Профессия - формула выбора

Профессий - океан.(от 9 тыс. до 45 тыс. по разным источникам) К какому берегу направить Яхту Мечты (нужен компас или формулу для правильного выбора направления)

Формула выбора профессии очень проста "Хочу-Могу-Надо" Эта формула кочует по просторам интернета, установить первоисточник очень трудно. Я на своих тренингах использую  графическое изображение и объяснение из книги :  Тюшев Выбор профессии .

Формула выбора профессии.

•   ХОЧУ — это пространство желаний, целей, интересов, стремлений.

•   МОГУ — это пространство способностей, талантов, состояние здо­ровья.

•   НАДО — это пространство запросов от рынка труда, социально-экономические проблемы региона, тенденции в развитии мировой экономики.

Т.е. выбор своей профессии необходимо искать в области пересечения всех трех кругов - хочу-могу-надо

Постараюсь детализировать и дополнить формулу определением параметров.

ХОЧУ - это не только пространство желаний и интересов, но и безотказная мотивация. Что именно мотивирует профессионала, заставляет его работать эффективно, скурпулезно, мастерски, профессионально?

Сначала о самом задушевном (мы, психологи, все таки "душеведы" как -никак)...о деньгах! Мотивируют ли безупречную профессиональную работу ДЕНЬГИ (даже большие) Сильно? Конечно! Но не долго. Так при повышении оплаты труда - результативность может увеличиться, но месяца на три...Увы... Дальше идет привыкание.

Власть? Безусловно, мотивирует. Правда, скрывается под другими именами - лидерство, авторитет, командообразование, профессионализм. На этой мотивации проходит построение карьеры (вертикальной или горизонтальной), достижение карьерного пика или высот профессионализма.

Признание, уважение  специалиста - безусловные мотиваторы развития и повышения  профессионализма.Нюансы - в формах признания.

И самый ценный мотиватор - самоопределение - это призвание, предназначение, самоактуализация. Любовь к своей профессии. Как в анекдоте - люблю я это дело, товарищи.

 МОГУ — это пространство способностей, талантов, состояние здо­ровья.

Попробую расшифровать.Это способность применять в работе полученные знания, свои  умения и навыки. Могу ли я профессионально вести переговоры, отдавать указания. выстраивать профессиональные взаимотношения, развивать свои компетенции, нести ответственность за свои профессиональные действия. 

Сейчас многие школьники ведут собственное портфолио. Это абсолютно необходимо. Даже если кажется, что ты ничего особенного не сделал, фиксация  своих, даже небольших достижений позволит осознать развитие своих умений и навыков. Это основа адекватной самооценки.

Мать Тереза говорила : "Нет великих дел. Есть дела, выполненные с великой любовью" (Цитирую по памяти)

НАДО — это пространство запросов от рынка труда, социально-экономические проблемы региона, тенденции в развитии мировой экономики. Да, согласна.

Современная экономика - это "интеллектуальная экономика", "экономика знаний". А сейчас идут исследования в области "нейроэкономики" Современный мир требует постоянного обучения, т.к.поток  информации постоянно увеличивается многократно! Научить учиться - это, наверное, главное умение любого педагога. Или я не права? 

Но, с моей точки зрения - надо еще и в более узком контексте: - надо, потому что в своем городе или поселке нет учебного учереждения, где готовят специалистов желанной и по способностям подходящей профессии (а уехать нельзя), финансовая ситуация не позволяет, традиции семейные и множество других факторов. Вот тут и нужна помощь специалиста профориентолога - помочь выстроить личную профессиональную перспективу с учетом всех факторов.

Все, теперь, наконец-то, поняла, почему профориентацию в учебных заведениях "повесили" на  школьных психологов. Интересы, склонности, личностные особенности, самооценка - это область профессиональных воздействий психологов. Плавали, знаем. В должности педагога - психолога  я работала в интернате. Там выбор профессии для ребят - жизненно важный!

Надеюсь, мои статьи помогут школьным психологам поднять и этот многоуровневый, огромный пласт работы.

Так что там наш Король? "Ну пусть не король, так хотя б Королева?"(Высоцкий В.) На каких пересечениях " хочу, могу и надо" - находится?

Для сравнения  сказка "Новое платье короля" Андерсена и фильм "Королева бензоколонки"

 



Просмотров: 317
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Конфликт "хочу" и "надо" в человеке: причины формирования и как помочь
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали
  • "Чего я хочу от своей будущей профессии"?
  • Конфликт между "Хочу" и "могу"
  • "Не могу встать с дивана, ничего не хочу" Этюды о работе психолога - 2
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • Такая разная терапия: клиент "Хочу" и клиент "Надо"
  • Между "Надо" и "Хочу"
  • "Хочу" и "Надо": Мороженка
  • Как перевести "надо" в "хочу"
  • Сайт Серьезных Знакомств: "плюсы" и "минусы" о которых обязательно надо знать
  • Использование Таро в работе психолога ("Не могу говорить "нет". Практика, видео).
  • Влияет ли посещение "кружков" и секций на выбор профессии в будущем
  • "Почему я не могу жить так, как хочу?"
  • "Я жить без тебя не могу" или "комплекс самоуничижения".
  • Выбор профессии: "внутренне осиротеть"
  • "Хочу спать, но не могу" или Бессонница. Причины. Самопомощь.
  • Невротический конфликт "Хочу но не могу, не хватает сил".
  • "Лень", "Вина" и "Не могу"
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Как превратить "НАДО" в ХОЧУ или как сделать жизнь в удовольствие?
  • "Бабочка на плече" или что такое "счастье" с точки зрения различных психологов.
  • "Надо" и "хочу"
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Цена выбора в токсичных отношениях: Быть "хорошей" или "плохой"
  • "Я не могу решиться..." Почему нам так сложно делать выбор?
  • Должны ли мы не говорить "Должен" и "Надо"?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь