Это почти физическое ощущение - когда возникает собственное пространство. Свое пространство. Психологи любят говорить о границах. Границах, которые возникают и определяют личность, как нечто отдельное от других людей. Туда, в эти новорожденные границы, можно принести из мира что-то и сделать что-то своим. Теперь уже просто потому, что понравилось. Или потому, что интересно. И это не про вещи, это про внутренний мир. Там можно наблюдать, как первичный хаос начинает обретать структуру.
Из тех робких искорок желаний, которые теперь наши, самые истинные и искренние желания, которые наверное знакомы нам с детства, но давно позабыты, вытеснены, отброшены, можно строить собственные миры и замки.
Путешествовать? Дааааа! Пойти на кинопробы? Дааааа! Танцевальная школа? Даааааааа! Картинг? Дааааааа!Теперь все можно.
То, что все можно было всегда, - это секрет. Потому что из той жижи это было немыслимо и непонятно. А теперь - по иному и быть-то вроде не может.
И это так увлекательно и интересно - заново открывать для себя жизнь.
Оооооо! Оказывается есть Другие люди, которым это тоже интересно!
- А давай вместе?
- А давай!
Пока еще есть только те Другие, у которых игрушки похожи на наши. Те, у которых совсем другие игрушки - они где-то там, совсем далеко.
Границы помогают нам развивать и надстраивать наши внутренние структуры, давая ощущение внутренней концентрации, некоей собранности в одной точке. Они учат нас опознавать свои желания: нравится - не нравится, хочу - не хочу, мое - не мое. Учат защищать то, в чем еще мало силы, то, в чем мы еще слабы. И это правильно. Нам это пока нужно. Теперь мы умеем сказать "нет", если оно в нас возникло.
Это ощущение собственного пространства дает понимание пространства Другого. Ведь у него оно тоже есть, он тоже имеет на него право. И если он сказал "нет", мы можем это принять. Там ведь тоже - свой мир. Целый мир. Видя и понимая свой - мы учимся видеть, понимать и уважать чужой.
В этом мире светло. Там нет вины - потому что некому на нас ее теперь так авторитетно возлагать, а если и попробуют, мы не возьмем. Фигушки, у нас есть границы. Но конструктивная критика уже может быть принята к сведению. Там нет страхов - они росли из неуверенности, и из того, что "нельзя" - а теперь мы знаем, что все можно и что мы все можем. А сколько там теперь энергии!!! Которая раньше была размазана на страхи, неуверенность, борьбу, необходимость доказывать. А еще на то, чтобы увидев вдруг это в себе начать немедленно подавлять это, бороться теперь с этим, делать вид, что этого там нет. А бороться проще, когда сбегаешь - во что угодно, лишь бы убедить себя, что там этого нет. Компьютерные игры, алкоголь, беспорядочный секс, магазины, телевизор (продолжите сами, ведь способов так много и их всегда можно менять). И откуда только возникает эта тотальная обессиленность? Кто бы мог подсказать? Ведь у нас вроде как все хорошо?
Придет время и наши границы станут нашими стенами. В которых мы либо предпочтем спрятаться, вполне обжившись внутри, либо захотим разрушить, потому что нам стало в них тесно. Но это не сейчас. Это позже. А пока можно играть и наслаждаться новым миром. Строить себя.
Привнося что-то в свой недавно построенный мир, мы накапливаем энергию и силы, наполняемся до краев. И когда полнота становится избыточна, мы идем делиться. Знаниями, творчеством, идеями, мыслями, чувствами. Этого внутри так много, что непременно надо поделиться. Мы ищем Другого. Чтобы он принял все это. Нам надо разделить себя и свой мир с ним.
И мы выливаем на него поток своего изобилия. Упс. Что-то случилось? Много? Простите, я не хотела.
Все проще там, где игрушки одинаковы. Можно вдохновенно меняться танчиками разных эпох и моделей. А если - разные? А если в ответ вам говорят - какие-то это не такие у тебя игрушки?
Делиться своим - еще не есть Встреча. Встреча с Другим всегда начинается с вопроса. "Кто ты?"
Любая попытка определить самостоятельно, кто стоит перед нами обречена на провал. У нас в руках несколько карт. Да, нарисованных нами. Да, прожитых и добытых в боях за ценный жизненный опыт. И мы накладываем эту карту и говорим: "Так, тут Москва, тут Питер, а тут Геленджик". Ну собственно и все. Он отвечает тебе: "Все конечно здорово, но тут Адлер, тут Анапа, а это вообще Сингапур". Ха! Нам смешно. Ведь эти карты рабочие, мы же их все время проверяем. Видимо человек слеп. Немного умения убеждать, стройный логический ряд доводов и сейчас он осознает, как сильно он ошибался. Не осознаёт? Ну, сам виноват. А ведь так хотелось пообщаться.
И хорошо еще, если у него другой континент, а если там вообще карта Луны?
Хорошо, если мы научились рисовать собственные карты. Но если мы только и умеем, что прикладывать свои карты на других, то мы пока всего лишь мастеровые, мы еще не художники.
Расскажи мне, что у тебя здесь. А тут? Хорошо, дай я попробую зарисовать. Тебе это что то напоминает? Аляска? Кажется, похоже на Аляску. Не уверен? Давай дальше - что вот тут, пониже? Окей, рисую. На что похоже теперь?
Каждый из нас уникален. И единственный способ узнать Другого, это спрятать свои карты (ожидания, опыт, проекции), и начать набрасывать вместе с ним его собственный маршрут. Прорисовывать его собственный мир. Спрашивая и выслушивая ответы, мы что-то возможно вполне опознаем, как уже знакомое нам, а что-то увидим впервые. И удивимся. И обрадуемся новому. И радость от узнанного знакомого, и радость от узнанного нового - вот это и есть та самая Встреча.
И тут мастеровой становится Художником. И он же становится Проводником. Проводником Другого к самому себе. Потому что часто свою карту трудно увидеть. А то она и вовсе еще не прорисована в четких контурах.
И если мы говорим о том, чтобы увидеть себя в Другом, как в зеркале, то вопрос не только в том, что другие люди отражают нас своими реакциями и возвращают нас к самим себе, не в том, что подобное притягивается к подобному, и то, что мы видим вокруг - всего лишь отражение наших мыслей, ожиданий и представлений, а в том, что чистое зеркало, коим является спокойное вопрошание, интерес, желание узнать а что там, внутри - способно помочь нам увидеть Других. Такими, какие они есть на самом деле.