ПМР - техника расслабления (из цикла "Инструменты")

Опыт применения психотерапевтической техники в наркологии. Прогрессивная мышечная релаксация

НИИ наркологии МЗ РФ

Шевцов Алексей Владимирович, к.м.н.

ПМР  техника расслабления из цикла Инструменты

 

В наркологии по-прежнему высока потребность в простых, доступных и эффектив­ных методиках для работы с зависимыми пациентами. Наши пациенты все так же неурав­новешенны, пессимистичны и неуспешны. Низкая самооценка, быстрая истощаемость, частые неудачи и актуализация патологического влечения к алкоголю вновь и вновь тол­кают их на поиски веществ, которые могут сделать ситуацию хотя бы временно терпимой.

Этот порочный круг не разрывается запретительными методиками и может быть лишь немного приглушен приемом психотропных лекарств. К моменту обращения к врачу у наркологических больных имеется привычный способ реагирования на любой конфликт или проблему. Этот способ оттачивается годами, а чаще десятилетиями. Поначалу это только адаптация к новым нагрузкам на новой работе, изменившимся отношениям в се­мье, постоянно приходящим мыслям о невостребованности, накапливающейся тревоге о недопустимости ошибок в новом обществе. На первых порах (для наших пациентов до 10- 15 лет) алкоголь действительно становится универсальным и действительно помогающим транквилизатором. Его свойства:

  • Низкая стоимость (по затратам времени и денег),
  • Эффективность,
  • Всеобщая доступность,
  • Психологическая понятность (алкогольные традиции).

С вступлением в действие определенных биологических механизмов (развитие зави­симости) к этим эффектам прибавляются и другие:

  • Вторичное патологическое влечение к алкоголю,
  • Эмоциональная лабильность,Неустойчивость к стрессовым воздействиям как негативного, так и позитивного характера,
  • Элементарная автоматическая привычка по поводу и без повода приобретать и употреблять спиртные напитки,
  • Собственно психотропное хроническое воздействие алкоголя, которое включает в себя осознание того, что изменить свое психическое состояние без спиртного не­возможно.                                                                     

На наш взгляд, без изменения этих серьезных факторов (а мы привели дале­ко не все) не стоит ожидать сколько-нибудь длительных ремиссий. Часто современные наркологи подходят к этому комплексу проблем, имея в арсенале только методики запу­гивания (пусть и довольно разнообразные, но все же имеющие лишь одно направление). В этом случае они должны отдавать себе отчет, что получить хоть какую-то эффективность можно, только переложив ответственность за исход лечения на пациента. Но даже этот результат будет лишь полной заслугой пациента, часто вопреки стараниям врача. Сделать это очень про­сто. Любому наркологу не раз приходилось слышать формулировки, а иногда и произно­сить их: «он должен захотеть сам», «мы вылечим только физическую зависимость, а дальше уж сам», «мы не волшебники», «чудес не бывает», и пр. Подобным образом врач полностью перекладывает ответственность за результат лечения на больного. Он может это делать сознательно или неосознанно.

Выход из этой непростой ситуации давно нашли многие практики наркологии. Либо через дополнительное психологическое и психотерапевтическое образование, либо ис­пользуя свой личный многолетний опыт, они пришли к довольно стандартизированным личным методикам. Внешние признаки такой работы - длительность, индивидуальность, качество. Очень часто эти методы имеют прямое отношение к рациональной психотера­пии.

Так что же происходит на 1,5-2 часовых консультациях? О чем говорят врачи своим пациентам? Как они добиваются результатов, отличных от общестатистических?

По нашему глубокому убеждению, многие ответы на поставленные вопросы может дать психотерапия. Личные предпочтения, вкус и особенности лечебной тактики каждого врача помогут ему разобраться в предлагаемых методиках, и решить, что именно и как он будет использовать. На суд уважаемых коллег предлагаем методы из личной практики, давшие результаты не в одном десятке случаев.

Но сначала нам придется несколько углубиться в терминологию используемых поня­тий.

В отечественной наркологической литературе часто приходиться встречать термин «рациональная психотерапия». Действительно, рациональная психотерапия является са­мым распространенным психотерапевтическим методом. Многие врачи-наркологи увере­ны, что при любом контакте с пациентом (от сбора анамнеза, объяснения характера и ос­ложнений алкоголизма до проведения запретительной методики) они используют элемен­ты рациональной психотерапии. Провести четкие границы между отдельными видами психотерапии невозможно потому, что оценка влияния, которое один человек (тем более врач) оказывает на психику другого, крайне сложна. Она слагается из целого ряда элемен­тов. Однако, очень часто здесь смешиваются два различных понятия, или два различных вида психотерапии - рациональная и разъяснительная. Здесь обнаруживается, прежде все­го, незнание самих врачей, путающих многие приемы психотерапии (Б.Е. Егоров, 2003).

