|
Профессия - формула выбораАвтор статьи: Нонна Вячеславовна Коростелева
Профессий - океан.(от 9 тыс. до 45 тыс. по разным источникам) К какому берегу направить Яхту Мечты (нужен компас или формулу для правильного выбора направления) Формула выбора профессии очень проста "Хочу-Могу-Надо" Эта формула кочует по просторам интернета, установить первоисточник очень трудно. Я на своих тренингах использую графическое изображение и объяснение из книги : Тюшев Выбор профессии . Формула выбора профессии. • ХОЧУ — это пространство желаний, целей, интересов, стремлений. • МОГУ — это пространство способностей, талантов, состояние здоровья. • НАДО — это пространство запросов от рынка труда, социально-экономические проблемы региона, тенденции в развитии мировой экономики. Т.е. выбор своей профессии необходимо искать в области пересечения всех трех кругов - хочу-могу-надо Постараюсь детализировать и дополнить формулу определением параметров. ХОЧУ - это не только пространство желаний и интересов, но и безотказная мотивация. Что именно мотивирует профессионала, заставляет его работать эффективно, скурпулезно, мастерски, профессионально? Сначала о самом задушевном (мы, психологи, все таки "душеведы" как -никак)...о деньгах! Мотивируют ли безупречную профессиональную работу ДЕНЬГИ (даже большие) Сильно? Конечно! Но не долго. Так при повышении оплаты труда - результативность может увеличиться, но месяца на три...Увы... Дальше идет привыкание. Власть? Безусловно, мотивирует. Правда, скрывается под другими именами - лидерство, авторитет, командообразование, профессионализм. На этой мотивации проходит построение карьеры (вертикальной или горизонтальной), достижение карьерного пика или высот профессионализма. Признание, уважение специалиста - безусловные мотиваторы развития и повышения профессионализма.Нюансы - в формах признания. И самый ценный мотиватор - самоопределение - это призвание, предназначение, самоактуализация. Любовь к своей профессии. Как в анекдоте - люблю я это дело, товарищи. МОГУ — это пространство способностей, талантов, состояние здоровья. Попробую расшифровать.Это способность применять в работе полученные знания, свои умения и навыки. Могу ли я профессионально вести переговоры, отдавать указания. выстраивать профессиональные взаимотношения, развивать свои компетенции, нести ответственность за свои профессиональные действия. Сейчас многие школьники ведут собственное портфолио. Это абсолютно необходимо. Даже если кажется, что ты ничего особенного не сделал, фиксация своих, даже небольших достижений позволит осознать развитие своих умений и навыков. Это основа адекватной самооценки. Мать Тереза говорила : "Нет великих дел. Есть дела, выполненные с великой любовью" (Цитирую по памяти) НАДО — это пространство запросов от рынка труда, социально-экономические проблемы региона, тенденции в развитии мировой экономики. Да, согласна. Современная экономика - это "интеллектуальная экономика", "экономика знаний". А сейчас идут исследования в области "нейроэкономики" Современный мир требует постоянного обучения, т.к.поток информации постоянно увеличивается многократно! Научить учиться - это, наверное, главное умение любого педагога. Или я не права? Но, с моей точки зрения - надо еще и в более узком контексте: - надо, потому что в своем городе или поселке нет учебного учереждения, где готовят специалистов желанной и по способностям подходящей профессии (а уехать нельзя), финансовая ситуация не позволяет, традиции семейные и множество других факторов. Вот тут и нужна помощь специалиста профориентолога - помочь выстроить личную профессиональную перспективу с учетом всех факторов. Все, теперь, наконец-то, поняла, почему профориентацию в учебных заведениях "повесили" на школьных психологов. Интересы, склонности, личностные особенности, самооценка - это область профессиональных воздействий психологов. Плавали, знаем. В должности педагога - психолога я работала в интернате. Там выбор профессии для ребят - жизненно важный! Надеюсь, мои статьи помогут школьным психологам поднять и этот многоуровневый, огромный пласт работы. Так что там наш Король? "Ну пусть не король, так хотя б Королева?"(Высоцкий В.) На каких пересечениях " хочу, могу и надо" - находится? Для сравнения сказка "Новое платье короля" Андерсена и фильм "Королева бензоколонки"
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|