|
Умею ли я совершать усилия и не насиловать себя?Автор статьи: Дмитрий Яким
Как важно уметь различать агрессию и насилие по отношению к другим, так и не менее важно отличать насилие над собой от усилий, которые человек совершает, чтобы достичь или добиться чего-либо. Это, на мой взгляд, очень важная вещь, т.к. чаще всего к терапевту приходят клиенты, которые умеют себя насиловать, но не находятся в контакте с собой и слабо способы совершать усилия. При этом будет совершенно неправильным говорить, что усилия - это исключительно взрослая особенность. Скорее, наоборот, насилие над собой больше характерно для взрослых, в то время как даже такое достижение, как, например, хождение стоит годовалому ребенку немалых усилий. Если прислушаться к разговорам родителей в учебных заведениях или на улице, то складывается впечатление, что дети обычно крайне ленивы и их приходится "всему заставлять". Но по факту дети невероятно старательны там, где у них есть сильный внутренний мотив или, проще говоря, интерес. На мой взгляд, в первую очередь насилие над собой - это господство нужности над важностью. Это власть идей над собственными потребностями. Это тот случай, когда человек скорее склонен делать "как надо", а не как хочет. В свою очередь человек совершающий усилия находится в контакте со своими чувствами и желаниями. В отличие от насилия над собой, где голый волевой акт представляется основной движущей силой, усилие - хотя и необходимый, но только один из компонентов. Для человека существенен интерес, притягательность того, что он делает и усилие это действие по преодолению трудностей, то, что, например, позволяет ребенку превратить хождение из умения в навык. Вспоминая свои школьные годы я совершенно не могу вспомнить, чтобы кто-либо из преподавателей делал упор на интересности своего предмета. Бывало и такое, что сам предмет был интересен преподавателю и этот интерес мог передаваться ученикам, но не помню, чтобы кто-либо пытался мотивировать учеников на учебу тем, что учеба это интересно. Учеба скорее была унылой необходимостью и поэтому я и мои одноклассники развлекали себя как могли, чтобы выжить в той учебной тоске. Это, на мой взгляд, одна из причин, почему современному человеку проще себя развлекать, но сложнее увлекаться чем-то или, тем более, соединять увлечение и работу в одной деятельности. Второе отличие насилия от усилий состоит в том, что насилующий себя не способен быть бережным с собой. Это своеобразная жестокость и непримиримость по отношению к себе. И это достаточно любопытный момент. Ведь если присутствует давняя привычка насилия над собой, то и любое упоминание про мягкость и бережность встречает яростное сопротивление. За примерами далеко ходить не надо, т.к. фразы вроде "если я не буду себя заставлять, то ничего не буду делать" уже давно осели в бытовых разговорах и сильно напоминают фразы тревожных родителей типа "если его не заставлять, то он ничего не будет делать". Жесткость и беспрекословность являются ответом на страх перед бездействием (за которое никто не будет любить) и на глубокое недоверие к себе. Чтобы понять разницу между усилием и насилием можно представить человека, который занимается спортом. Для развития своих физических качеств спортсмену необходимо совершать немалое количество упражнений, но если он не будет достаточно бережным к себе, будет выполнять упражнения торопливо и неправильно, то легко травмирует себя. И, соответственно, гарантированно добьется того, что его здоровье будет испорчено. Конечно, усилия не так пафосны и не имеют приятного привкуса героизма. Все-таки, что такое в нашей культуре человек, который не принес себя в жертву ради Великой Цели и живет для себя? Но если есть хотя бы некоторая способность ценить себя, то, на мой взгляд, всегда важно задавать себе вопросы: хочу ли я делать то, что делаю? интересно ли мне то, что я делаю? способен ли быть я настойчивым и при этом не быть жестоким к себе? Или, если вкратце: "оно мне надо?" Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|