Совершенно по-другому расценивают этот термин врачи психотерапевты. Более то­го, и в психотерапии имеется несколько значений этого понятия.

Как известно, количество различных модальностей (подвидов) в настоящее время в психотерапии превысило 700. Многие авторы подразделяют это количество на модально­сти, проводящиеся в особых состояниях сознания (гипноз, символдрама, психосинтез и др.) и модальности рациональные. То есть все остальные, которые проводятся в ясном сознании, например в виде бесед, консультаций, сессий, групповой терапии.

Собственно метод (а сейчас это и считается модальностью) рациональной психоте­рапии предложил еще в начале прошлого века швейцарский невропатолог Дюбуа. Он по­лагал, что многие нервно-психические расстройства, в частности неврозы, являются след­ствием неправильных представлений, ошибочных умозаключений, а поэтому излечивают­ся преимущественно посредством логических доказательств и переубеждений больного.

«Рациональной психотерапией, - писал Дюбуа, - я называю ту, которая имеет своей целью действовать на мир представлений пациента непосредственно, а именно путем убе­дительной диалектики».

Современный человек получает массу разрозненных знаний о своей болезни, как из медицинских, так и из других источников. Смешиваясь с житейскими и социальными по­нятиями, эти знания порождают ложные суждения, которые нередко создают у человека основу неправильной оценки своей болезни, или ее мнимых признаков. Как в случае пе­реоценки, так и недооценки своей болезни, человек нуждается в психотерапевтической коррекции, которую следует именовать разъяснительной. Роль разъяснительной психоте­рапии в свое время высоко оценивал В.М. Бехтерев. Разъяснительная психотерапия - это беседы, лекции с пациентами о сущности их заболевания. Она предполагает активность пациента и носит дидактическую направленность (didaktikos - греч. - поучительный).

В случае, когда больной по тем или иным причинам не соглашается с врачом в во­просах, связанными с болезнью или причинами ее возникновения, применяется рацио­нальная психотерапия (цит. по Б.Е. Егоров, 2003).

Нас же интересуют простые, не требующие дополнительного образования от врача психотерапевтические методики, которые можно использовать в условиях наркологиче­ского стационара или диспансера. В наркологическую практику прочно введено понятие рациональной психотерапии, и мы не видим большого смысла во введении новых терми­нов. Для пояснения авторской позиции по изложенному вопросу уточним, что под рацио­нальной психотерапией понимаем психотерапевтические техники, проводимые в обычном (ясном) состоянии сознания. Мы полагаем, что именно разработка и предложение подоб­ных методик входит в основные цели научной наркологии и психотерапии. Требования, предъявляемые нами к методам психотерапевтического воздействия:

  • Эффективность,
  • Простота и доступность,
  • Возможность проведения в обычном состоянии бодрствования,Возможность сочетанного применения с методами фармакологического, физиоте­рапевтического и психотерапевтического воздействия.

Всем этим требованиям отвечает метод прогрессивной мышечной релаксации (далее ПМР), несколько упрощенный нами. Метод как вариант аутогенной тренировки предло­жен чикагским врачом Эдмундом Джекобсоном в 1922 году. Следует отметить, что в 20-30 годы прошлого века эти методы Джекобсона и Шульца (наиболее известный способ аутогенных тре­нировок) не разделялись и рассматривались как варианты «лечения посредством деконтрактации».

С нашей точки зрения, метод позволяет справляться с эмоциональным напряжением без дополнительной лекарственной нагрузки. Под эмоциональным напряжением мы по­нимаем состояние постоянной и даже чрезмерной активности у пациентов таких пережи­ваний как тревога, чувства вины и стыда, а также влечение к приему психотропных средств. Оно наблюдается у наших пациентов, начиная с последнего приема психоактив­ного средства вплоть до становления ремиссии, а также в периоды обострения патологи­ческого влечения к алкоголю.

Джекобсон исходил из общеизвестного факта, что эмоциональное напряжение со­провождается напряжением поперечнополосатой мускулатуры, а успокоение - их релак­сацией. Естественно было предположить, что расслабление мускулатуры должно сопро­вождаться снижением нервно-мышечного напряжения.

Под релаксацией Джекобсон понимал не только релаксацию мышц, но и состояние, противоположное психической (эмоциональной) активности.

В разработке данной техники мы использовали также методические рекомендации А.В. Алексеева «Система АГИМ (ауто-гипно-идео-моторика)» (Москва, 1995), с успехом применявшиеся в спортивной медицине.

Техника лечения. Лечение начинается с беседы с больным, в процессе которой врач объясняет механизмы лечебного воздействия мышечной релаксации. На этом этапе можно применить некоторые суггестивные механизмы. Например, рассказать о том, что восста­новление организма, активация его внутренних ресурсов гораздо активнее происходит в состоянии релаксации. Роль больного здесь - научиться самостоятельному расслаблению, научиться «отпускать» свой организм. В рассказе необходимо отметить связь релаксации мышечной и эмоциональной. У расслабленного эмоционально человека, например, спя­щего, расслаблены все мышцы. И наоборот, человек, достигший мышечного расслабле­ния, расслабится и психически.
Далее пациента просят в положении лежа (можно сидя) напрячь мышцы рук, а затем резко расслабить. Основная цель напряжения - почувствовать активизированные мышцы, почувствовать как их много, «поиграть» ими. Необходимо заострить внимание пациента на том, что в покое и активности телесные ощущения сильно различаются, на их контра­сте. Даже после двукратного упражнения пациент отметит необычные тепловые ощуще­ния в конечностях. Врач может отметить физиологическую понятность этих ощущений - тепловая волна - это теплая артериальная кровь, поступающая в расширенные после рез­кого расслабления сосуды. Здесь необходимо разъяснить пациенту важность ощущения этой волны, так как это и есть главный признак релаксации, и наиболее необходимый мо­мент для восстановления всего организма.
Все мышцы тела условно делим на пять групп - руки, ноги, туловище, шея, лицо. В этой же последовательности продолжаем чередовать состояния активности и расслабле­ния, обращая внимание на контраст в телесных ощущениях. Упражнения с ногами лучше делать поочередно. После двукратного напряжения и расслабления в правой ноге нужно предложить пациенту сравнить ощущения в разных ногах. Ощущения в правой ноге будут заметно отличаться от ощущений в левой ноге, еще не участвовавшей в упражнении.
Напрягать мышцы туловища можно следующим образом. Принимается положение «стойки смирно»: живот втянуть, грудь вперед, слегка меняя положение корпуса с основ­ной целью активизировать и почувствовать как можно больше мышц. Расслабление реко­мендуется осуществлять резко, «как выдернуть веревку», «сдуться», внимательно ощущая контраст впечатлений.
Следующая группа - мышцы шеи. Исследования психической усталости у студентов и педагогов в МГУ им. Ломоносова в начале 70-х годов, показали, что при умственном утомлении наиболее напряженными становятся мышцы шеи. Таким образом, расслабляя и согревая их, мы как бы «открываем канал, по которому утомление начинает уходить из головного мозга». Можно предложить медленно подтянуть плечи к ушам так, чтобы хо­рошо ощутить напряжение под подбородком и в затылочной области, немного покачать головой, а затем мгновенно сбросить его. Прислушаться к ощущению растекающегося расслабления, которое возникнет в силу контраста с только что проделанным напряжени­ем, хорошо его запомнить.
Далее - мышцы лица. Напрягаются они просто - нужно нахмуриться, зажмуриться, плотно сжать губы и зубы, построить гримасы. Как и с другими группами мышц, напря­жение длится несколько секунд на глубине вдоха, затем мгновенно сбрасывается на фойе спокойного выдоха. С каждой группой мышц мы обычно упражняемся 2-3 раза. Таким образом, общая длительность упражнения не превысит 5-10 минут.
Обычно пациенты с большим удовольствием делают эти упражнения, часто с удив­лением наблюдая самостоятельный контроль неких телесных переживаний. Обычно под конец упражнения они полностью сосредоточены на проприоцептивных ощущениях. В этот момент особенно важно сделать акцент на том, что полученное состояние и есть со­стояние и мышечной, и психической релаксации.
Если пациент затрудняется описать разницу в ощущениях покоя и активности, мож­но предложить напрячь дважды одну ногу и предложить сравнение со второй. Напряже­ние рекомендуется в полсилы или чуть больше. Непосредственно перед расслаблением можно рекомендовать немного усилить напряжение. Акцент в этом состоянии следует пе­ремещать на то, чтобы пациент ощутил как можно большее количество мышц, и, особо, на контраст активности и покоя.
Таким образом, собственно самовнушения, предложенного Джекобсоном, в данной технике осталось немного. Но эта потеря с лихвой окупается тем, что пациенты с удоволь­ствием применяют этот метод самостоятельно, по несколько раз в день. Главная цель, дос­тигаемая этим элементарным упражнением, это отвлечение пациента от собственных эмоциональных переживаний и получение им навыков самоконтроля. Косвенным образом упражнение взаимодействует с патологическим влечением к психоактивным средствам, усиливая и дополняя собственные механизмы сопротивления заболеванию. Врач может рекомендовать ПМР для 3-5-кратного применения в день. Например, при пробуждении, при перерывах в работе (для амбулаторных пациентов), в транспорте (не все группы мышц).
Более всего этот метод подходил пациентам с выраженной ориентацией на телесные ощущения (спортсмены, личности с эпилептоидной акцентуацией, а также лица с криминальным анамнезом), то есть тем, кто с большим недоверием относится к вербальным воздей­ствиям врачей.
По мнению Джекобсона, снимая посредством произвольного самовнушения напря­женность определенной группы мышц («дифференцированная релаксация»), можно изби­рательно влиять на отрицательные эмоции. При подключении аутогенной тренировки с определенными формулами внушения эффект от подобных упражнений только повыша­ется. В нашей стране такими работами активно занимались А.В. Алексеев, А.Т. Филатов, A.M. Свядощ и многие другие. Заинтересовавшихся отсылаем к этим многочисленным исследованиям.

