Как происходит работа со сложными состояниями. Зачем про них говорить?

Статья эта родилась из общения на форуме, где попросили рассказать, как работает проговаривания чувств, и в чем собственно смысл этого проговаривания.

Все психологи говорят, что нужно говорить о своих чувствах на терапии, рассказывать, все то, что клиент чувствует. Я этого не понимаю, зачем? Ну сказал раз - ничего, сказал два - тоже ничего не происходит, и это продолжается, как пытка. В чем этот сакральный смысл терапии?

И действительно, просто говорить никакого сакрального смысла нет. И если мы обсуждаем процесс психотерапии, работу, которая происходит при этом проговаривании в кабинете, то речь не о простом разговоре, и бесцельном проговаривании своих чувств и эмоций. А о специально построенной беседе, которая будет для клиента терапевтичной. Такая специальная беседа будет включать в себя три основных действа, элемента:

  • Вербализация
  • Осознание
  • Контейнирование

 

Как происходит работа со сложными состояниями Зачем про них говорить

Приведем метафору:

Человек стоит перед продавцом и просит его: "Дайте мне пожалуйста вооон тот товар с полки". А продавец на это отвечает "Скажите пожалуйста это еще раз, опишите получше тот товар, который вы хотите у меня купить, расскажите почему он вам нужен..."

В этом примере продавец над покупателем явно издевается. Ну, или его мотивация совершенно не понятна, и непонятно, почему он просит покупателя что-то ему рассказывать вместо того, чтобы просто взять и предоставить требуемое? 

Если теперь вернуться в кабинет психолога, то иногда может показаться, что там происходит то же самое, что и в магазине из примера выше: клиент жалуется на то, что у него та или иная проблема, а психолог просит его рассказать, что он при этом чувствует, какие эмоции испытывает. "Разве от этого я найду супруга?! Выстрою нормальные отношения?! Получу желаемое?!" - удивляется клиент. 

Так для чего же психолог просит назвать свои чувства?

Психолог, который просит проговорить чувства и желания, не жадный хозяин чего-то, чем не хочет делиться, или не готов предоставить. Он скорее тот, у которого нет того, что нужно клиенту, в чем клиент сейчас испытывает резкую потребность. И его диалог с клиентом - это сочувствие. Все что он может - быть рядом в той беде, в которой клиент оказался. И оказать ту поддержку, доверие, которые доступны в этой ситуации. Попробовать облегчить страдания клиента, пойдя с ним туда, где находятся истоки того, что клиент оказывается в ситуации где его чувства не могут быть реализованными, а другие люди воспринимаются как садисты, и не дают то, что человеку в данный момент требуется. 

А толку? Это как очень замерзшему человеку говорить, да, тебе сейчас холодно, осознай, как тебе холодно, почувствуй, как трясутся твои руки и синеют ноги... а человеку просто нужен пуховик и горячий чай. Ему не дают, а человек ищет и продолжает мерзнуть. Вопрос в том, когда он найдёт пуховик и найдёт ли вообще, и не отмерзнут ли напрочь к этому времени конечности...

Это хороший пример. Только его надо дополнить другим вопросом: Что может сделать тот, кто оказался рядом с тем, кому требуется чай и пуховик, но у которого нет ни того ни другого? Он знает, что через некоторое время помощь появится, и товарищу не угрожает смертельная опасность. Но сейчас ему плохо, и надо поддержать его. Возможно помочь обратить внимание на другие средства, которые могут сделать ему лучше и теплее. Попробовать растормошить, чтобы он перестал повторять только "чай, чай, дайте мне чай".

Тут важно пояснить, что мы сейчас не обсуждаем ситуацию научения, когда страдания человека вызваны отсутствием тех или иных знаний, или информации, которую психолог мог бы предоставить, или научить чему-то. Речь именно о психотерапии, когда клиент не знает как, не умеет обходиться со своими чувствами, нереализованными потребностями. Не про обучающий тренинг. Про психотерапию.

* * * * *
Вербализация и Осознание

Человек так устроен, что в момент сильных эмоций, чувств, у него очень сужается сознание, кажется что только один путь есть, одна дорожка, которая может его спасти. Когда пытается проговаривать свое состояние, то слова помогают вернуться сознательной части, расширить присутствие сознания, лучше понять себя, и свое состояние в моменте, здесь и сейчас. Поэтому сначала вербализация, затем осознание.

Это при условии что слова используются именно как слова, вербализация, а не крик, подразумевающий собой действие - "Дай же мне уже чаю!!!".

Примеры именно "слов":

- "Вот я замерз!!!"

- "Как же мне надо согреться, тепла!!!"

- "Тепло, поддержка, вот что сейчас мне не хватает и требуется!!!"

- "Блин, как же грустно мне, плохо и одиноко!!!"

Такие слова не только выражают чувства и эмоции говорящего, но еще и направлены внутрь, обращены к самому говорящему. Они не являют собой цель заставить кого-то что-либо сделать. А именно "вербализуют" - позволяют лучше понять себя, осознать то, что сейчас "со мной происходит", позволяют услышать себя. 

Пример такой вербализации, могущей служить осознанием мы наблюдаем иногда в жизни, когда человек что-то говорит, про что слышащие думают:
- Слушай, вот бы твои слова, да тебе же в уши!

Контейнирование

Контейнирование, это умение выразить чувства, сочувствие, признание проблемы, и быть рядом. Признать проблему и при этом "не рассы́паться". Изначально этому навыку учат родители, когда говорят плачущему или наоборот радующемуся ребенку, что признают его чувства, и понимают их, показывают, что чувства ребенка вполне правомочны, и сильны, но что они не разрушают мир, и что мир способен выдержать эти эмоции ребенка. 

Пример:

Ребенок ударился и плачет, ему больно. 

Родитель не умеющий контейнировать:
- Ну что ты расплакался, нюня? Успокаивайся уже, хватит плакать. До свадьбы заживет. Ну всё, перестань уже. Поплакал, и хватит тебе, сколько можно реветь?!

Родитель, умеющий контейнировать:
- Дорогой, иди сюда. Я знаю, что ты ударился, и тебе сейчас больно, хочется плакать. Это совершенно нормально. Я тебя понимаю. И ты можешь плакать столько, сколько тебе нужно. Я рядом, малыш. Я с тобой. Давай тебя обниму. 

Контейнирование работает в основном через вербализацию и сочувствие, эмпатию. Название "контейнер" происходит от того, что процесс похож на то, как будто родитель (а впоследствии и сам человек) забирает себе эмоции в имеющийся у него специальный контейнер, где он может их превратить в слова, переработать их, справиться с ними, но не через отрицание или вытеснение, а через признание и принятие. 

Если родители не дали эту модель явно в детстве, терапевт может её показать, как она работает, и как это происходит. Чтобы клиент мог через некоторое время научиться и осознать как это работает. И таким образом стал лучше справляться со своими чувствами, при этом не обесценивая их, не стараясь вытеснить, а умея обходиться с ними, размещать в мире.

Резюме

Чтобы подытожить, приведу следующий пример.

Маленький ребенок стоит у темной комнаты. Там лежит игрушка, которую он хотел бы взять. Но страх темноты не даёт войти внутрь. 

В этот момент будут сильные эмоции: желание взять игрушку, и страдание от невозможности исполнить желаемое, страх перед темнотой, возможно злость на темноту, которая мешает исполнить задуманное. Поскольку эмоции сильные, то сознание они вытеснят. И ребенок скорее всего "зависнет", раздираемый желанием войти и страхом войти. Сознание сузится. Чтобы его расширить, понадобится вербализация, которая может быть выражена взрослым, который спросит ребенка, чего именно он боится?

Вначале ребенок может ответить, что темной комнаты, но тут важно будет все-таки прояснить, чего именно в темной комнате он боится? Барабашка под кроватью? Или может споткнуться обо что-то и упасть или пораниться? А может, что в темной комнате есть привидение, которое там летает?

В результате таких вопросов ребенок сформулирует для себя, чего он боится, и эти слова вернут осознанность. А вместе с осознанностью начнет вырисовываться и решение. 

- Ведь если он боится барабашку под кроватью, то можно ведь передвигаться поверху, не спускаясь на пол.
- Если боится упасть, или пораниться - надо идти медленно, чтобы вовремя остановиться. 
- Если же там привидение, то может ну её, эту игрушку, так рисковать из-за неё! И тогда станет понятно, что можно уйти от комнаты, в которую зайти не вариант, и заняться другими делами ...


Просмотров: 348
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Время плакать - сейчас" или "Когда попадают в травму"...
  • Такая разная терапия: клиент "Хочу" и клиент "Надо"
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • Может ли страдание быть "нормальным" и "патологическим"?
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Ощущения. Эмоции. Чувства. Часть №5 "Трансформация эмоций и подмена чувств"
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • "Сколько консультаций может понадобиться, чтобы решить мою проблему?"
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • Когда женщина "звучит", она не может быть в одиночестве
  • Почему у тебя "всё плохо" и мир к тебе "несправедлив"?
  • Может ли человек сам "вытащить" себя из депрессии?
  • Магия присутствия: как и для чего быть "здесь и сейчас" гештальт-терапевту
  • Время через призму принципа "здесь и сейчас"
  • "Хлеба и зрелищ" тогда и сейчас. Эмоции в нашей жизни
  • Как строить эффективные терапевтические интервенции из "Что сейчас происходит?"
  • Присутствие или что такое состояние "быть Здесь и Сейчас".
  • Работа со страхом: "Что самого страшного может произойти, если..?"
  • Что происходит, когда на "спасибо" мы отвечаем "не за что"
  • "Вера, помоги мне, гибну я, может и я тебе чем помогу"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь