон личностных и социальных ситуаций в виде чрезмерных, либо существенно отклоняющихся от обычного  образа жизни особенностей восприятия, мышления, чувствования и интерперсональных отношений. Личностные расстройства представляют собой онтогенетические состояния, проявляющиеся в детстве и подростковом возрасте и сохраняющиеся в период зрелости» [8]. Считается, что они не являются вторичными по отношению к другому психическому расстройству или заболеванию мозга, хотя могут предшествовать другим расстройствам или сосуществовать с ними [2].

Непосредственно термин «психопатии» ввел I.Koch в 1891 году. В своей классификации пограничных состояний он выделил наряду с другими психическими аномалиями конституциональные  варианты психопатических личностей, не претерпевавших на протяжении всей жизни существенных изменений. Свое определение психопатий с точки зрения механизмов адаптации и онтогенеза предлагает Т.Б.Дмитриева. Оно гласит: «психопатия – это вариант аномальной конституции, генетически обусловленной и проявляющейся в результате средовых влияний через асинхронию нейроонтогенеза в виде измененной реактивности в отношении внешних и внутренних воздействий, которая обнаруживается на всех уровнях организма: от поведенческого и характерологического до физиологического и морфологического» [4]. 

В 1946 г. В.А.Гиляровский выдвигает тезис, предполагающий, что «психопатами чаще делаются, чем рождаются». Возможно, поэтому до сих пор при изучении личностной аномалии в детской психиатрической практике наибольшее внимание уделяется хронической, повседневной психотравматизации в микросреде и неправильному воспитанию. Первоначально нарушения поведения у детей и подростков выступают в виде различных реакций – характерологических и патохарактерологических. Результаты лонгитудинальных исследований позволяют проследить возрастную динамику возникновения у детей нарушений поведения – вначале «оппозиционного девиантного поведения», затем «расстройства поведения». Первоначальные проявления упрямства (в возрасте 3 года) дополняются последующей раздражительностью и протестными реакциями (6 лет), ложью (8 лет), затем жестокостью к животным, дракам, порчей чужого имущества (10 лет). В подростковом возрасте нарастает склонность к насилию (11 лет), уходам из дома и воровству (13 лет). В старшем подростковом возрасте поведение становится антисоциальным и попадает в нозологические рамки антисоциального расстройства личности [11].

Замечено, что при психопатиях аномальными являются не отдельные характерологические нарушения, как это имеет место при акцентуациях характера [7], а весь психический склад, вся личность в целом. При этом обязательный для психопатий признак – тотальность личностных отклонений – обычно сочетается с их стойкостью и такой степенью выраженности, которая нарушает способность к адаптации. Таким образом, наличие совокупности вышеуказанных признаков (тотальность, стабильность, дезадаптация) определяет правомерность установления диагноза психопатии (триада П.Б.Ганнушкина-О.В.Кербикова) [2].

Наряду с этим немаловажным является наличие: 1) определенной психопатической структуры личности (возбудимой, истерической и т.д.); 2) преимущественно однотипного способа психопатического реагирования; 3) клинической динамики (реакции, декомпенсации, фазы, патологическое развитие); 4) аффективных колебаний [3].

Классики отечественной психиатрии В.П.Сербский и Е.К.Краснушкин в качестве общего клинического признака для всех психопатических личностей называют неустойчивость, неуравновешенность всей душевной жизни, дисгармоничное, неравномерное развитие отдельных душевных способностей, либо чрезмерные изменчивость и податливость личности внешним воздействиям, либо чрезмерно выраженное  постоянство, косность личности в своих крайних выражениях, кроме того, неприспособленность к условиям жизни. Так же выделяются следующие признаки психопатий: неспособность отсрочить удовольствие, кратковременность увлечений, неспособность считаться с последствиями, недостаточное умение делать выводы из собственного опыта, неумение правильно синтезировать, несоразмерность ответных реакций, преобладание аффектов над интеллектом, неправильная оценка реальности и игнорирование правды, нежелание считаться с обществом [10].

Кроме того общими ключевыми симптомами в сфере эмоций и межличностных отношений у них являются: велеречивость и поверхностность; эгоцентризм и претенциозность; дефицит угрызений совести и чувства вины, дефицит сострадания и ответственности, поверхностность эмоций, лживость и непорядочность. Для психопатов характерны импульсивность, неконтролируемость поведения, постоянная потребность в острых ощущениях, проблемное поведение в детском и антисоциальное поведение во взрослом возрасте [14].

Следует иметь в виду, что один (или несколько) перечисленных признаков могут обнаруживаться у любого человека и не свидетельствовать о психопатии. Надлежащий диагноз специалист ставит тогда, когда все симптомы проявляются в комплексе (в форме синдрома) и когда каждый из них достигает определенной степени выраженности. В противном случае  следует говорить о наличии акцентуации характера, которая обнаруживается только в определенных условиях – либо в силу биологических пертурбаций во время пубертатного периода («пубертатные кризы»), либо чаще под влиянием особого рода психических травм или трудных ситуаций в жизни, а именно тех, которые предъявляли повышенные требования к «месту наименьшего сопротивления» в характере [7].

В своих трудах П.Б.Ганнушкин, Г.Е.Сухарева, Г.К.Ушаков подчеркивают, что в основе личностной патологии лежат аномалии развития, т.е. нарушения формирования определенных механизмов высших психических функций. В  этом значении термины «аномалия личности», «аномалия характера», «аномальная психическая конституция» становятся продуктивными, позволяя вычленить из дисгармонических свойств личности только те, которые являются результатом аномального развития или дизонтогенеза [6]. 

Г.С.Юмашев и К.Ренкер приводят схему, раскрывающую возможное влияние преимущественно социального конфликта на личностный преморбид: социальный конфликт (обособление, уединение, напряжение) – дезинтеграция личности – заболевание [15]. При этом авторы особую роль отводят изменениям преморбидной «почвы». Однако А.И.Захаров подчеркивает, что чем острее психотравма, тем меньшую роль играют личностные особенности [5]. 

В соответствии с МКБ-10 выделяют следующие виды  психопатий (в современной формулировке – личностных расстройств): параноидное, шизоидное, диссоциальное, эмоционально-неустойчивое, истерическое, ананкастное (обсессивно-компульсивное), тревожное (уклоняющееся) и зависимое [8].

Параноидное расстройство личности характеризуется: 1) чрезмерной чувствительностью к неудачам и отказам; 2) отношением свысока, тенденцией постоянно быть недовольным кем-то, отказом прощать оскорбления; 3) подозрительностью и общей тенденцией к искажению фактов путем неверного истолкования нейтральных или дружеских действий других людей в качестве враждебных или презрительных; 4) воинственно-щепетильным отношением к вопросам, связанным с правами личности, что не соответствует фактической ситуации; 5) возобновляющимися неоправданными подозрениями относительно сексуальной верности супруга или полового партнера; 6) тенденцией к переживанию своей повышенной значимости, что проявляется постоянным отнесением происходящего на свой счет; 7) охваченностью несуществующими «законспирированными» толкованиями событий как личного, так и общественного характера.

Шизоидное расстройство личности должно удовлетворять следующему описанию: 1) мало что доставляет удовольствие или вообще ничего (ангедония); 2) эмоциональная холодность, отчужденная или уплощенная аффективность; 3) неспособность проявлять теплые, нежные чувства по отношению к другим людям, равно как и неспособность проявлять гнев; 4) слабая ответная реакция как на похвалу, так и на критику; 5) незначительный интерес к сексуальным контактам; 6) повышенная озабоченность фантазиями и интроспекцией; 7) почти неизменное предпочтение уединенной деятельности; 8) заметная индифферентность к социальным нормам и условиям; 9) отсутствие близких друзей или доверительных связей и желания иметь такие связи.

