|
Страх, длинною в целую жизнь. Арт-терапия от Ирины ВасилакийАвтор статьи: Василакий Ирина Родионовна
Страх – это психологическое переживание или психическая травма. Нужно 15-20 лет, чтобы появилась боль на месте психологического переживания. Что это значит? Если испуг, который Вы испытали в определённый момент жизни, «запал» в Вас, т.е. задержался и превратился в страх, то тот орган, который хранит этот страх, через 15-20 лет(это средние цифры) начнёт вам сигналить своей болью. Мы рассмотрим психические травмы – родом из детства. Откуда берётся страх у ребёнка? Во время вынашивания ребенка, мама и папа испытывают огромное количество страхов, мыслей и все это отпечатывается в виде программ бессознательного в человеке. Во время родов - формируется наш потенциал к успеху, а первые часы жизни - это важнейший момент формирования взаимоотношений с миром человека. Если мама не положила ребенка на грудь, он не слышал ее сердцебиение в первые минуты жизни - то разрыв и одиночество, необъяснимое чувство незащищенности родилось в ребенке. Ребёнок, слышит в утробе мамы всё. Если в этот момент мама переживает стресс, мир к ней агрессивен, она сомневается в целесообразности рождения, она обижена на отца этого ребёнка, то ребёнок будет бояться этого мира, он подсознательно будет себя чувствовать отвергнутым, покинутым, а мир агрессивным. Отсюда беспокойный сон, раздражительность, агрессивность, как способ защиты. Если мама рожала сложно, или под анестезией - то это тоже повлекло за собой свою программу. И на каждой это фазе у нас множество "пробелов". И живем мы с этими родовыми травмами, которые ограничивают и управляют нашим сознанием. Отсюда наша (или наших детей) неуверенность в жизни, зависимость с которой мы стараемся безуспешно или радикально бороться. Страх оторваться от мамы даже во взрослой жизни, страх принятия решений, страх ответственности. Этого не надо стесняться. Про это надо знать и принимать это как должное. Винить себя вредно и бессмысленно. Сейчас достаточно много инструментов и методов для проработки этих психологических травм. Я в своей работе использую арт-терапию , как возможность прорисовать, проиграть, прожить, выразить в образе страх или другую болезненную эмоцию. Ребёнок растёт и к своему набору уже существующих травм он добавляет те, которые ему встречаются. Агрессивная среда: испугался собаки, застрял в лифте, упал, громкий стук, непонятное поведение незнакомого человека и т.д. Ребёнок пугается потому, что не был подготовлен, не ожидал, т.е. нет опыта правильного реагирования, мозг ещё не готов этому. Надо признать право на страх у себя и у собственного ребёнка! Здесь нет ничьей вины! У нас сформировано понятие: мальчик не должен плакать, жаловаться, бояться, иначе он слабак! Это заблуждение наносит серьёзные травмы мальчику-ребёнку, которые в дальнейшем сказываются на его взрослой жизни. Если ребёнок испугался или боится чего-либо, то надо признать это! - Да, я вижу, ты испугался! Тебе больно, страшно! Да, это так! Но посмотри, вот что мы сделаем, чтобы избежать этого в следующий раз. Вывод: надо учить ребёнка правильному поведению в подобных ситуациях, а не создавать ему тепличные условия. Если мы говорим: «Ты слабак, мальчики не плачут. Ты что, рёва-корова! Ха-ха испугался!», то эта травмирующая ситуация (страх), как образ, заряд, ощущение, западает в ребёнка и создаёт мышечные зажимы, которые блокируют свободный поток энергии к органам. А ещё, в этот момент ребёнок получает опыт: меня отвергли, меня не приняли таким, какой я есть. Ситуация забывается, ощущения от данной ситуации ждут своего времени. Если ребёнок, став взрослым попадает в ситуацию совершенно отличную от той, детской, но испытывает подобные эмоции, то тот «законсервированный» страх всплывает и захватывает его полностью. А ещё страшнее становится от того, что непонятно от чего страшно, мозг в недоумении и всплывают слова: «ты слабак, мальчики не плачут». Школьные страхи Перед тем, как отдать ребёнка в 1 класс, родители активно занимаются его подготовкой к школе. Наступает счастливый момент. Ребёнок с радостью идёт в школу. Родители уверены в том, что ребёнок будет успешен в обучении, ведь для этого они сделали многое. Ребёнок с открытым сердцем включается в процесс получения знаний и не предполагает, что на уроке может быть страшно! Проявиться этот страх у ребёнка может в любой момент и в любом классе. Это зависит от устойчивости психического и эмоционального состояния ребёнка. От частоты проявления травмирующих ситуаций. Причиной страха может быть:
Если ребёнок не понимает причину происходящего, не получает поддержки взрослых, то ему страшно. Страх не позволяет ему качественно воспринимать учебный материал, от этого ещё страшнее. Круг замыкается. Из-за непонимания причин происходящего, взрослые отказывают ребёнку в поддержке. Приходится слышать даже такие объяснения: «Он это делает специально, хулиганит! Мы проверяли, со здоровьем и интеллектом у него всё в порядке! Он с репетитором занимается, мы с ним занимаемся несколько часов!» Да, ребёнок добросовестно занимается дома, но каждый день опять идёт в среду, которая является источником его страха. Тревожит то, что в большинстве случаев, дети быстро «отыскивают» в своём теле место, где живёт страх, а на поиски в своём теле места, где живёт смех, уходит больше времени. Как быть, если страх уже поселился у тебя? Я предлагаю посмотреть видео, где есть простые упражнения дл дошкольников и школьников. Для взрослых и детей! Добро пожаловать на индивидуальные сессии и групповые занятия в г. Подольск, г. Москва. Выездные арт-экспедиции для взрослых и детей. Выгода в том, что вы отдыхаете, наслаждаетесь красотой и уникальностью того места, где будете с ребёнком несколько дней. А кроме того, рисуете, лепите, играете, развиваете свой талант и освобождаетесь от СТРАХА и других негаивных эмоций под наблюдением специалиста. Ирина Василакий, арт, гештальт-терапевт, растановщик, специальный детский психолог, дефектолог +7 916 536 536 2, скайп irino4kavas
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|