|
Двенадцать сценарных запретовАвтор статьи: Анисимова Людмила Андреевна
Двенадцать сценарных запретов впервые были описаны Робертом и Мэри Гулдинг в книге «Терапия нового решения». Сценарные Запреты вместе с Драйверным Поведением участвуют в формировании Жизненного Сценария человека. Формирование Сценарных Запретов происходит под влиянием, по большей части, невербальных сообщений, получаемых от родителей и других важных для ребенка родственников. К невербальным сигналам относятся: мимика, жесты, тон голоса, которые, в свою очередь, зависят от эмоций человека. Передача Запрета осуществляется из Эго-состояния Ребенок родителя в Эго-состояние Ребенок ребенка под влиянием Рэкетных чувств Родителя. На изображении представлена сценарная матрица, иллюстрирующая передачу и формирование сценарных запретов. Сценарная Матрица
Р – Эго-состояние Родитель (Внутренний Родитель) В- Эго-состояние Взрослый Д – Эго-состояние Ребенок (Внутренний Ребенок)
Прежде чем я расскажу о формировании Сценарных Запретов, важно было бы упомянуть о том, что каждый ребенок помимо Запретов, получает Разрешения, которые являются огромным ресурсом для человека как в детстве, так и в последующей жизни. Разрешения передаются точно так же как и Запреты, то есть от Внутреннего Ребенка физического, реального родителя к Внутреннему Ребенку реального ребенка. Но в формировании Разрешений принимают участие Аутентичные (Истинные) Чувства. Каким же образом возможно формирование Запретов?! Ведь, казалось бы, каждый родитель желает своему ребенку только добра и действительно дает ребенку подчас все, что может. Но большую, даже решающую, роль играют Рэкетные чувства важного для малыша взрослого, которые, как бы не маскировал и не скрывал родитель на социальном уровне, младенец их улавливает прекрасно и ориентируется именно на эмоциональный отклик взрослого. Представьте, что молодая мать, несмотря на то, что радуется появлению малыша на социальном уровне, но на другом, психологическом уровне, из эго-состояния Ребенок она испытывает неосознаваемый гнев, раздражение от того, что все внимание, забота достается не ей, не ее Внутреннему, а реальном ребенку. Подобное эмоциональное состояние вполне может быть вызвано физическим дискомфортом от недостатка сна или усталостью. Таким образом, ее раздражение и гнев, Рэкетные в данном случае, будут иметь невербальные проявления: хмурое лицо, недовольный тон голоса, частичное или полное игнорирование потребностей ребенка, недостаточное количество тактильных контактов, резкие жесты, грубая речь. Какому-то ребенку достаточно одного «критического» сообщения от родителя, чтобы принять решение о сценарном запрете, другой же примет запрет в случае неоднократного повторения, а какой-то ребенок не примет его вовсе. Важен момент, что разные дети в сходной ситуации могут принять разные решения о запрете. Так, в приведенном мной примере, ребенок может «выбрать» следующие запреты: Не живи, Не будь близким, Не принадлежи. Давайте рассмотрим все двенадцать запретов, чувства Внутреннего Ребенка родителя, приводящие к формированию запретов и проявления принятого запрета у взрослого человека.
Этот запрет формируется, если родитель из своего Внутреннего Ребенка чувствует страх или гнев от того, что ребенок будет помехой в удовлетворении его потребностей (во внимании, любви, заботе, в отдыхе и др.). Страх, гнев, ревность от того, что ребенок станет соперником за внимание второго супруга. Особенно часто это качается ребенка и родителя одного пола. Передается запрет следующим образом, при виде ребенка родитель хмурится, отворачивается, грубо или мало говорит, раздражается, старается избежать объятий, поцелуев, поглаживаний, недостаточно ласков и эмпатичен. Обеспечивает, в основном, лишь базовые потребности ребенка в чистоте и сытости, лишая или ограничивая его в общении с собой. А так же физически наказывает, игнорирует, оскорбляет. У взрослого человека проявляется депрессией, суицидальными мыслями или действиями, аутодеструктивным (саморазрушающим) поведением.
Формирование данного запрета возможно, если родитель из Внутреннего Ребенка испытывает страх перед проявлением эмоциональной близости, как перед чем-то небезопасным и непостоянным. Подобного родителя в его детстве могли «напугать» непоследовательностью в контакте, его то ласкали и приближали к себе, то, по непонятной для ребенка причине, отталкивали, что привело к убеждению, что лучше и не быть близким, чтобы не испытывать боль разочарования и страх. Тем самым, уже своему ребенку он транслирует данный запрет, будучи холодным, эмоционально или физически отстраненным, непоследовательным в контакте, потому как он не умеет поддерживать контакт, не умеет быть безопасным в контакте. В подобных семьях придерживаются строгой системы воспитания, на социальном уровне можно услышать: «я закаляю его дух», «пусть даже не привыкает к хорошему, чтобы потом не разочаровываться», «проявления чувств – это глупости». Есть убеждение, что ребенка достаточно накормить, одеть, обеспечить физическую безопасность, а проявления эмоциональной и физической близости, такие как объятия, поцелуи, прикосновения, только мешают воспитанию. Таким образом, в своем Внутреннем Ребенке ребенок уже в свою очередь принимает решение не быть близким, эмоционально или физически, боясь быть отвергнутым или боясь не получить то, что он на самом деле желает больше всего. Также подобный запрет часто принимают детки, лишившиеся одного или обоих родителей по причине смерти, болезни, развода. Люди, с подобным запретом, имеют сложности с установлением близких эмоциональных контактов, им сложно быть открытыми и искренними, как в личных отношения, так и уже со своими детьми.
В передаче данного заперта ребенку может участвовать страх от того, что ребенок будучи здоровым физически и умственно отдаляется, от того, что родитель когда-то может оказаться не нужен. Так же возможен гнев Внутреннего Ребенка родителя на здоровую активность и любознательность ребенка. Формирование запрета происходит следующим образом: ребенок получает достаточно внимания, любви, заботы от значимых родственников, только будучи больным. Так же формирование запрета подпитывают разговоры родителей между собой, между родственниками о том, как же сильно в этот раз болеет их сын или дочь. Создается впечатление, что болезни ребенка – его главное и единственное «достижение». В ином варианте запрет принимает вид «Не будь здоровым психически». Механизм формирования аналогичен, только ребенок получает нужное внимание в результате достаточно «безумного» поведения. Например, истерики, замкнутость, агрессия вполне могут стать поводом для обращения к детскому психиатру, с красочным описанием «странностей» ребенка в его присутствии, а далее обсуждение медицинского заключения на семейном совете. Люди, принявшие этот запрет, много и часто болеют, как физическими, так и психическими заболеваниями.
Ребенок может принять сценарный запрет «Не будь собой, Не будь своим полом», если из своего Внутреннего Ребенка родитель чувствует разочарование, гнев от пола ребенка и не в состоянии принять этот факт ни до рождения, не после. Например, женщина ожидает, что у нее родится дочь, на которую в будущем ляжет обязанность быть достаточно близкой со своей матерью и обеспечить «стакан воды в стрости», но случается так, что она ждет мальчика и все ее планы терпят крах, приводя к разочарованию, недовольству, гневу и непринятию как на психологическом, так и на социальном уровне пола ребенка. Например, молодая мать гуляя с сыном может поделится со своей подругой, мамой дочки, своими мыслями о том, что той повезло больше, раз у нее родилась девочка, нежно смотреть и говорить с малышкой, в то время, как своему сыну будут достаются сухие «дежурные» фразы, лишенный эмоциональной окраски. Подобные разговоры могут быть не только на прогулке, но и дома, и не только когда ребенку несколько месяцев, но и несколько лет. Женщине, вероятно, сложно будет принимать даже намек на традиционно мужские черты в ее сыне. И, наоборот, «женские» черты будут поощряться. Как еще один вариант формирования «Не будь собой», женщина из своего внутреннего ребенка может испытывать ревность, гнев, видя, что ее муж уделяет много времени дочери, восторгаясь и умиляясь ее внешностью, красотой, детской непосредственностью, выполняя все ее «капризы». В таком случае может сформироваться запрет «быть женщиной, быть собой, проявлять женские качества». Молодая мать будет, в крайнем варианте, высмеивать или оскорблять внешность и поведение своей дочери, а в более мягком, будет стараться одевать девочку в мальчишескую или «бесполую» одежду, мягко, но верно «запрещать» женские черты, манеры и поведения, ссылаясь на то, что так вести себя «неприлично, не принято, не подобает». В будущем, это как раз те самые девочки, похожие на мальчиков, для которых женственность, привлекательность, сексуальность, нежность – нечто «плохое», осуждаемое. В будущем у человека с данным запретом могут быть трудности, в крайнем варианте, с половой идентификацией, с пониманием того, какой он, какие у него есть хорошие качества и сильные стороны. Такой человек будет стремиться быть как кто-то, подражать, теряя свое я.
Получив данный запрет, ребенок перестает чувствовать либо вообще какие-либо чувства, но, чаще, запрет касается определенных чувств, например гнева, радости, грусти, страха, усталости. Представите ситуацию, малыш 2-3 лет проявляет гнев (толкает или бьет другого ребенка) на детской площадке, у него отняли машинку. Его мать из своего Внутреннего Ребенка может испытывать ряд неприятных чувств: страх, стыд, недовольство, вину, что приводит к широкому спектру невербальных реакций неодобрения. При неоднократном повторении ребенок может научиться не чувствовать гнев там, где его права ущемляться, а чувствовать вину или стыд за свои «неприличные» эмоции. Есть люди, которые, просидев час у дверей кабинета, пропустят очередного человека, влезшего без очереди, со словами, мыслями и чувствами: «Не буду же я с ним ругаться», «Ну и ничего, еще посижу, я никуда не тороплюсь». И вместо столь уместного здесь Гнева будет печаль, грусть, смирение.. В будущем подобный запрет (на выражение гнева) может привести к психосоматическим заболеваниям, к избыточному весу, головным болям. То же самое касается проявления и запрета на Радость. Дети, по своей природе, умеют радоваться и получать удовольствие от того, что приятно. Причем, детская Радость достаточно шумная. Давайте представим озабоченную своими собственными проблемами мать, которая проводит весь день одна с ребенком. Вполне естественно, что ребенок много двигается, шумит, исследует, получает удовольствие, радуется новому дню, но его мама устала и рассержена от этой «шумной радости» и тогда ребенка ждут либо недовольные оклики, либо крики, либо физические наказания. Если это повторяется регулярно, то по прошествии лет мы получим очень печального человека, который когда-то давно принял решение больше не Радоваться.
Формирование запрета «Не будь ребенком» происходит, если родитель из своего Внутреннего ребенка испытывает страх, гнев от того, что есть еще какой-то ребенок помимо него. Такое послание чаще всего получают дети, чьи родители выросли в многодетных семьях или чьи родители в свое время не получили достаточно любви, заботы. И их внутренний ребенок бунтует против еще одного «конкурента» за внимание Внутреннего Родителя. Очень часто этот запрет можно увидеть у несколько подросших деток. Это, так называемые, маленькие старички, которые мало играют, смеются, больше предаются «интеллектуальным» играм и общению со взрослыми людьми. Человек, получивший такой запрет, будет испытывать дискомфорт на вечеринках, неформальных встречах. Все мероприятия, где «положено» радоваться, быть спонтанным, петь, танцевать и веселиться будут для такого человека пыткой. Он, вероятно, будет называть подобное времяпрепровождение глупостью, пустой тратой времени, и будет производить впечатление крайне серьезного и делового человека. Но несчастье в том, что такие люди не умеют расслабляться, отдыхать, получать удовольствие. Такие люди подвержены депрессии, переутомлению, трудоголизму.
Ребенок может принять данный запрет, если его родитель транслирует из Внутреннего Ребенка страх, что ребенок вырастет и покинет его или родитель испытывает недовольство, непринятие изменений в ребенке, связанных его ростом и развитием. Малыш с каждым месяцем становится все любопытнее, активнее, любознательнее, меняется физически, на что родитель реагирует недовольством разной степени выраженности, показывая, что эти изменения ему не по душе. Довольно часто этот запрет получает самый младший ребенок, реже – единственный. Проявления у этого запрета будут следующие: несоответствующее возрасту поведение, неспособность брать на себя ответственность, обеспечивать себя в достаточной степени, принимать решения.
В формировании данного запрета принимает участие Внутренний Ребенок родителя, испытывающий раздражение, гнев от того, что появляется кто-то еще, кто претендует на внимание и на удовлетворение своих потребностей. Проявляться эмоции родителя будут игнорированием как потребностей ребенка, так и самого ребенка в целом, отрицанием его значимости и важности. Ребенку могут отказать в достаточном тактильном контакте с матерью побыть на руках у мамы, получить достаточно тактильных контактов, а так же игнорированием ребенка в физическом смысле, когда ребенка не замечают, не принимают в расчет. Фразы: «мало ли что ты хочешь», «не твое дело», «не плачь из-за ерунды» — примеры для иллюстрации формирования запрета. У взрослого человека будут сложности в отстаивании интересов, своевременном удовлетворении и понимании своих потребностей.
В данном случает Внутренний Ребенок родителя испытывает страх от того, что ребенок будет понимать больше, чем ему «положено», будет интересоваться не только тем, чем бы хотелось родителю, думать, задавать «неудобные» вопросы, зачастую громко и в общественных местах, отстаивать себя. Страх от того, что ребенка больше нельзя будет обманывать, делать «удобным». Передается запрет путем высмеивания ошибок, умственных способностей малыша, ложью, хитростью и обманом. Запрет «Не думай» осложняет жизнь человеку тем, что человек не верит себе. Такому человеку сложно, в прямом смысле, думать самостоятельно, анализировать информацию, сопоставлять факты, он, скорее, будет полагаться на чужое мнение, будь то мнение о марке машины или о политическом режиме. Такой человек достаточно доверчив, принимая мнение значимых и авторитетных для него людей за «чистую монету», не подвергая особому критическому осмыслению.
При формировании данного запрета Внутренний Ребенок Родителя боится, тревожится, что что-то может случиться или гневается от того, что ребенок позволяет себе слишком много. Представьте себе маленького малыша 1-3 лет, который большую часть времени бодрствования находится в движении, исследовании и познавании мира, но в течение каждого дня на протяжении первых трех лет он слышит «не делай», не трогай», «не залезай». И такому ребенку не остается ничего, кроме как, действительно, ничего не делать, чтобы угодить родителю. Безусловно, исследования ребенка должны быть безопасными, но в этом возрасте на одно «Нет» должно приходиться девять «Да». Несложно предположить, что у человека с запретом «Не делай» будут сложности с либо с любой деятельностью, либо с чем-то более конкретным, например, с карьерным ростом, развитием.
В формировании данного запрета играют следующие чувства Внутреннего Ребенка родителя: Страх от того, что ребенок может не оправдать ожидания, надежды или стыд от того, что ребенок не такой как все, с ним что-то не в порядке. Например, родитель ребенка, родившегося с физическим или умственным нездоровьем, может транслировать запрет «принадлежать» к своей семье. Или в семье потомственных ученых растет ребенок, который в 2-3 года не показывает «выдающихся» интеллектуальных результатов и, в целом, вообще больше любит играть. И, в таком случае, родителю становится страшно и стыдно, а не «опозорит» ли мой ребенок всю династию. Последствия принятия этого запрета выражаются в том, что человеку сложно принадлежать к семье, к любой социальной группе, к своей стране. Куда бы он не пришел, везде ощущает себя «белой вороной». Невозможность принадлежать – один из самых разрушительных запретов для человека.
Подобный запрет передает своему ребенку родитель тогда, когда из Внутреннего Ребенка чувствует зависть, гнев, что его могут переиграть, обойти, что у кого-то может быть «игрушка» лучше. Казалось бы, каждый родитель желает своему ребенку добра, успеха. Но при данном запрете лишь на социальном уровне. На самом же деле из Внутреннего Ребенка родитель надеется, что у его реального ребенка ничего не выйдет. В раннем детстве это проявляется в том, что родитель не дает своему ребенка победить себя в какой-либо игре, всячески показывает, что он лучше, сильнее, быстрее, успешнее. В более позднем периоде, ребенок либо не получается поддержки, когда пытается чего-то добиться, либо его отговаривают, убеждают, что в этом нет необходимости или же прямо утверждают: «у тебя все равно не получится». Человеку с подобным запретом сложно реализовывать себя, продвигаться по карьерной лестнице, быть успешным и получать желаемое. Описав двенадцать сценарных запретов, важно отметить то, что какой бы сценарный запрет не «выбрал» бы для себя человек – это не всегда плохо. На определенном этапе его жизни, в раннем детстве, следование данному запрету – было лучшей стратегией для выживания в своей семье. Но в последующей жизни сценарные запреты могут стать значительными ограничениями, преодолев который, человек откроет для себя новые возможности и новые Решения. С уважением и наилучшими пожеланиями, Анисимова Людмила
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|