Диссоциальное расстройство личности выражается грубым несоответствием между поведением и господствующими нормами и характеризуется: 1) бессердечным равнодушием к чувствам других; 2) грубой и стойкой позицией безответственности и пренебрежения социальными правилами и обязанностями; 3) неспособностью поддерживать взаимоотношения при отсутствии затруднений в их становлении; 4) крайне низкой толерантностью к фрустрациям, а также низким порогом разряда агрессии, включая насилие; 5) неспособность испытывать чувство вины и извлекать пользу из жизненного опыта, особенно из наказания; 6) выраженной склонностью обвинять окружающих или выдвигать благовидные объяснения своему поведению, приводящему субъекта к конфликту с обществом.

Эмоционально неустойчивое расстройство личности характеризуется повышенной импульсивностью без учета последствий, неустойчивостью настроения, сниженной способностью планировать собственную деятельность. Выделяются две разновидности этого личностного расстройства: импульсивный и пограничный тип. При первом преобладает эмоциональная неустойчивость и импульсивность, при втором, наряду с эмоциональной лабильностью, отмечается нарушение образа «Я» в виде трансформации намерений и внутренних предпочтений человека.

Истерическое расстройство личности характеризуется: 1) самодраматизацией, театральностью, преувеличенным выражением эмоций; 2) эмоциональной лабильностью и поверхностью; 3) постоянным стремлением к возбужденности, признанию со стороны окружающих; выбор и предпочтение видов деятельности, при которых человек находился бы в центре внимания; 4) внушаемостью, чувствительностью к влиянию со стороны окружающих лиц или обстоятельств; 5) неадекватной обольстительностью во внешнем виде и поведении; 6) чрезмерной озабоченностью физической привлекательностью.

Ананкастное (обсессивно-компульсивное) расстройство личности проявляется: 1) чрезмерной склонностью к осторожности и сомнениям; 2) озабоченностью деталями, правилами, порядком, организацией или графиками; 3) перфекционизмом (стремлением к совершенству), препятствующему завершению начатого; 4) чрезмерной добросовестностью, скрупулезностью и неадекватной озабоченностью продуктивностью в ущерб удовольствию и межличностным связям; 5) повышенной педантичностью и приверженностью социальным условностям; 6) ригидностью и упрямством; 7) необоснованными настойчивыми требованиями того, чтобы другие все делали в точности как сам субъект, или неблагоразумным нежеланием позволять выполнять что-либо другим людям; 8) появлением настойчивых и нежелательных мыслей и влечений.

Тревожное (уклоняющееся) расстройство личности характеризуется: 1) постоянным общим чувством напряженности и тяжелыми предчувствиями; 2) представлениями о своей социальной неспособности, личностной непривлекательности и приниженности по отношению к другим; 3) повышенной озабоченностью критикой в свой адрес или неприятием в социальных ситуациях; 4) нежеланием вступать во взаимоотношения без гарантий понравиться; 5) ограниченностью жизненного уклада из-за потребности в физической безопасности; 6) уклонением от социальной или профессиональной деятельности, связанной со значимыми межличностными контактами из-за страха критики, неодобрения или отвержения.

Зависимое личностное расстройство личности предполагает: 1) активное или пассивное перекладывание на других большей части важных решений в своей жизни; 2) подчинение своих собственных потребностей потребностям других людей, от которых зависит человек и неадекватную податливость их желаниям; 3) чувство неудобства или беспомощности в одиночестве из-за чрезмерного страха неспособности к самостоятельной жизни; 4) нежелание предъявлять даже разумные требования людям, от которых индивид находится в зависимости; 5) страх быть покинутым лицом, с которым имеется тесная связь, и остаться предоставленным самому себе; 6) ограниченная способность принимать повседневные решения без усиленных советов и подбадриваний со стороны других лиц [8].

Таким образом, учитывая всю сложность онтогенеза данного расстройства личности (психопатий), следует искать более глубокие и комплексные подходы в предупреждении и борьбе с таким тревожным социальным явлением как терроризм. Унифицированный и упрощенный подход к ресоциализации действующих террористов является несостоятельным. Истинный источник формирования данного психического расстройства лежит глубоко в детстве и является социально-психологической проблемой оздоровления общества в целом, начиная в ее основ – института семьи.

Зибер Анна Эдуардовна, к.м.н., доцент, врач-психиатр, психотерапевт, сексопатолог, клинический психолог

Литература

  1. Абдулгазиев Р.З.
  2. Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика. - Новгород: Изд-во НГМА. – 2000. – 124 с.
  3. Гурьева В.А.  Психопатии в подростково-юношеском возрасте (клинико-катамнестическое исследование, судебно-психиатрический аспект). Докторская диссертация. – М. – 1971. – 491 с.
  4. Дмитриева  Т.Б. // Социальная и клиническая психиатрия. – №1. – 1995. – С.54-61.
  5. Захаров А.И. Неврозы у детей. – СПб: Изд-во «Дельта». – 1996. – 195 с.
  6. Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. – М. – 1985. – 317 с.
  7. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – М.: «Медицина». – 2-е издание. – 1983. – 208 с.
  8. Международная классификация болезней (10 пересмотр). Класс V. Психические расстройства и расстройства поведения (F60 - F69). – Ростов-на-Дону. – 1999. – С. 243 – 274.
  9. Менделевич В.Д. Психиатрическая пропедевтика. – М.: «Медицина». – 1997. – С. 421 – 445.
  10. Сербский В.П. Судебная психопатология. – М. – 1900. 
  11. Сизиков М.В. Клинико-патогенетические закономерности эволютивной динамики аномальных личностей в подростково-юношеском возрасте. // Российский психиатрический журнал. – 1999. – № 3. – С. 46 – 50.
  12. Узденов Р.М. Проблемы определения понятия приготовления к преступлению и классификации его разновидностей. // Пробелы в российском законодательстве (1577) №3. – 2014. – С.112-117.
  13. Ушаков Г.К. Пограничные нервно-психические расстройства. – М.: «Медицина». – 1978. – 260 с.
  14. Хоффман Б. Терроризм – взгляд изнутри. – М.: Ультра. Культура, 2003. – 264 с.
  15. Юмашев Г.С., Ренкер К. Основы реабилитации. – М.: «Медицина». – 1973. – 112 с.


Просмотров: 267
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Расстройства личности - 11. Признаки обсессивно-компульсивного расстройства личности.
  • Расстройства личности - 5. Признаки антисоциального (диссоциального) расстройства личности.
  • Антисоциальное расстройство личности в ДЕТСКОМ возрасте в практике психолога
  • Расстройства личности - 7. Признаки истерического (гистрионного) расстройства личности.
  • Расстройства личности - 9. Признаки избегающего расстройства личности.
  • Расстройства личности - 10. Признаки зависимого расстройства личности.
  • Расстройства личности - 8. Признаки нарциссического расстройства личности.
  • Расстройства личности - 6. Признаки пограничного расстройства личности.
  • Расстройства личности - 4. Признаки шизотипического расстройства личности.
  • Расстройства личности - 3. Признаки шизоидного расстройства личности.
  • Расстройства личности - 2. Признаки параноидного расстройства личности.
  • Педантичные, упрямые, экономные. (Ананкастное (обсессивно-компульсивное) расстройство личности).
  • «Специфика развития личности и коррекция поведения детей и подростков, больных эпилепсией»
  • Личный опыт психотерапии расстройств личности (психопатий).
  • Структура личности. Пограничное расстройство личности.
  • Обсессивно-компульсивное расстройство личности и ОКР.
  • За стеклом - признаки шизотипического расстройства личности у детей.
  • Внутренний конфликт шизоидной личности. Отличие от других типов личности
  • Истерическое расстройство личности.
  • Некоторые признаки пограничного расстройства личности.
  • Расстройства личности у людей и собак.
  • Депрессивный тип личности. Часть 1. Портрет депрессивной личности и механизмов ее формирования.
  • Особенности терапии нарциссического расстройства личности
  • Шизоидное расстройство личности - суть
  • Шизоидное расстройство личности - суть
  • Тревожность: постоянно переживаю и нервничаю. Тревожное расстройство личности
  • Попугай Кеша и истерическое расстройство личности
  • Причины Истерии. Гистрионное(истерическое) расстройство личности
  • Соблазняющие, театральные, демонстративные. Истерическое расстройство личности.
  • Особенности формирования личности в избранном виде спорта. Плавание.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь