Особенности терапевтических отношений с нарциссической личностью.

Существует мнение, что нарцисс – это человек, способный любить только самого себя, что отражено в греческом мифе о юноше Нарциссе, влюбившемся в собственное отражение в озере. Однако, как замечает Отто Кернберг (2), нарцисс также плохо умеет любить себя, как и других. На первый взгляд нарциссический клиент не производит впечатление неадекватности, патологичесности. Зачастую он имеет хорошее образование, достаточно высокий интеллект, успешно работает, имеет стабильный заработок, может иметь семью. Однако при более тесном общении обнаруживается поглощенность собой, повышенная потребность быть любимым, признанным, получать восхищение, одобрение. Любой жизненный неуспех он воспринимает как трагедию, что показывает ему собственную не идеальность, вызывает гнев, ярость, стремление к совершенству, во что бы то ни стало. В близких отношениях проявляет повышенный эгоизм, игнорирует потребности партнёра, при этом формирует отношения по принципу «мне все должны», игнорирует чувства и страдания других, проявляет холодность, безжалостность, жестокость.

Нарциссический клиент в психотерапии считается «трудным» (1), ввиду крайней нестабильности эмоционального состояния, частых перепадов настроения, чередования идеализации и обесценивания терапевта, что приводит к срыву терапии, не соблюдению договора о сотрудничестве, проявлений враждебности, зависти, повышенной требовательности по удовлетворению своих потребностей (4), мешающими установлению терапевтических отношений, что обусловлено «базисным дефектом» (1) – нарушением, которое произошло на этапе личностного развития ребёнка в его диадных отношениях, т.е. в отношениях между ним и некой значимой, близкой персоной, от которой он зависел, и отношения с которой были для него сверх важными. Эти отношения большинство аналитиков называют «доэдиповыми» и связывают с материнским объектом, либо другим лицом, выступающим в роли заботящегося о младенце человека. Вместе с тем, диадные отношения в паре ребёнок – заботящаяся фигура продолжают развиваться и на более позднем этапе подключения к «эдиповому треугольнику» - мать-отец-ребёнок и для нарциссической личности остаются актуальными на протяжении всей жизни, так как именно в этих отношениях он имел опыт психологической травмы отвержения, унижения, сравнения, не принятия себя и был вынужден в целях сохранения и безопасности выработать нарциссические защиты (идеализация, обесценивание, всемогущий контроль, грандиозность, проекция), чтобы скрыть свою "дефектность", формировать ложную Самость (3).

В норме каждому человеку присуща доля здорового нарциссизма, выражающаяся в самоуважении, заботе о себе, своём здоровье, физическом и психическом, социальном благополучии, уверенности в себе, адекватной самооценке, стремлении к успеху, творчеству, достаточное количество настойчивости, напористости в достижении целей, всё то, что можно назвать удовольствием от ощущения своего существования в мире и удовлетворённость самим собой.

О патологическом нарциссизме речь идёт в том случае, когда регуляция самооценки, эмоциональных состояний, система отношений с окружающими, ценностные ориентиры личности существенно нарушены или искажены, в ввиду сложившихся патологических особенностей отношений с ухаживающей фигурой детства. Это значит, что нормальное самоотношение ребёнка формируется в результате адекватных откликов со стороны близкого окружения, ребёнка любят, не смотря на какие-то проступки, не совершенства, заботятся о нём, разъясняют как необходимо вести себя в обществе, наказания не носят жестокого характера и всегда есть возможность получить прощение, исправить свои «ошибки», хотя бы одна  родительская фигура имеет стабильную самооценку и стабильную позитивную связь с ребёнком, в результате чего ребёнок опирается на данный объект, чувствует уверенность в безопасности рядом с ним, развивает базовое доверие к людям, принимает свои агрессивные чувства, потребности и не стремится к уничтожению созданной связи.

При патологическом процессе отношений ребёнка и взрослого наблюдается прямо противоположный процесс. С самого рождения ребёнок оказывается в ситуации не стабильности связи с ухаживающим объектом. Внимание, забота, принятие, удовлетворение потребностей ребёнка в любви крайне минимизировано или зависит от выполнения неких «условий», которые либо предъявляются ребёнку – «будь таким, как я хочу», либо просто игнорируются без предоставления каких-либо условий, когда создаётся ситуация неопределённости и ребёнок не понимает, не чувствует как он должен себя вести и каким он должен быть, чтобы заслужить любовь, признание своего существования. В случае обусловленной любви ребёнок вынужден принимать навязанные правила, рискуя быть отвергнутым и тогда на поверхностном слое характерологических особенностей будет проявляться тенденция к демонстративности, театральности поведения, в случае, «размытых», не опредёленных в условиях отношений, неадекватности ухаживающей фигуры (например, депрессивная мать) ребёнок может совсем утратить потребность в установлении контактов и тогда будет формироваться личность по шизоидному типу с преобладанием позиции «ухода в себя». Однако, в том и другом случае общей особенностью личностей нарциссического типа будет формирование двойственной внутренней установки по отношению к себе и к другому: есть Я-реальный, Я-Идеальный, Идеальный объект,а те части себя, которые содержат негативные компоненты себя и другого будут отщепляться, вытесняться, проецироваться во вне, примерно таким образом: это не я плохой – это они плохие, а я грандиозный, всемогущий, восхитительный. Однако такая установка целиком зависит от внешнего подтверждения, что также отрицается нарциссической личностью, однако в случае неудач, ситуаций конфликтов, отвержения действительного или мнимого, развивается высокая тревога, которая приводит к ситуациям срывов, отказов от деятельности, обесцениванию отношений, разрывам связей, в некоторых ситуациях вплоть до психотических состояний. В основе всех нарушений этого типа – хрупкая связь со своим внутренним объектом, потому он так нуждается во внешней «подпитке» со стороны значимого окружения – в восхищении, «отзеркаливании» своей грандиозности, подтверждении права быть.

В терапевтических отношениях ярко разворачивается вся картина особенностей нарциссического восприятия мира и поведенческих паттернов, которые необходимо вовремя подмечать и планировать необходимую стратегию выстраивания отношений с нарциссической личностью, чтобы не дать ему досрочно разрушить терапевтическую связь. На первый план выступает выраженное проявление идеализации терапевта и подчёркнутое желание говорить о себе и своих достоинствах. Идеализация с первых сессий озвучивается в подчёркнутой благодарности, стремлении «угодить», подстроиться под предлагаемые условия работы, дарить подарки, стремлении быть точным в высказываниях, пунктуальным, предусмотрительным в случаях возможного опоздания или пропуска сессии. Например, клиент за 20-30 минут до начала сессии регулярно сообщает о том, что он может опоздать, однако приходит вовремя, сам предлагает оплачивать пропущенные сеансы, однако впоследствии не сдерживает своего обещания.

Терапевт испытывает преувеличенно позитивные переживания в контр переносе на начальном этапе работы: чувство восхищения достижениями клиента, выраженная эмпатия, сопереживание, сочувствие страданиям, желание поддержать, подбодрить, одобрить самостоятельные поступки, ведущие к успеху в социальной жизни, желание похвалить, дать позитивную оценку.

Негативные  чувства в контр переносе (периодически на протяжении всей терапии): неустойчивости отношений, неуверенности в успехе терапии, раздражение от ощущения «игры», вычурности поведения, театральности, неадекватности повышенного внимания клиента к терапевту.

Идеализация терапевта связана с неудовлетворённой инфантильной потребностью нарциссической личности в идеальном объекте и, так же как в детстве он был разочарован в любимой маме или папе, он, рано или поздно, разочаровывается в любимом партнёре или терапевте (психологе, психоаналитике). Свержение с «пьедестала» имеет свой компенсаторный смысл – в момент обесценивания он чувствует своё превосходство, победу над недавно обожаемым, а теперь отвергнутым объектом. Так возникает череда смены партнёров и терапевтов, что выясняется в процессе интервью. В опыте нарцисса вы обязательно услышите историю о брошенной возлюбленной, о самоутверждении в частых сменах сексуальных партнёров, а также о возможных «скальпах» бывших терапевтов, к которым он обращался ранее, но по неопределённым причинам прервал с ними работу. Этот стереотип разрывов отношений необходимо тщательно проработать на сессии, осторожно разбирая причины ухода от предыдущего терапевта, внося тем самым коррективы в терапевтический договор о возможных ситуациях преждевременного прекращения терапии, обсуждая возможные обстоятельства недовольства процессом терапии и обязательных  условий обсуждения возникающих реакций сопротивления и внезапных импульсов прервать терапевтические отношения. Корректная, мягкая настойчивость в обсуждении условий контракта будет настраивать клиента на стабильность и обязательность соблюдения договора, что даст ему возможность почувствовать заботу со стороны терапевта и ощущение контроля над импульсами разрушить связь. Рекомендуется предложить клиенту в случае возникновения сложных переживаний и желания прекратить совместную работу сообщать об этом терапевту и обсуждать чувства, которые привели к этому желанию еще как минимум 2-3 сессии, по согласованию, прежде чем он примет окончательное решение о прекращении терапии. Важно также заострить внимание клиента на негативных переживаниях, которые он бессознательно испытывал в результате предыдущих разрывов отношений и продемонстрировать ему, этот паттерн в терапевтических отношениях.

В терапии нарциссического клиента необходимо помнить, что любые близкие отношения вызывают у него страх потенциальной опасности причинения ущерба, вреда его внутреннему идеализированному объекту, сохранить который он пытается при помощи отказа от отношений с внешним объектом. Поэтому от терапевта требуется высокая способность к терпению выносить перепады чередования идеализации и обесценивания, выражающиеся в частых сменах эмоционального настроя и компенсаторного, защитного поведения в виде разрушения связей.

 Литература.

  1. Балинт М. "Базисный дефект: терапевтические аспекты регрессии"
  2. Кернберг О. "Отношения любви: норма и патология"
  3. Кохут "Анализ самости"
  4. Саммерс Ф. "За пределами самости"

 Продолжение темы терапии нарциссических клиентов следует, подпишись, чтобы не пропустить.

Видео на тему нарциссической травмы здесь

Смотри статью автора о типах нарциссических личностей здесь 

Как жить с нарциссической травмой: признать право на своё несовершенство.

 Особенности терапевтических отношений с нарциссической личностью



Просмотров: 378
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Тайный смысл отношений (или "Хочу, чтобы всё стало как раньше")
  • Важность терапевтических отношений: на стыке психоанализа и гештальт-терапии.
  • "Черная курица, или Подземные жители" как путь нарциссической личности к архетипу Самости
  • Три типа отношений, которые обеспечивают нам все. Отношения №1.
  • Три типа отношений, которые обеспечивают нам все. Отношения №2.
  • Психология отношений: "Для тех, у кого в отношениях чувство дежавю".
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Каких отношений следует избегать в любом случае. Часть 1.
  • Каких отношений следует избегать в любом случае. Часть 3.
  • Каких отношений следует избегать в любом случае. Часть 2.
  • Почему в гештальт-терапии не может быть "сопротивления"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Работа с детьми в песочной терапии. ("Заметки песочного терапевта")
  • Расширяем своё "Я". Успешная методика диагностики отношений между Я и Другим Я
  • Работа с симптомом методом песочной терапии. ("Записки песочного терапевта").
  • Двойные отношения в терапии: клиент и терапевт – быть друзьями или нет?
  • Определите, от чего именно Вам необходимо избавится, чтобы выйти из зависимых отношений! Тест.
  • О неудавшейся терапии нарциссической травмы
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Уход клиента и завершение терапии: размышления о чувствах терапевта.
  • Обида-Вина. Как перестать "играть в отношения"? Начни с себя или помоги себе сам.
  • Потребность в любви. Как ребёнок "добирает" эту любовь.
  • Как жить с нарциссической травмой: признать право на своё несовершенство.
  • Короля играет свита: взаимодействие с нарциссической личностью Часть 5. Нарцисс в любви
  • Почему стоит отказаться от терапевтических гипотез и концепта "фигуры сессии"?
  • Статья 1. "20 вопросов, которые необходимо задавать себе каждое воскресенье".
  • Кризис отношений . "Почему я должна что-то менять в себе?"
  • Изменение отношений с окружающими в терапии
  • Стадии развития супружеских отношений, ведущих к разрушению брака в случае деструкций и его сохранению
  • "Сцены из супружеской жизни" или об опасности слишком хороших отношений



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь