Ненавистный Новый год или давление нормативной хронологии

Автор статьи: Юлия Лишафаева

Ненавистный Новый год или давление нормативной хронологии

Перед Новым Годом человечество вдруг резко разделяется: на тех, кто любит праздники, и на тех, кто их терпеть не может.

Любители радуются подаркам, предпраздничным хлопотам, гирляндам и мишуре, встречам с друзьями, подводят итоги и пишут списки Деду Морозу. 

Нелюбители - сокрушаются о тратах денег, времени и сил, суете и толпах, вспоминают о собственном экзистенциальном или фактическом одиночестве, соседях-алкоголиках и собаках, травмированных фейерверками. А еще - о том, что стали на год старше и подошли к новогоднему рубежу без особых достижений. Вот и прошел еще один год  - как бы говорит им Дед Мороз, - а что в твоей жизни изменилось? Сделал ты то, что запланировал? Или ты стоишь на месте, а жизнь идёт мимо тебя? "Я не обязан перед тобой отчитываться, потому что вообще не праздную ваши глупые праздники" - естественный ответ Деду Морозу в такой ситуации. И всему социуму в его лице.

В том, как человек воспринимает время, можно выделить 2 аспекта:

  • условно-объективный, основанный на принятых в обществе хронологических нормах;
  • субъективный, основанный на естественных жизненных ритмах, известных под именем "биологических часов".

Восприятие времени как объективной категории, видимо, появилось, когда человечество изобрело хронологическое деление (минута, час, день, месяц, год) и календарь. А вместе с календарём - образ времени, которое движется одновременно по кругу и вперёд: сезоны циклично сменяют друг друга, но мы при этом всё время движемся во времени, от прошлого - к будущему.
И ведь хронологические нормы - это не только соглашение о том, чему равен час и сколько этих часов умещается в год. Опора на нормативную хронологию - общепринятая практика в конструировании множества теорий, в том числе научных. Так, во множестве психологических теорий личности жизнь человека делится на какие-то периоды, и за каждым периодом закрепляются какие-то характерные признаки, которыми человек должен в норме обладать, или задачи, которые в этот период человек должен решить. Если признаки такие, как нужно, и задачи решены успешно - это считается нормой развития. На нормативную хронологию опираются также разнообразные житейские теории, формируя некие социальные нормы - в каком возрасте человек должен разбогатеть, выучиться, жениться и лишиться девственности, а когда это - необратимо поздно.

Наши биологические часы, хоть и названы субъективной категорией, основаны на объективных физиологических ритмах нашего организма: например, на чередовании сна и отдыха, а также на определенных нервных процессах, которые дают нам ощущение длительности какой-то работы. Субъективность - в том, что, в отличие от мировых часов, биологические ритмы разных людей не могут быть точно согласованы, поскольку живые люди - не механизмы, и отличаются друг от друга. Кроме того, субъективное восприятие времени напрямую зависит от эмоционального восприятия происходящих событий. Если события интересны для нас - мы, с одной стороны, не замечаем течения времени (можем увлечься и не заметить, что прошел день), а с другой стороны - временной отрезок, наполненный разнообразной деятельностью, воспринимается как более длинный, чем отрезок, не заполненный ничем. Так, в состоянии апатии у человека может быть восприятие дня как "только проснулся, ничего не делал - а уже и спать пора". События и их эмоциональное переживание - наполняют и "растягивают" время. Так, не заполненная ничем неделя может при обращении в прошлое субъективно казаться короче, чем день, за который произошло что-то важное. И так мы склонны размещать в памяти прошлое: соединяя более короткими отрезками значимые вехи.

Мы постоянно сверяем наше личное биологическое время с условно-социальным. И результаты этого сравнения могут принести нам радость или страдание. Личные биологические часы в сочетании с тем, какие нормативные хронологии человек воспринял близко к сердцу, и насколько близко - может определять его личную метафору времени. У кого-то время - река, которая течет сквозь них, у кого-то - дорога, по которой он идёт. Иногда на этой дороге, как пограничные столбы, стоят наши днирождения, восьмыемарта, двадцатьтретьифевраля, новыегоды, минуя которые, почему-то следует отчитаться: какой я мужчина, какая я женщина, и что у меня есть в мои-то годы. Но эти пограничные столбы установило не мироздание, и даже не социум, а мы сами. И в наших силах - поменять этот образ. Поэтому в преддверии праздников я желаю всем настроить ваш хронометр под ваши потребности. И встретить Новый Год - не "как положено", а в согласии с вашим ритмом.



Просмотров: 347
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Еще не встретился "твой" человек. Как понять что это любовь
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • 3 самые важные "П", которые всем нам так нужны во время карантина
  • Депрессия в Новый год: почему в праздники иногда бывает так грустно и что с этим делать?
  • "Жениться нужно только на тех женщинах, с которыми, если что, не страшно разводиться"
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Грудное молоко для взрослого мужчины или о том, как быть, если вы "мама-жена"
  • Мои "пять копеек" о том, что все психологи работают только ради денег.
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • Интервью со Светланой Непогодиной "Для кого Новый год будет новым"
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • "Мы не можем быть вместе" или кто такой «безопасный мужчина» и почему женщина его выбирает?
  • "Мой ребёнок окончил школу". О том, как одно слово может изменить жизнь.
  • "А Вы что на Новый Год делать будете?"
  • Мороки в нашей жизни, или "Почему человек так сильно изменился? Он же был совсем другой."
  • Что происходит, если женщина раньше времени решила, что этот мужчина и есть её единственный
  • Что такое "Тайм-менеджмент" или почему нужно ценить ВРЕМЯ?
  • "Доброго времени суток" или как не надо писать сопроводительные письма.
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Убеждение "должен". О том, как научиться снова самому вершить свою жизнь.
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • "Новый год - это сказка, в которой мы - главные герои. "
  • Новый год! А что если я не могу, не хочу радоваться? А что если я радуюсь, а кажется, что не должен?
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • "Только не забудь!" Капсула времени или история одного письма
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Стресс, как "машина времени" - "Здравствуй Детство!"
  • Что же делать? Или - "должен" без "должен"
  • "дух времени" или "скука по деньгам пациента"?
  • "Я и так вижу в чем моя проблема - и что дальше?". Задачи психотерапии



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь