Жизненный сценарий, зеркальные нейроны и отравляющая педагогика

   Жизненный сценарий зеркальные нейроны и отравляющая педагогика

    Жизненный сценарий или скрипт – это неосознаваемый план жизни. Ребенок пишет сценарий своей жизни на основании родительских предписаний. Родительские предписания – это все, за что нас родители ругали, хвалили, какие давали нам оценки, крылатые фразы и выражения, которые мы усвоили от своих учителей и проч. Предписания бывают вербальные и довербальные. На основании этих предписаний ребенок строит мнение о себе и о мире, какой он, а какой мир, как ему вести себя в этом мире и как мир будет себя вести по отношению к нему. Этот план и называется жизненный сценарий.

   Сценарии бываю Удачные, Неудачные и Средние. Удачник – это тот, кто ставит себе цели и достигает их не затрачивая много усилий, Середняк руководствуется принципом «чтобы что-то заслужить нужно сначала долго и упорно потрудиться»,т.е. успеха достигает , но с усилием, а Неудачник целей не ставит и вообще ничего не добивается. Бывает так, что успешный сценарий в карьере сочетается с неудачным сценарием в личной жизни и наоборот. Наличие неуспешного сценария хотя бы в одной сфере снижает общую успешность человека.

   Вначале этот сценарий очень хорошо подогнан к родительской семье и особых проблем не возникает. Но подросший ребенок выходит в большой мир с тем же самым сценарием, и вот тут появляются разнообразные сложности.

   Большинство психологий полагает, что корни человеческих проблем лежат в детстве. Но в отличие от многих, в сценарном анализе ребенок не просто пассивная жертва родительских предписаний. Он сам пишет свой сценарий. Это открывает широкие возможности, поскольку, раз сценарий был написан нами, когда мы были детьми, то его можно переписать частями или в целом, или вовсе отказаться от следования сценарию, а каждый раз принимать автономные решения.

   Другой важный момент – сценарий не осознается. То, что осознается, не может быть сценарием по определению. Сценарии разрушаются их осознаванием – это важное правило сценарного анализа. Итак, простой вопрос для приблизительного понимания своего сценария: «Представьте, что про Вас сняли фильм и там играет актер в точности похожий на Вас, и жизнь Ваша, и декорации, и люди, и маршруты. Тогда, как называется этот фильм? Какой у него жанр? Это драма, комедия, фильм о животных, боевик…Что происходит с героем? Какая финальная сцена. Чем кончается кино?» Если отвечать интуитивно, то можно краем глаза заглянуть в свой сценарий.

   Меня, как психиатра, постоянно интересует, как психические феномены коррелируют с определенными структурами в мозгу. И для жизненных скриптов мы имеем такую структуру. Это не так давно открытые зеркальные нейроны. Зеркальные нейроны – это особые клетки в коре мозга, которые выдают элекрический импульс не только тогда, когда человек что-то делает, например, шевелит рукой, но и при наблюдении за тем, как кто-то другой шевелит рукой и при представлении шевеления рукой. Их существованием объясняется феномен группового кашля или зевания. Эти нейроны помогают человеку быстро обучаться. Ведь, при наблюдением за чьим то действием у человека возбуждаются зеркальные нейроны, которые готовят схему для последующего действия. Таким же образом человек понимает чувства: при наблюдении за чужими эмоциями возбуждаются области в лимбической системе, которая отвечает за эмоциональный фон. Таким образом человек получает способность сопереживать. Есть даже отдельная клетка Хатчинсона, которая возбуждается при виде чужой боли и человек буквально может испытывать боль другого.

   На мой взгляд, человек приходит в жизнь с набором зеркальных нейронов, набором возможностей и его первым жизненным опытом и пробой на прочность является построение эмоциональных отношений с собственной матерью. Понятно, что проблемы могут возникать с обеих сторон. С одной стороны, бывает, что с зеркальными связями ребенка что-то не то. Существует теория «разбитых зеркал» для объяснения причин аутизма. С другой стороны, специфические взаимодействия с матерью так же могут нарушить эту ранимую систему. А у матери могут быть свои психологические проблемы.

   Как правило, если у человека есть проблемы со сценарием, то у него в детстве была эмоционально неуравновешенная мать. Возможно, что зеркальные системы ребенка изначально подогнаны под хороший материнский инстинкт. Это мне кажется естественным и эволюционно правильным. Таким образом, базово, по началу, эти зеркальные нейроны способны адекватно реагировать только на правильные материнские симбиотические эмоции. Просто отражать их.  Все то, что попадает в схему позитивного симбиотического взаимодействия с матерью воспринимается как удовлетворение, а то, что не укладывается, воспринимается как боль.

   Негативные эмоции реальной матери могут нанести вред всей хрупкой системе и зафиксировать неправильные моторные и эмоциональные реакции. Которые в дальнейшем закрепятся.

   Считается, что на одно разрешение ребенок получает около ста запретов. Хотелось бы остановиться на специфической атмосфере, в которой они раздаются. Известная психоаналитик Алис Миллер называет эту особую душную среду отравляющей педагогикой. Вообще, считается, что негативные запреты даются реальным родителем из своего обиженного Внутреннего Ребенка. Если реальные мать или отец потерпели психологическую травму в детстве, то они будут неосознанно мстить за это своим спонтанным и еще не изуродованным воспитанием детям. Их недолюбленный, завоспитанный Внутренний Ребенок просто не может терпеть рядом с собой  естественное и свободное существо. Их зеркально-нейронные схемы реагируют специфическим образом. Так негативные стереотипы воспитания передаются из поколения в поколение.

   Итак, принципы отравляющей педагогики. Во-первых, родители это хозяева ребенка, что удивительного в том, чтобы родить « для себя» или чтобы «было кому в старости стакан с водой принести». Жизнь и судьба ребенка обесценивается, он становится придатком к кому-то, живет чужой жизнью. Это очень вредно.

   Только родитель знает как хорошо, а  как плохо. Другой вариант: «мама всегда права». Родители всегда вне подозрений, еще один принцип. Родителей нужно уважать просто потому, что они родители, детей нельзя уважать и к ним прислушиваться потому, что они дети.

   Если родители злятся, то виноват ребенок. А никак не взбаломошный характер мамочки. Нежность и хорошая самооценка – это вредно, а вот жестокость – это хорошая подготовка к жизни.

   Главный же принцип, это то, что ребенок несет угрозу, он должен быть сломлен в как можно более раннем возрасте, пока «еще ничего не соображает».

   Как не удивительно, многие заметят в них наше обычное, традиционное воспитание. На самом деле, это вредная система, приносящая разнообразные травмы ребенку и никак не помогающая взрослому.

   Теперь разберемся в принципах позитивного воспитания, которое поможет формированию нужных нейрокогнитивных связей у ребенка. Основное, это уважение к личности ребенка и его чувствам. В ребенке нужно видеть возможности будущей личности. Важно непрерывное желание узнавать эту  все глубже проявляющуюся у вас на глазах личность. Нужно иметь хорошее представление о чувствах и переживаниях ребенка. Необходимо понимать его психологические особенности в каждом периоде. И наконец, нужно различать поведение реального ребенка и  часто неадекватные реакции своего Внутреннего Ребенка на это поведение.

   Как обычно, родителям нужно начать с работы с собой. На самом деле, короткой, но очень эмоциональной дорогой для освобождения своего Внутреннего ребенка является повторное проживание всех детских обид. Но не интеллектуально, умозрительно, а эмоционально, телесно, из позиции того самого обиженного ребенка. Нужно еще раз пережить свою детскую боль. Сгореть дотла и воспрять из пепла. Ребенку это недоступно, а взрослый может это осуществить.

   Возможно, что в этот момент осознается ранняя боль, которая по существу, зеркальная, родительская. Она соотносится с текущей личностью, картируется как «не моё» и отделяется от личности. Потому что, действительно, это чужая проблема. Есть и другие пути, но этот самый прямой, на мой взгляд. И вполне безопасный.

 

 

 

 

 

 

 



Просмотров: 631
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Зачем менять сценарий отношений, просто встречу своего человека и все будет хорошо.
  • Напиши свой сценарий воспитания собственного ребенка
  • Как позитивно влиять на жизненный сценарий ребенка?
  • Как ребенок входит в этот мир. Родовой сценарий. Часть 3
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Как еще в детстве мы получаем от родителей неосознаваемый негативный жизненный сценарий .
  • О чём говорит наше тело. Зеркальные нейроны.
  • «Я очень люблю своего ребенка, но иногда мне кажется, я бы его просто убила!».
  • Зеркальные нейроны
  • Эмпатия и зеркальные нейроны
  • Мозг, зеркальные нейроны
  • Зеркальные нейроны и психотерапия. Часть 1
  • Зеркальные нейроны:Ты знаешь, что я чувствую?
  • Группы взаимопомощи и зеркальные нейроны.
  • 5 важных потребностей ребенка или что же нужно на самом деле детям.
  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Можно ли изменить свой жизненный сценарий
  • К чему могут быть не готовы родители, приводя ребенка в песочную терапию.
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Жизненный сценарий: можно ли переписать?
  • Семейный сценарий: за жизнь нужно платить
  • Нужно ли уметь защищать своего ребенка,если "Да" ,то как не перестараться?
  • Судьба человека и жизненный сценарий
  • Нужно ли стыдить своего ребенка?
  • Потребности ребенка или Что на самом деле нужно Вашему малышу
  • Подавленный внутренний ребенок: сценарий Щелкунчик
  • Жизненный сценарий или как начать жить свою жизнь
  • Нужно ли родителям играть со своими детьми? или Что такое ИГРА в жизни ребенка- дошкольника?
  • Как не нужно любить своего ребенка? (или коротко о гиперопеке)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь