|
"Надо" и "хочу"Автор статьи: Екатерина Оксанен (Амеялли)
У каждого из нас есть свои представления о том, как «должно быть». И чем старше становишься, тем отчётливее ощущаешь разницу между тем, как «надо», как «хочу» и как «бывает». Помните, что говорят студентам на 1 курсе? «Забудьте всё то, чему вас учили в школе». Это не означает, что вы тут же должны исключить из памяти такие основополагающие вещи, как алфавит или таблицу умножения. Это значит, что нужно отказаться от того способа мыслить, к которому мы привыкли. У нас есть два пути развития. Один из них – путь адаптации. То есть следование тем нормам и правилам, которые нам диктует социум. Это среднестатистический рецепт счастья. Если вы следуете по этому пути, пытаясь соответствовать ожиданиям других, то где-то в теории должно наступить счастье. Однако на практике всё случается иначе. Оказывается, что в каждой культуре, в каждом городе и даже семье – свои представления о том, как надо жить. И тут жизнь ставит перед нами нелёгкую задачу: понравиться максимальному количеству человек или быть «плохим» для кого-то из них? А если не соответствовать чьим-то ожиданиям, то как выбрать каким именно? Если случилось так, что эту задачу вы долгое время обходили стороной, то в какой-то момент вы скорее всего столкнётесь с очень неприятным последствием. Вот вы купили то, что «нужно» купить. Работаете на «правильной» и даже «престижной» работе. Женились/ вышли замуж в «подходящем» возрасте. Наплодили «достаточное» количество детей. И даже телефоны и ноутбуки у вас «как надо». А ощущения наполненности и удовлетворённости жизнью как-то не наступает... Второй путь – самореализация. По сути своей он противоположен предыдущему варианту. То есть вместо того, чтобы выполнять «правильную» программу, вы посылаете куда подальше все эти условности и пробуете найти себя в чём-то ином. Ищете свои способы жить, свои рецепты счастья и вдохновения. Но для того, чтобы на этот путь встать, придётся отказаться от общепринятых норм. А теперь представьте, какая смута происходит в нашем бессознательном. Ведь нам с детства говорили, что основа нашей «хорошести» в следовании правилам. Если начать нарушать правила – стало быть, подрывается основа всей Я-концепции. Получается, искать свой путь – значит, быть плохим, неудобным и неправильным. Вот почему так трудно отделить свои желания от навязанных. При отрыве от социума, при малейшей попытке найти свой – индивидуальный, ни на кого не похожий, только вам подходящий, - способ жить, как тут же на пути встают наши собственные психологические защиты. И они начинают яростно сражаться за сохранение образа Себя Хорошего. Да и окружение вряд ли поддержит вас в таком решении. Пальцами тыкать начнут, смеяться будут, нотации читать, мнение своё навязывать… сомнительная перспектива, знаете ли. За свободу приходится платить. И не всем это по карману. Однако находятся смельчаки, готовые к такому риску. Но и на этом пути есть свои трудности. Случается, что на этом (по сути - подростковом) этапе развития люди «зависают», проваливаясь в обесценивание и отрицание любых норм и правил. Кроме того, для того, чтобы вырваться из оков социального футляра, нужен гнев. Только при помощи этой энергии разрушения мы становимся способными отделиться. Иногда гнев накрывает с головой. Этот путь создаёт дистанцию между людьми, и от смельчаков зачастую отворачиваются друзья и близкие. Случается, что поиск себя делает людей зависимыми… от свободы. Пока мы росли, наши родители, воспитатели и прочие представители социума создавали в наших головах сценарий о счастье. И вначале было просто. Учишься хорошо – молодец, будешь счастливым и правильным. Помогаешь маме по дому – та же история. А вот если приносишь двойки, одеваешься как хочешь, не причёсываешься, смеешь иметь собственные желания и прочими способами проявляешь свою индивидуальность – будешь плохой девочкой, не видать тебе счастья как своих ушей. И дворником работать будешь, да. Детям (и людям с инфантильной психикой) в этом смысле легко живётся. Им задана чёткая и конкретная система координат, в которой мир делится на чёрное и белое, хорошее и плохое. В психологии подростка, то есть в процессе отрыва от общепринятых норм в пользу поиска своего пути, ориентироваться уже труднее. Но и тут общая логика довольно-таки линейна: «я буду жить не так, как меня учили. И выживу всем назло». Правила, традиции и законы становятся чужими, теряют всякую ценность и вызывают агрессию просто потому, что их навязали. И у ищущего себя зрение застилает агрессия. Таким людям трудно рассмотреть те дары, которые приносит нам культура и социум. Им нелегко быть благодарными и наслаждаться тем, что есть: внутренний революционер всё время начеку, то и дело планирует восстания. А зрелость приходит под ручку с трудностями и дилеммами. Грани между добром и злом потихоньку стираются, обрастают нюансами и подробностями, а мир временами кажется зыбким. Неопределённость и неоднозначность – цена, которую мы платим за взрослость. Екатерина Амеялли, психолог тренингового центра "Отношения.ру" Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|