Лидерство, психологические аспекты

В этой статье я хочу рассмотреть феномен лидерства и, возможно, порассуждать о том, почему в современном мире так модна эта тема.

Прежде всего, предлагаю обратиться к определениям, так как для того, чтобы анализировать тот или иной феномен, нужно определить, ограничить, обозначить его понимание. Определения лидера, лидерства и группы. Лидер – член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, т. е. наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе. Лидерство – отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений. Группа неформальная – реальная социальная общность, не имеющая юридически фиксированного статуса, добровольно объединенная на основе интересов, дружбы и симпатий, либо на основе прагматической пользы. Все три определения взяты из словаря «Психология». (Психология. Словарь. Под общ. ред . А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского, М., Политиздат, 1990. – 494 с.).

Так как лидер и лидерство – феномены групповые, рассмотрим, за счет чего формируется группа. Буду говорить о неформальной группе, так как, во-первых, лидерство – это феномен неформальной группы, во-вторых, даже если группа набирается кем-то извне – формальная группа, а не формируется сама, то внутри нее обязательно образуется неформальная структура – неформальная группа, в которой и выделяется лидер.

Как я уже неоднократно писал, группу можно представить в виде пересекающихся кругов, где каждый участник группы представлен кругом, а область общего пересечения всех кругов – то, что объединяет группу, ее созидательной силой. Те области, которые не являются общим пересечением всех кругов, отражают внутреннюю деструктивную силу группы. Группа живет до тех пор, пока в область общего пересечения попадают значимые ценности каждого из участников группы. Если ценность входящая в область пересечения, теряет свое значение, или значимая ценность выходит за рамки этой области, участник, разными способами, покидает группу. Собственно, таков же механизм формирования микрогрупп в группе. Например, если в группе из семи человек значимые ценности трех участников входят в область их взаимного пересечения, и лежат вне области взаимного пересечения всех семи участников группы, из этих трех формируется микрогруппа.

Какая ценность становится значимой? Та, отсутствие удовлетворения которой вызываем максимальную фрустрацию. Для того, чтобы объяснить сказанное выше, уйду несколько в сторону от основной темы. Психическая деятельность является основой физической деятельности. Сначала должен возникнуть мотив (психическая деятельность), затем действие во внешнем мире – физическая деятельность. Основой любой психической деятельности является фрустрация (если упрощать – страх), вызванная наличием (в реальности, или в фантазиях) «нехорошего объекта». «Нехорошим объектом» являются все объекты. Даже, тот объект, который, на первый взгляд, можно назвать «хорошим» (и, возможно, желанным) является «нехорошим», так как он не всегда есть, и он вызывает зависть из-за того, что обладает тем, что человеку требуется. Подробнее об этом можно найти в работах Уилфреда Биона и Зигмунда Фройда. Чем больше фрустрация, чем больше страх, тем более значимой является ценность по ее нейтрализации. Итог. В группу людей собирают их страхи (осознанные или нет), общий страх является группобразующим фактором. «Давай бояться вместе»(Котенок Гав из м/ф «Котенок по имени Гав»). На непереносимость фрустрации реагируют различными способами: борьбой или бегством, «спариванием» – объединением в группки, ожиданием Мессии (Спасителя) [У. Бион]. Таким образом формируется ситуация для образования отношений доминирования/подчинения, влияния и следования. То есть формируется почва для лидерства.

Так как жизненная ситуация меняется, то и значимость ценностей меняется вместе с ней. Вслед за этим, меняется и структура лидерства. Соответственно, меняются и люди занимающие позицию лидера – человека, на которого группа возлагает полномочия по выводу ее из фрустриующей ситуации. Фред Фидлер отмечал, что в ситуациях очень благоприятных или же, напротив, крайне неблагоприятных для группы, лидер, ориентированный на задачу, добивается больших результатов, чем лидер, ориентированный на людей. При умеренно благоприятной ситуации более успешным оказывается лидер, ориентированный на людей. Этот факт вполне объясним. Как я уже писал выше, любой объект является плохим. Значит, как очень благоприятная, так и крайне неблагоприятная ситуация фрустрирует одинаково сильно. У группы есть одна задача – выйти их этой ситуации. В умеренно благоприятной ситуации надо лишь поддерживать фантазию о грозном внешнем мире (страшащем, фрустрирующем мире), подкрепляя ее опекой членов группы, заботой о них.

Кто же такой лидер? Во-первых, лидером группы становится тот, чьи значимые ценности максимально или полностью совпадают со значимыми ценностями группы – ни одной значимой ценности (либо, вообще, ни одной ценности) не лежит вне области пересечения ценностей всех участников. Во-вторых, человек, способом реагирования которого на непереносимую фрустрацию является борьба/бегство. Отсюда, стремление куда-то идти, чего-то достигать, что-то делать. Собственно, стремление к достижению успеха имеет ту же основу, тот же мотив, – убежать. В-третьих, ценности которого ограничены только максимально значимыми, максимально фрустрирующими, или который всю свою энергию переводит только на удовлетворение их, выводя за рамки тоннельного видения остальные ценности.

Возникают вопросы. Кто же тот, кто хочет стать лидером? Почему тема лидерства так модна сейчас? На второй вопрос ответить проще. Нынешняя ситуация продолжающихся социальных и экономических кризисов увеличивает фрустриующее воздействие среды, она выходит на невыносимый уровень, и люди реагируют тремя известными способами: борьба/бегство – занимают позицию лидера и ведут за собой (не важно куда, главное – откуда); «спаривание» – объединение в различные социальные группы, как в реальном, так и виртуальном мире (отсюда – возрастающий интерес к социальным сетям в Интернете); поиск Мессии – изучают феномен лидерства и выясняют где он – их лидер (или учат, как стать лидером, формируя лидеров своих фантазий)…

Теперь можно ответить на вопрос, кто же тот, кто хочет стать лидером. Кто ищет различные курсы, тренинги и практикумы, посвященные формирования лидерских качеств и навыков? Кто стремиться занять лидерскую позицию и обрести последователей, идущих за ним? Нарисуем его портрет.

Прежде всего, это человек, которого фрустрирует ситуация «здесь и сейчас», он стремится в «там и потом». Его ценности – это ценности группы (или он стремится так считать), – он «такой же, как все», стремление к слиянию, деперсонализации. Удивительно: он впереди, он ведет, он на виду и… его нет. Ничего удивительного. У лидера нет ничего своего, он не может пойти против толпы последователей (против группы, для которой он лидер), так как сразу потеряет позицию лидера. Вспоминая определение: «лидер – член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения…». Человеку, который хочет занимать позицию лидера нужно такое признание. Ему нужно, чтобы какая-то группа признала за ним возможность принимать за нее решения, делегировала эту функцию от себя. Видимо, сам он не может позволить себе принимать ответственные решения, взять на себя такую ответственность. Скорее всего, это неуверенный в себе человек…

Интересная получается картина. Впрочем, объяснимая. Группа людей переживающих труднопереносимую фрустрацию, иначе, зачем им собираться в группу, боится воздействия (управления) извне. Ей нужен поводырь из их среды, не страшный, которому они доверяют. Доверяют всегда тому, кто не может причинить вред. По сему, в ситуациях неопределенности, нестабильности большое значение приобретают неформальные объединения и лидеры.

В заключение, несколько слов о лидерстве и руководстве в профессиональной организации.

Вопрос о том, почему руководство в организации эффективнее лидерства – тема отдельной большой статьи. Здесь же отмечу лишь один факт поддерживающий выбор руководства, а не лидерства. Руководителю, чтобы управлять процессом, не нужно быть членом неформальной группы, сформированной внутри формальной. Нужен или не нужен лидер группе – рассуждать бессмысленно, – он все равно возникнет, как групповой феномен. Для того, чтобы группа была эффективной и результативной, а именно это требуется от профессиональной организации, группе нужен руководитель – логист, находящийся вне группы и управляющий процессами, как внутри группы, так и вне ее, а не управляемый ими, как лидер. Нужен человек, не зависящий от ценностей группы, дабы не быть под их влиянием; для которого ценности, объединяющие группу, не являются значимыми, что позволяет ими оперировать…



Просмотров: 495
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Динамические группы (группы со спонтанной групповой динамикой)-опыт проведения
  • Психотерапевтическая группа, как модель социума или в чем сила группы?(Ревизия отношений ч.4)
  • Чем отличается экзистенциальная психотерапевтическая группа от динамической психотерапевтической группы?
  • Группы раннего развития или группы тоддлеров
  • Резонанс среди участников группы и его терапевтическое значение в групповой психотерапии
  • ПОЧЕМУ каждый здоровый человек должен пройти группы?
  • Предмето-человек, тренер глазами участников психотерапевтической группы "Начало"
  • Лекция 1: Лидер, группа и успех
  • Уход участников терапии из группы. Часть 2
  • Уход участников терапии из группы. Часть 1
  • Приручить стыд. Ценность терапевтической группы.
  • Психологические группы для приемных детей и подростков - трудности и пути решения.
  • Молчащий участник психотерапевтической группы
  • Шизоидный участник психотерапевтической группы
  • Какие группы нужны для людей со справками.
  • Терапевтические группы - зачем и почему?
  • Группы раннего развития – «За» и «Против»
  • Важно ли посещать психологические группы?
  • Как защитить своего ребенка от попадания в секты и неформальные группы?
  • Почему эффективны краткосрочные группы
  • Кто идет в группы танце-двигательной терапии?А если я не умею танцевать?
  • Если студент говорит о суициде (памятка кураторам студенческой группы)
  • Феномен "Группы смерти"
  • Как психологу стать популярным автором на b17.ru. Увеличиваем популярность группы Вконтакте
  • Для чего нужны группы общения для подростков?
  • Формирование и развитие группы: борьба влечений в групп-аналитическом сеттинге
  • Про психологические и психотерапевтические группы
  • Группы смерти! Бояться или бороться?
  • Как случаются группы и зачем
  • Для чего близким людям зависимого человека необходимо посещать группы взаимопомощи по со-зависимости



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь