Умею ли я совершать усилия и не насиловать себя?

Автор статьи: Дмитрий Яким

Как важно уметь различать агрессию и насилие по отношению к другим, так и не менее важно отличать насилие над собой от усилий, которые человек совершает, чтобы достичь или добиться чего-либо. Это, на мой взгляд, очень важная вещь, т.к. чаще всего к терапевту приходят клиенты, которые умеют себя насиловать, но не находятся в контакте с собой и слабо способы совершать усилия. При этом будет совершенно неправильным говорить, что усилия - это исключительно взрослая особенность. Скорее, наоборот, насилие над собой больше характерно для взрослых, в то время как даже такое достижение, как, например, хождение стоит годовалому ребенку немалых усилий. Если прислушаться к разговорам родителей в учебных заведениях или на улице, то складывается впечатление, что дети обычно крайне ленивы и их приходится "всему заставлять". Но по факту дети невероятно старательны там, где у них есть сильный внутренний мотив или, проще говоря, интерес.

На мой взгляд, в первую очередь насилие над собой - это господство нужности над важностью. Это власть идей над собственными потребностями. Это тот случай, когда человек скорее склонен делать "как надо", а не как хочет. В свою очередь человек совершающий усилия находится в контакте со своими чувствами и желаниями. В отличие от насилия над собой, где голый волевой акт представляется основной движущей силой, усилие - хотя и необходимый, но только один из компонентов. Для человека существенен интерес, притягательность того, что он делает и усилие это действие по преодолению трудностей, то, что, например, позволяет ребенку превратить хождение из умения в навык. Вспоминая свои школьные годы я совершенно не могу вспомнить, чтобы кто-либо из преподавателей делал упор на интересности своего предмета. Бывало и такое, что сам предмет был интересен преподавателю и этот интерес мог передаваться ученикам, но не помню, чтобы кто-либо пытался мотивировать учеников на учебу тем, что учеба это интересно. Учеба скорее была унылой необходимостью и поэтому я и мои одноклассники развлекали себя как могли, чтобы выжить в той учебной тоске. Это, на мой взгляд, одна из причин, почему современному человеку проще себя развлекать, но сложнее увлекаться чем-то или, тем более, соединять увлечение и работу в одной деятельности.

Второе отличие насилия от усилий состоит в том, что насилующий себя не способен быть бережным с собой. Это своеобразная жестокость и непримиримость по отношению к себе. И это достаточно любопытный момент. Ведь если присутствует давняя привычка насилия над собой, то и любое упоминание про мягкость и бережность встречает яростное сопротивление. За примерами далеко ходить не надо, т.к. фразы вроде "если я не буду себя заставлять, то ничего не буду делать" уже давно осели в бытовых разговорах и сильно напоминают фразы тревожных родителей типа "если его не заставлять, то он ничего не будет делать". Жесткость и беспрекословность являются ответом на страх перед бездействием (за которое никто не будет любить) и на глубокое недоверие к себе. Чтобы понять разницу между усилием и насилием можно представить человека, который занимается спортом. Для развития своих физических качеств спортсмену необходимо совершать немалое количество упражнений, но если он не будет достаточно бережным к себе, будет выполнять упражнения торопливо и неправильно, то легко травмирует себя. И, соответственно, гарантированно добьется того, что его здоровье будет испорчено.

Конечно, усилия не так пафосны и не имеют приятного привкуса героизма. Все-таки, что такое в нашей культуре человек, который не принес себя в жертву ради Великой Цели и живет для себя? Но если есть хотя бы некоторая способность ценить себя, то, на мой взгляд, всегда важно задавать себе вопросы: хочу ли я делать то, что делаю? интересно ли мне то, что я делаю? способен ли быть я настойчивым и при этом не быть жестоким к себе? Или, если вкратце: "оно мне надо?"



Просмотров: 435
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Разница между "прилагать усилия" и "заставлять себя"
  • "Ловушки" любви: «Если ты будешь любить меня, то я не буду чувствовать себя никчемным»
  • Себя невозможно изменить (что делать, если ты недоволен собой)
  • "Хроники школьного психолога "Тест-мотив «Взгляд на себя глазами влюбленного человека»
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Позиция "даже если", возвращающая желание жить и бороться за себя
  • Разрешить ли себе быть собой? А знаем ли мы себя?
  • Почему ребенку важно "принять себя" в раннем возрасте
  • Что будет если не критиковать себя и других
  • Всем ли приходится постоянно преодолевать себя? Роль "надо" на пути достижения цели.
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • "Позволь себе быть собой"
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • "Травмы и насилие" или "как защитить себя"
  • Если вы "выбираете" не замечать, как с вами на самом деле ведет себя ваш партнер
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Четыре условия, чтобы не ощущать себя "плохой матерью"
  • Если мужчина вдруг стал терять интерес, если с ним будто теряешь себя
  • Познаем себя, чтобы лучше понимать и действовать: "Детские субличности"
  • Если перед Вами стоит выбор кого спасти - себя или ваши отношения - всегда выбирайте себя
  • "О толстушках" или как принять себя, чтобы измениться.
  • Проблема лишнего веса не в весе, а в том, чтобы чувствовать себя собой
  • Себя нельзя найти, собой можно только Быть!
  • Вопрос от "худеющей" клиентки: «…вообще не могу себя заставить тренироваться!!! Что делать???»
  • Чего никогда не будет делать уважающая себя женщина
  • Если есть ради чего жить, то выдержишь любое "КАК"!



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь