|
Не думать о красе ногтей. Песочная терапия в работе с аутоагрессией.Автор статьи: Коньшина Анастасия Александровна
Не думать о красе ногтей. Песочная терапия в работе с аутоагрессией. Статья опубликована с согласия клиента.
«Болезнь – это язык, речь субъекта…Для понимания болезни необходимо раскрыть проект, который субъект создаёт в своём бессознательном…Затем необходим второй шаг, сделать который должен сам пациент: ему следует измениться. Если человек психологически изменится, то болезнь, будучи аномальным течением жизни, исчезнет...» Доктор А.Менегетти, «Психосоматика»
Представим, что на блиц-викторине по психологии прозвучал вопрос: "Назовите самую типичную-претипичную жертву аутоагрессии", то правильный ответ на него был бы: "ногти!" Сначала детские, потом, если не повезёт совладать с компульсивной аутоагрессией, то и взрослые. Онихофагия (самоповреждение ногтей и кончиков пальцев) - с такой распространенной проблемой и обратилась ко мне мама десятилетней девочки. Девочка, назовем ее Карина, красивая, аккуратная и требовательная к себе, согласилась на работу с психологом с охотой, но и c некоторой долей обреченности. Что такое наши ногти? Это плотные роговые пластинки на тыльной поверхности пальцев. Корни слов-определений – «рог», «тыл», «верх» - содержат в себе послание о защите даже в официальном анатомическом определении. Прямое предназначение ногтей – защитить мягкие кончики пальцев, создать рычаг, опору для пальцев с обратной стороны, если они на что-то давят. Также ногтями можно царапаться, нападая или защищаясь. Длинный блестящий маникюр легко ассоциируется с холодным оружием и с перфекционизмом.
– это априорные задачи для любого человека, атакующего собственные ногти. Многие известные психологи-телесники – Луиза Хей, Владимир Жикаренцев, Лиз Бурбо, Антонио Менегетти – именно в таком ключе анализируют онихофагию. Теорию всегда интересно проверять на практике. Из бесед с мамой и Кариной выяснился онтогенез вредной привычки. В период отлучения от груди мама на неделю уехала, оставив ребёнка родным. Привычка же сосать пальчик была еще до года, что может говорить о базисном тревожном сценарии в паре мать-дитя, о слабой нервной системе младенца, о склонности к навязчивым действиям. Резкое отлучение от груди усугубило ситуацию. Также важно отметить, что Карина пропустила стадию ползания**. Домашняя реакция была обычной: уговаривания перемешивались с нотациями, пристыживаниями и устрашениями. От чего ситуация только ухудшалась. Слишком часто большинство родителей требуют от своего ребенка совершить невозможное. Точнее, невозможное для ребёнка на данный момент: например, начать хорошо учиться, перестать быть стеснительным, завести друзей и тд и тп.…И, надо признать, что это тоже проявление родительской любви, пусть и необдуманной. Чаще всего отцы и матери сами испытывают тревогу, неуверенность и другие тяжелые чувства в связи с детскими проблемами. Но так как отношения с родителями в целом тёплые, любящие, интеллект у Карины высокий, характер амбициозный, то симптом не проявлялся до поры до времени. Летом, на каникулах, симптом почти исчезает, в школе же появляется снова. Проективные методики подтвердили, что потребность в безопасности, действительно, актуальна. Кроме этого, проявились:
Первая песочница Карины на свободную тему. Рис. 1. Название «Балансный мир». Песочная композиция живописует, как переполнена психика девочки-подростка образами и задачами взросления. Три самостоятельных мира (хищники, добрые животные и город) не соприкасаются друг с другом. И тем не менее, каким-то образом приведены к балансу при помощи заборов. Энергии этих миров заперты, практически недоступны друг другу. Каким образом выживают хищники, так и осталось загадкой (вытесняется из сознания). Эго девочки начинает осознавать хищные стороны и собственной натуры, и внешнего мира, но как иметь дело с агрессией (своей или чужой) пока непонятно. Известен только один способ – сдерживать агрессию (прятать за забором). Интересно, что в мире злых животных оказываются Кенугуру с кенгуренком в сумке и Бегемотиха с бегемотиком, они окружены хищниками и мимикрировали под них. Когда я обратила на это внимание, то фигурки Карина не переставила, а объяснила, что они большие по размеру, сильные и уже привыкли. В отношение к самой себе естественным образом вплетена агрессия, которая уже стала привычной. Городской ландшафт, с отелями Турции, закатами и домами, в котором главные действующие лица Старик и Старуха (архетипические фигуры сознания), так как они больше всех заботятся об этом мире, вызвал самое большое напряжение. И если и выбирать место для симптома, то симптом поселился бы именно здесь, в мире людей, «где суета, пробки, машины, много нервов». И его символ был найден, возможно, это колючий кактус. Мир добрых животных притягивает больше всего, среди них есть самое умное животное – Обезьяна. Она, скорее всего, даёт надежду на помощь ума в борьбе с вредной привычкой. И демонстрирует нам с Кариной, как важно для неё быть серьезной. Тем не менее, «ум» представлен инстинктивным, первобытным существом. Также эта песочница говорит о значимости для 10-летней девочки диады «мать-дитя», о том, как происходит соприкосновение с тёмной стороной Великой Матери, поглощение материнским архетипом. Ощущение несвободы и тесноты исходит от композиции в целом. Тем не менее, нужно поблагодарить этот симптом. Потому что благодаря ему, жизнь все-таки не выходит за рамки немыслимого, и есть способ борьбы с чем-то ужасным и кровожадным, что занимает треть внутреннего мира. Животный мир явно теснит человеческий, не может органично вписаться в его сюжеты. Задачи человеческого мира сложны и эмоционально заряжены, при этом есть все признаки высокого самоуважения и способности мечтать о прекрасном. Подвиг маленькой клиентки в том, что её психе уже готова соприкоснуться с неуправляемым Ид (животным началом внутри себя). Черный Домашний Кот во все глаза смотрит на диких животных за забором. Птица-Попугай может стать посредником между мирами, Бабочка символизирует стремление девочки к перерождению, открытости терапии. И, признаю, что искренний альянс с Кариной, я ощущала на протяжении всех пяти сессий. Выше я обозначила, что симптом появился не так давно. История возникновения привычки. Рис.2. История возникновения вредной привычки. Впервые эта привычка появилась в садике (5 лет, малыш на кроватке и белое здание с грызуном на пороге), потом на отдыхе на озере (беспокойная Маша, 6 лет), и в школе, когда Карина пошла в первый класс. Сама композиция уже содержит в себе дисбаланс – все фигурки расположены в зоне Супер-Эго, резкий разрыв, некое песочное шоссе – в середине композиции, в зоне чувств, актуальных эмоций, внизу справа - озеро эмоций (удивительным образом, напоминающее форму женской груди). Если внимательно присмотреться к рисунку на песке, то можно увидеть спеленатого младенца, к которому протягиваются чьи-то руки, и отстраняемого детской рукой от груди. В песочнице линия конфликта проходит между представлением о высшем женском начале и социальной уверенностью в себе на уровне тела. К слову, социально уверенных в себе детей (на уровне тела) отличают несуетливые выразительные движения, громкий голос, смелость самовыражения, крепкий сон. У Карины есть трудности почти по всем этим пунктам. `Образы привычки Рис. 3. Образы вредной привычки. «Рыба-пиранья – она вообще неуправляемая, набрасывается, не остановишь. Лошадь и Собака – это когда еще сама себя слушаюсь. Обезьяна – она самая умная, все понимает, что это вредно и стыдно. Белочка – непослушная, но легко управлять, можно заставить не грызть». Интересно, что вредная привычка оказалась представленной не такими уж и вредными персонажами, среди них есть лучшие друзья человека – Лошадь и Собака. В социальном углу возводится материнский холм из песка, домашняя часть песочницы сметена бурным океаном бессознательного. Композиция напоминает последствия кораблекрушения с выброшенными на берег животными, которые нуждаются в принятии и защите. Вероятно, именно так ощущает себя ребёнок в социуме. Хотя, в реальности дела с учебой, с отношениями в классе обстоят благополучно, и видимых причин для тревоги нет. Как выглядят пальчики Рис. 4. Моделирование пальцев рук. «Хищники воюют друг с другом и нападают на своих подданных (большие пальцы царапают указательные). Мизинцы-мальчики просто смотрят, на них не нападают и их не грызут, лягушки - средние пальцы, на них никто не нападает, но их можно грызть. Птицы – их тоже можно грызть». Карина хорошо ориентируется в своих переживаниях, легко символизирует. Увлеченно объясняя ситуацию, она приходит в приподнятое, заинтересованное настроение. Атмосфера песочницы оживает от рассказа. Неуправляемая сила симптома обретает логичную динамику и расщепляется на отдельные силуэты, с которыми уже можно как-то взаимодействовать. Рис. 5. Что хочется добавить к картине? «Попугай – это я отдаю приказ!» (перестать нападать). Хищники раздражённо сбрасывают с плеч Попугая. Мой вопрос: Они Попугая слушают? «Если у него не получается, то прилетает Орел (добавляет Орла), Орла боятся и слушают, но тоже прячутся от него». Так, внутренний конфликт подростка проявился в трудностях социализации: Попугай, идеальный имитатор человеческой речи, с раздражением отброшен дикими кошками. Но ресурс психики в виде хищного и гордого Орла, возможно, символизирующего, здоровые нарциссические черты Супер-Эго, способен разговаривать с ними на языке силы. Кроме этого, со стороны социума, опять же из позиции Супер-Эго, появляется независимый наблюдатель Ворон (мудрое хтоническое существо, посредник между тремя мирами - небом, землёй и подземным царством). Терапия предоставляет элитарную возможность сосредотачиваться на аспектах своего взросления сознательно. Карина как на театральной сцене видит то, что происходит внутри ее души. Вот бьётся зелёная Птица (символ пальчика), намеченная в жертву хищникам и слезы сами наворачиваются на глаза. Хищники, сохраняя свою форму, способны моментально изменить свою суть. Гепард решает не нападать, сделать вид, что он нападает, а сам просто гладит Птичку. Видимых метаморфоз на этой стадии с хищниками не происходит, но внутренне они уже случились. Все части психе обретают непреходящую ценность, собственный пальчик становится священным, и, следовательно, неприкосновенным. Осознание, что поддержка всегда есть внутри, даже со стороны негативных теневых аспектов, и не обязательно ожидать её извне от кого-то (от папы, брата). Каждому подростку важно почувствовать право сохранять себя, своё Я, независимо от воли других. Метаморфозы Рис. 6. Метаморфозы. «Эти уходят « (Гепард, Лев), их место занимают фарфоровые Собачки. Правый указательный палец: на место агрессивного Пса ставятся две девочки. Бесполезные Мальчики, которые не защищали от хищников, заменены Медвежатами. «Все остальные – и так хорошие». Как часто хочется взять и решить задачу здесь и сейчас, без промедления и без раздумий. Но оказывается, что как в сказке за решением нужно прогуляться за тридевять земель в тридесятое царство. В песочной терапии решение на самом деле не в фигурках, а в том, какие новые мыслеформы и переживания они выносят на песок. Мизинцы в образе Мальчиков от ассоциации о Мальчике-с-Пальчике привели нас с Кариной к мифу о Зевсе и Хроносе, от последних к Медузе Горгоне, Персею и его гениальному оружию-зеркалу. Отпечатки рук на песке распахнули картину развития цивилизации от времен Человека Умелого, Homo habilis, до сегодняшнего дня. Лягушки тоже поделились своей историей о жизни в двух стихиях. Так, узкая проблема собственной защищенности приобретает широкие горизонты, мышление подростка оказывается идеально приспособленным для постижения коллективной мудрости. Карина переживает яркие открытия. Открываются шлюзы признаний самой себе. Выясняется, что ненавидя свою привычку, девочка наедине ударяет себя за это. А за что еще? «За то, что не так пою, не так танцую, когда, не получается учеба! Мальчикам можно и так, а девочка, она должна быть лучшей во всем!». Смысл конфликта наконец-то озвучен! Теперь есть с чем работать. Метафоры и иносказания, парадоксальные интенции, диалоги с фигурками, перестановки в композиции, - почти все идет в ход как в калейдоскопе. Карину поражает завуалированная жестокость её внутреннего мира. Действительно, проигравшую подругу она будет утешать и никогда не перестанет с ней дружить, а саму себя при неудачах она готова презирать и «грызть». Рис. 7. Изменение отношения к себе. Девочка порывисто поднимается с места, уже не дожидаясь моих предложений, быстро начинает изменять песочную картину. Внутренние запреты на изменения сняты! Из мира выбрасываются хищники, и Орёл тоже может улететь, «он не нужен!» (т.е. жесткое обращение с собой больше не приемлемо). На их место водружаются фарфоровые Собачки; Попугай нежно обнимает Собачек, и те больше не пытаются его оттолкнуть. Мальчики, выглядевшие инородными в животном мире, заменяются медвежатами, на место злой крупной собаки помещаются трудолюбивые девочки из фарфора. Фарфор здесь - символ неких качеств психики, которые, получив одобрение от Супер-Эго, смогли доверить песку свою уязвимость. Теперь столкновение фарфоровых собачек с фарфоровыми девочками трудно представить без ущерба для обеих сторон, т.е. части психе прожили интеграцию, ощутили свою единую природу. Таким образом, Супер-Эго, Эго и Ид обретают гармонию в отношениях между собой. _ Сейчас, спустя полгода после курса, Карина, по словам мамы, практически рассталась со своей привычкой. И даже, если случаются минуты слабости, то родители находят совсем другие слова для своей успешно взрослеющей дочери.
*Онихофагия, привычка грызть ногти может быть классифицирована, как тип обсессивно-компульсивного расстройства, говорится в выпуске обновленного Руководства по диагностике и статистике психических расстройств (Diagnostic and Statistical Manual of mental disorders (DSM-V)). Нужно отметить, что это Руководство разрабатывается и публикуется Американской Психиатрической Ассоциацией и также известно, как Библия психиатров. Кроме привычки грызть ногти в список патологических привычек вошли пощипывание кожи и вырывание волосяного покрова на голове или других частях собственного тела, также известное, как трихотилломания.
**Немногие родители знают о физиологии коры головного мозга: первые движения ребенка образуют нейронные дорожки непосредственно в сером веществе, только со временем функции «передаются» в ведомство нижних отделов мозга и перестают осознаваться. Если же эти этапы пропускаются, то это отражается на интеллектуальном и эмоционально-волевом развитии малыша. Так, если пропустить стадию ползания, то замедляется развитие межполушарной координации. Левое и правое полушария как бы избегают сотрудничать между собой, в результате ребенок растет более тревожным, ему труднее переключаться, улавливать юмор в ситуациях, он склонен к вязкости мыслей, и, следовательно, настроений. Список использованной литературы:
Менегетти А. «Психосоматика», 2009, ННБФ "Онтопсихология" Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|