|
Сказкотерапия как метод психотерапии с пациентами, имеющие невротические расстройства.Автор статьи: 404
В системе многообразных методов психотерапевтической работы все большее место занимают специальные техники, куда входят следующие направления: песочная терапия (sand-play), сказкотерапия, аромотерапия, арт-терапия, музыкотерапия и другие. Влияние сказки на жизнь человека тяжело переоценить, настолько значимым оно является. Сказка, по сущности своей, является собранием правил, знаний и жизненного опыта многих поколений. Более того, сказки обладают терапевтическим эффектом. К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи: Д. Соколов, Э. Фромм, Э. Берн, А.В. Гнездилов, А. М. Осорина, Е. Лисина, Е. Петрова, Р. Азовцева, Т. Зинкевич-Евстигнеева и другие. Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. С недавнего времени в обиход вошло такое понятие как «сказкотерапия». Сказкотерапия - это один из наименее травмоопасных и наиболее безболезненных способов психотерапии. Возможно, потому, что именно с помощью сказок формируется жизненный сценарий и, соответственно, с помощью сказки может проходить переосмысление, трансформация и преображение внутреннего и внешнего мира, осмысление своего прошлого и моделирование лучшего будущего. Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. Главное преимущество сказкотерапии заключается в том, что она способствует представлению сложных жизненных ситуаций, с которыми не в состоянии справиться человек, в виде сказки, способствующей более простому восприятию проблем, требующих решения. Целью и задачей сказкотерапии является устранение тревожности и страхов, развитие эмоциональной саморегуляции и позитивных взаимоотношений с окружающими. Для этого сказкотерапия использует сказочные приемы и способы работы с пациентами, доступные им из-за своей простоты и огромного интереса к самой сказке. Перевоплощаясь в сказочных героев, человек с гораздо большим энтузиазмом выполняют задания. Через сказки он получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни. Через сказки люди учатся преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости. В БУЗ Орлосвкой области ОПНД проводится психо-реабилитационный курс занятий с пациентами, имеющими личностные проблемы. Одним из важных составляющих реабилитации является работа со сказками. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания, что дает особые возможности при коммуникации. Особенно это важно для работы с пациентами, имеющими невротические расстройства, когда необходимо в сложной эмоциональной обстановке создавать эффективную ситуацию общения. Очень важно создать такие условия для психологической работы, в которых эта способность проявляется, усиливается и помогает человеку преодолевать трудности. Этот аспект является основополагающим условием применения сказкотерапии в реабилитации пациентов. Варианты проведения занятий с элементами сказкотерапии в реабилитационном курсе с пациентами могут быть различными. Прочтение сказок. Психолог читает участникам группы сказки, например, «Сказку про фею и маленького мальчика» А. Ковало, «Сказка о принце» А. Ковало, «Талант» Д. Соколов. Прочтение происходит с остановками на ключевых местах сюжета, и с последующим их обсуждением. Важно, чтобы каждый участник группы мог высказать свое мнение, а также, чтобы их точка зрения не подвергалась критике, а заинтересованно выслушивалась и развивалась. Конструирование сказки. Группе предлагается поиграть в конструирование сказки. Каждый получает бумагу, карандаши или краски и задание нарисовать любой сказочный персонаж. (Если кто-либо из группы отрицательно относится к рисованию, он может вырезать предметы или персонажи из иллюстрированных журналов.) Ведущий готовит пространство для «сказочного мира»: большой лист бумаги с фоном — небом, зеленой травой, солнцем и т.п. На этом пространстве все участники размещают свои иллюстрации, после чего группа приступает к конструированию сказки, опираясь на получившийся коллаж. После того как участники сконструировали сказку, психолог предлагает поговорить о сказках вообще и, в частности, о роли волшебства в сказке, о том, чем сказка отличается от жизни. Арттерапевтическая работа по мотивам сказки. Участникам группы читается сказка «Фея бабочек» А. Ковало. После чего они обсуждают сказку по следующим аспектам: а) общее впечатление об услышанной сказке; б) описание героев, их положительные и отрицательные стороны; в) с кем из героев сказки участники себя ассоциируют и почему; г) намерения герое – зло или ошибка; После участникам предлагается изобразить сказку или свое отношение к ней. В программе реабилитационного курса не используются русские народные сказки. Известность сюжета, обычно с детства, порождает ложное ощущение «уже виденного» и снижение интереса, так как читается книга, конец которой уже известен. Попытка раскрыть смысл сказки будет тщетной. Сказки подбираются по проблемам, характерным для того пациента, с которым работает психолог. Сказка, предлагаемая группе не известна ей, поэтому более интересна, особенно, если предлагается в связи с волнующей проблемой. Сказкотерапия как метод работы с пациентами выполняет ряд важных функций. 1. Функция зеркала - содержание сказки становится тем зеркалом, которое отражает внутренний мир человека, облегчая тем самым идентификацию с ним. 2. Функция модели - сказки отражают различные конфликтные ситуации и предлагают возможные способы их решения или указывают на последствия отдельных попыток решения конфликтов. Таким образом, они помогают учиться при помощи модели. 3. Функция опосредования - сказка выступает в качестве посредника между пациентом и психологом, снижая, тем самым, сопротивление участника группы. 4. Функция хранения опыта - после окончания психо - реабилитационной работы сказки продолжают действовать в повседневной жизни человека. 5. Функция возвращения на более ранние этапы индивидуального развития - сказка помогает вернуться к прежней радостной непосредственности. 6. Функция альтернативной концепции - сказка звучит для пациента не в общепринятом, заранее заданном смысле, а предлагает ему альтернативную концепцию, которую человек может либо принять, либо отвергнуть. 7. Функция изменения позиции - сказка неожиданно вызывает новое переживание, в сознании пациента происходит изменение позиции. Привлекательность сказок для реабилитации заключается в следующем: 1. Отсутствие в сказках прямых нравоучений, назиданий. События сказочной истории логичны, естественны, вытекают одно из другого, а человек усваивает причинно - следственные связи, существующие в мире. 2. Через образы сказки человек соприкасается с жизненным опытом многих поколений. В сказочных сюжетах встречаются ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек: отделение от родителей; жизненный выбор; взаимопомощь; любовь; борьба добра со злом. 3. Отсутствие заданности в имени главного героя и месте сказочного события. Главный герой - это собирательный образ, и пациенту легче идентифицировать себя с героем сказки и стать участником сказочных событий. 4. Ореол тайн и волшебства, интригующий сюжет, неожиданное превращение героев - все это позволяет слушателю активно воспринимать и усваивать информацию, содержащуюся в сказках. Сказкотерапевтическая работа с пациентами подразумевает изменение негативных форм поведения. То есть человеку в сказочной форме предлагается множество моделей поведения в различных ситуациях и предоставляется возможность проиграть, «прожить» как можно больше из этих моделей. Опыт показывает, что чем больше у человека арсенал возможных решений, моделей поведения, тем лучше он адаптирован к условиям окружающего мира. А это является одной из главных задач реабилитации с пациентами. Этот метод хорошо подходит для решения вопросов межличностных отношений в разных сферах жизни. Сказкотерапевтические занятия позволяют работать с ситуациями, о которых пациент не хочет или не может говорить открыто. Уникальность этого метода психотреапии в том, что человек находится в магическом, творческом, сказочном пространстве, что позволяет ему выйти за рамки своего обычного восприятия и легко обнаружить неожиданные пути решения тех проблем, с которыми он обращается. Сказкотерапия – это терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой может проявляться весь потенциал человека.
ЛИТЕРАТУРА 1. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. / Зинкевич – Евстигнеева Т.Д.- СПб.,1998. 2. Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. / Грабенко Т.М., Зинкевич – Евстигнеева Т.Д.- СПб.,1998. 3. Практикум по сказкотерапии / под ред. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д.- СПб.: Речь,2000; Гном-пресс,1999. 4. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Практикум по креативной терапии. — СПб.: Речь, 2003. — 400с. 5. Соколов Д. Ю. Сказки и сказкотерапия. — М.: Эксмо-пресс, 2001; 2005. — 224с. 6. Кудзилов Д. Б., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д, Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии. — СПб.: Речь,2003. — 146с. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|