Уважаемые коллеги, особенно начинающие доктора! Больным всегда лучше зани­маться, чем не заниматься, это известно давно. Потратив свое время на подобные упраж­нения с пациентом, Вы неизменно выиграете в эффективности. В настоящей статье приве­дена основа техники. Применив ее на практике несколько раз, Вы обязательно найдете ка­кие-либо интересные решения и дополнения. Она дешева, проста, элементарна и, несо­мненно, может разнообразить Ваш арсенал практических воздействий на пациентов.

 

Список литературы

  1. Алексеев А.В. Психомышечная тренировка: метод психической регуляции. М., 1979.
  2. Егоров Б.Е. Рациональная психотерапия: теория и практика: Метод, рекоменда­ции. М., 2003.
  3. Кондрашенко В.Т., Донской Д.И., Игумнов С.А. Общая психотерапия.      М., 2003.
  4. Макаров В.В. Избранные лекции по психотерапии. М., 2000.
  5. Панков Д.В. Рациональная и разъяснительная психотерапия//Руководство по пси­хотерапии. Ташкент, 1985.
  6. Шабанов П.Д. Руководство по наркологии. СПб., 1999.
  7. Jacobson Е. You must relax. New York, 1976.

 

 

 Ваш психотерапевт, Шевцов Алексей Владимирович, кмн.

Напишите мне на почту [email protected] обязательно отвечу.

Мой сайт http://docshevtsov.wix.com/start



Просмотров: 450
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Почему часто только регрессия дает удовлетворение в терапии и как это можно изменить?
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Постабортный синдром. Что это и кто виноват? А главное, как с этим можно (вы)жить?
  • Что стоит за агрессией и раздражением и что можно сделать, чтобы уменьшить эти состояния?
  • Почему прокрастинация это болезнь и можно ли с этим, что-то сделать
  • Иногда то, чего вы так сильно хотите - может быть совсем не тем, что вам действительно нужно
  • Как понять, что этот человек действительно - ВАШ?
  • Дружба — это только то, что можно проверить...
  • К чему относится НЛП - к науке или псевдонауке? Это метод психотерапии или метод зомбирования людей?
  • Материнство в зеркале общественных представлений. Все ли так радужно, как нам это обычно кажется?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • И что мне с этим делать? или еще раз о том, как работает терапия
  • Она жила, не ведая, что можно по-другому… «Как?» — спросите вы. Об этом чуть позже…
  • Ребёнку можно всё? Или как быть с правилами и с тем, что нельзя.
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Все, что тебе нужно - это только любовь
  • Что качать лучше: мышцы или психику?
  • Просто послушать (с), или немного о том, что происходит в психотерапии
  • Что можно изменить в своей жизни в 40 лет? Все!
  • Как понять, что это именно Ваш человек
  • Что есть сон, а что реальность, и есть ли между ними грань?.... А может все наоборот и спим мы наяву?
  • Что ты чувствуешь? Как ответ на этот вопрос может сделать жизнь легче.
  • Как обида разрушает ваши отношения и что можно с этим сделать?
  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.
  • Как почувствовать свое тело.Телесно-ориентированные практики: что это?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь