Благодарность в терапевтических отношениях.

Самые  важные и сущностные для меня слова о благодарности я нашла в произведениях русского философа Ивана Ильина. Он пишет: «…чтобы найти путь к обновлению, углублению и окрылению своей культуры человечество должно научиться благодарить и именно на благодарности строить свою духовную жизнь.

Быть благодарным значит - ценить то, что даётся; видеть свои естественные и духовные богатства; извлекать из своего внутреннего мира то, что в нём заложено. Творить, создавать и совершенствовать, а не владеть, распоряжаться и наслаждаться.

Каждое мгновение как бы испытывает нас, созрели ли мы для благодарности и умеем ли мы благодарить.

Дары даются нам не для жизненного использования или злоупотребления, а для изучения, истолкования, изумления и радования. И эти дары, которые мы могли бы принять: пространство, время, живая материя, душевные способности, духовные силы.

Что такое благодарность? Это ответ живого, любящего сердца на оказанное ему благодеяние. Оно отвечает любовью на любовь, радостью на доброту. Эта радость вспыхивает сама, свободно, непринуждённо и ведёт за собой любовь – свободную и искреннюю.

 Человек приемлет дар – и радуется не только полученному дару, но и доброте дарящего. Его любви и Его бытию и, наконец, тому, что эта доброта пробуждает любовь в душе самого одарённого. Дар есть луч, требующий ответного излучения. Он обращается сразу – и к сердцу, и к воле. Воля принимает решения; она желает ответить и начинает действовать; и это действие обновляет жизнь любовью и добротою.

Когда человек видит перед собою неисчерпаемые дары Божии, то в нём очень скоро возникает чувство, что он никогда не сможет ответить сполна на эту неисчерпаемую благость... поэтому правы те, кто, проведя свою жизнь в созерцании и благодарении, завершают её молитвою: «Прости мне господи, что не хватило у меня любви и радости для того, чтобы любить тебя превыше всего и радоваться на Твои создания»…

Благодарность – это, в большей степени, ответ «да» реальности, происходящему, жизни. В этом ответе - принятие человеком тех событий, людей, состояний, порой трудных, которые ему были посланы. Испытывать благодарность свойственно тому, кто потрудился, пострадал, знает различия, ценит жизнь.

Какое же место благодарности в терапии? Распространена точка зрения, что благодарность присутствует на последнем этапе терапии, являясь одним из показателей её результативности. Соглашаясь с ней, хочется предложить сфокусироваться на качестве благодарность - неблагодарность не только как характеристике результата, а рассмотреть её как суть, которая, проявляясь в той или иной форме и степени,  сопровождает терапевтические отношения постоянно с самого начала и до их завершения. На мой взгляд, сами терапевтические отношения являются местом, где и у клиента, и у терапевта есть возможность стать более благодарными.

Терапевту необходимо иметь представление о своей способности - быть благодарным. Такое представление оформляется, в том числе, благодаря своей личной терапии и супервизии.  Считается, что отдавать – это моральное поведение, свойственное помогающим профессиям. Но одной этой способности недостаточно. Способность  - бескорыстно давать -  зеркально связана со способностью - с благодарностью принимать. Если нет способности принять, благодарность, в том числе, можно усомниться в бескорыстности помогающего.  Когда терапевт лишён или ограничен в способности принять с благодарностью  – это ограничивает и его возможности помощи клиенту.

По-моему, с самой первой встречи в перспективе понимания клиента важно удерживать ряд вопросов, пытаясь отвечать на них: насколько благодарен или неблагодарен вступающий в терапию клиент на данный момент; каковы, на мой взгляд, перспективы развития этого качества у него.

Чаще всего, в момент прихода к терапевту клиент отделён от своего чувства благодарности. Ему трудно принять ту ситуацию, в которой он сейчас живёт; он в конфликте с людьми, не в ладу с собой; испытывает больше чувств, которые можно обобщить словом «нет» - раздражение, злость, обида, гнев и т.д. Клиент может быть неспособным к благодарности ситуативно, в данный период жизни. Негативное восприятие мира в целом может быть свойственно в большей степени его характеру.

Действительно, способность испытывать и выражать благодарность связана с самым сильным переживанием в начале жизни, в отношениях с родителями. Среди наиболее неблагодарных клиентов и те, в чьих переживаниях - дефицит родительской заботы и внимания, и те, кого можно назвать избалованными или гиперопекаемыми. И тем, и другим трудно быть благодарными, принимающими. История клиента, контекст его жизни постепенно займут своё место в терапии. Многое прояснится, что-то изменится. В самой терапии очень важно исследовать тему того, как клиент способен отдавать и принимать. «Быть взрослым – это значит отдавать. Все мы, рано или поздно превращаемся из того, кто получает, в того, кто отдаёт». Клиент может пройти с терапевтом долгий путь, прежде, чем повзрослеет, дорастет до способности поделиться, дать. Многое должно состояться, немало внесено сначала в первую очередь терапевтом, чтобы возникла атмосфера доверия, необходимая для процессов изменения.

В начале же терапии для меня, с точки зрения благодатности ситуации, важно оценить мотивацию клиента. Потенциально более неблагодарный клиент – это клиент со слабой или противоречивой мотивацией. В обществе к терапии относятся по-разному.  Среди наших клиентов также бывают те, кто, априори, частично имеют о терапии негативные убеждения. «Помогут ли, не пустая ли трата денег, со своими трудностями надо справляться самому», - такие вопросы и предположения клиентов делают для них терапию делом сомнительным, и вовсе не благим. И всё-таки при таком амбивалентном отношении к терапии они - в нашем кабинете. Для меня в случае такого неоднозначного выбора клиента «придти», важно заметить эту амбивалентность. Затем удержаться вместе с клиентом в ней определённое время, достаточное, чтобы клиент остался или ушел, осознавая свой собственный выбор.

Естественна неблагодарность за «дары», в которых не нуждаются. Разница в представлениях клиента и терапевта о терапевтических целях, о глубине и продолжительности терапии делает терапию не благим делом, а весьма сомнительным, вызывает вполне закономерное сопротивление клиента. Даже при «благородной» мотивации терапевта именно о таких случаях говорят, что «благими намерениями вымощена дорога в ад». О случаях, проявляющих у терапевтов большую, чем у клиентов активность на работу, коллеги самоиронизируют, объясняя их  «желанием причинить добро».

Имеет смысл открыто воспринимать сопротивления клиента.  Сопротивление, в том числе, может указывать на какую-то нашу профессиональную некомпетентность, ошибки или недочёты в терапии. Иногда сопротивление сопровождает ситуации, обобщить которые можно фразами «не время», «не место». Оно свидетельствует о несовпадении, о малых точках соприкосновения мира клиента и данного терапевта. В любом случае, сопротивляющийся клиент порой может восприниматься терапевтами как неблагодарный. Трудность человека, который приходит к нам зачастую и состоит в том, что он не умеет принять помощь, не может быть в отношениях, становясь чаще всего «неблагодарным». Принять сопротивление, «неблагодарность» клиента значит увидеть несовпадения, расхождения с клиентом. Увидеть, остановиться, чтобы попробовать пройти через пространство разногласий. Важно использовать эту разность, чтобы через работу«здесь-и-сейчас» открыто и адекватно ситуации создавать реальные отношения в терапии.

Философ Владимир Янкевич обращает наше внимание на благодарность как на явление, которое относится к вторичным категориям. «Благодарность рождается при условии того, что имеется и благодетель, и благодеяние, - и лишь при этом условии...»  Что касается экзистенциальной терапии, то благодатными могут быть отношения, которые возникают между терапевтом и клиентом; создаются, сначала больше терапевтом, а затем обоими участниками этого процесса. Именно отношения, а не терапевт единолично являются источником благодати, благим делом. Отношения, как и сама благодарность, для меня являются и целью, и средством в терапии одновременно.

Не раз слышала на семинарах А.Е. Алексейчика от него самого, что «благодарный клиент быстрее лечится». Вижу смысл для терапевта: с каждым клиентом ставить перед собой вопрос - как помочь этому конкретному клиенту быть чуть более благодарным?

Что касается меня, то я, отвечая на этот вопрос, в работе с некоторыми клиентами видела особую важность в подведении вместе промежуточных итогов. Помогать заметить результаты, радоваться пусть небольшим, но успехам; последовательно, без ложной скромности, но соразмерно происходящему отмечать самой эти общие успехи – считаю особо важным с клиентами пессимистичными по своему характеру. Не так просто и вовсе не быстро некоторым нашим клиентам удаётся расстаться с привычкой терять достигнутое, забывать хорошее, обесценивать значимое. Если же процесс обесценивания результатов терапии все же имеет место быть, важно отмечать это и помогать клиенту «становиться лучшим свидетелем своего собственного поведения и учиться ценить влияние своего поведения на чувства других»(А.Е.Алексейчик). 

Кроме направления по возвращению потерянных результатов, вижу путь к благодарности через открытие новых, более позитивных смыслов. Была свидетелем того, как это мастерски реализует Эмми Ван Дерцен на своих семинарах.  На демонстрационных сессиях для меня значимым был момент перехода клиента из состояния  переживания своей трудности как чего-то инородного, чуждого, осуждаемого в состояние  её принятия. Это принятие трудного происходило за счёт обнаружения нового аспекта смысла данной ситуации. В самой благодарности много энергии принятия. Поэтому, на мой взгляд, очень важен сам феномен перехода от «нет» к «да». И опыт таких переходов помогает клиенту быть более благодарным. Через благодарность клиент оставляет позади, в прошлом, зависть, злость, обиду. Человек, имеющий такой опыт перехода и изменений в настоящем, может сказать, что « всё к лучшему».    

 

 



Просмотров: 470
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Двойные отношения в терапии: клиент и терапевт – быть друзьями или нет?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Несколько слов о гештальт-терапии. Что это для меня?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Что привлекает меня в профессии арт-терапевта? Или мой путь к арт-терапии…
  • Хотеть, чтобы что-то случилось в нашей жизни и быть готовым это принять - очень разные вещи!
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Что можно и полезно обсудить на семейной терапии (для клиентов).
  • Панические атаки. Что это и как с этим справиться? (памятка для клиента)
  • Что нужно для того, чтобы любить и быть любимым?
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • Что помогает чувствам клиента в терапии.
  • Как написать рекламу психологических услуг, чтобы клиент понял, что ему нужны именно вы
  • Бесплатные консультации — для кого они важны? Для клиента или для терапевта?
  • Рейтинг трудных мест в терапии (для клиента)
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • Что означает для меня "быть самой собой"?
  • Ухудшения состояния после терапии. Что это такое и с чем оно связано?
  • Самоизоляция. Соблюдать или нет? Про что это для меня?
  • О гештальт терапии для клиента
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Ориентиры в терапии для клиента и консультанта.
  • Психоанализ предназначен для тех, кто этого хочет, нуждается в этом и может его принять
  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • Что нужно для того, чтобы встретить Своего человека и Взаимную любовь!?
  • Статья «Понять и принять или о том, что значит быть подростком?»
  • 3 списка, раскрывающих особенности скайп-терапии для клиента
  • Краткая методичка по когнитивно-поведенческой терапии для клиента
  • Как клиент/пациент/анализант способен «переписать» свой опыт в процессе терапии?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь