|
Неудачная терапия или почему мне не помог психологАвтор статьи: Дарья Иванова
Первая причина, на мой взгляд, одна из самых распространенных и наиболее гарантированно приводящая к неудачному опыту терапии – неготовность клиента к терапии. Как правило, люди, не готовые психологически к самораскрытию, внутреннему анализу и погружению в себя, попадают на консультацию к психологу/на терапию к психотерапевту под воздействием кого-либо из близких. Например, у семейной пары начались проблемы в отношениях. Привычные способы решения помогают мало или вовсе не помогают, и один из партнеров (как правило, женщина), предпринимает попытку привлечения третьей стороны (психолога) в решение проблемы. Вторая сторона (мужчина) часто оказывается не готов к подобному вмешательству в границы собственных отношений, но часто соглашается, слабо представляя, что будет делать психолог и что, собственно, потребуется от него самого. Ввиду слабой информированности, человек не имеет представления о процессе как таковом, о своей роли в этом процессе и о том, что, собственно, делает психолог. Он находится в поле невнятных иллюзий либо вовсе предпочитает не думать о том, что будет происходить. Таких людей, как правило, настораживают вопросы психолога о семье, о детстве клиента, о его отношении к происходящему. Он воспринимает их как посягательство на личное пространство, попытку «влезть, куда не просят» и, естественно, начинает защищаться. Нередки случаи проявления вербальной агрессии, обесценивания процесса, попытки дискредитировать специалиста. Такой человек, придя на консультацию, ожидает (в силу своей недостаточной информированности), что получит от психолога «волшебную пилюлю», и все в его жизни сразу пойдёт иначе. Для того чтобы избежать открытого столкновения с таким клиентом, необходимо начать консультирование с ликбеза о том, что такое психотерапия в целом и чем, в частности, занимаетесь именно вы. Стоит упомянуть о методе, в рамках которого вы практикуете, возможно, о том, где вы проходили обучение, какое количество времени практикуете. Не стоит опасаться «украсть» у клиента время его консультации, т.к. эти действия способны создать более доверительную атмосферу между вами и клиентом, очертить ваши границы и снять тревогу на начальном этапе. Негативные стереотипы на предмет психологии вообще, психотерапии и психотерапевтов в частности. Эти стереотипы я могу отнести к средовому фактору, т.к. в современном постсоветском обществе довольно низкая психологическая культура, о чем свидетельствует недостаточная информированность людей о профессии психолога. Среднестатистический человек с нормальным интеллектом зачастую не имеет представления о том, что профессии: психолог, психотерапевт и психиатр – не одно и то же. В обществе бытует стереотип, что к психологам обращаются психи, а нормальный человек к психологу не пойдет. Люди, живущие на постсоветском пространстве, воспитаны или даже скорее «невоспитаны» в среде, в которой ценность психологической помощи сведена к нулю или вовсе имеет негативную окраску. Стереотипы: зачем мне психолог, есть подруга; я сам справлюсь, что он может мне дать; я не псих, зачем мне психолог, зачастую делают невозможным даже стадию преконтакта. Выход из этой ситуации в глобальном информировании, повышении престижности профессии, снятии негативных стереотипов путем объяснения и демонстрации положительного результата от психотерапии. Но это если говорить о долгой и кропотливой работе всего профессионального сообщества. Что касается рекомендации локального применения, то здесь работает тот же принцип, что и в предыдущем случае: ликбез, краткая информация о себе, как о специалисте, снятие тревожности. Слишком сильные старания терапевта. Такая ситуация нередко встречается у начинающих терапевтов или у тех, у кого темы конкуренции и нарциссизма недостаточно пролечены. Есть такой тип клиента, которого нужно убеждать в том, что вы терапевт, достойный работать с «Его Величеством». Как правило, это либо клиенты с неустойчивой самооценкой, конкурентные, нарциссичные, рыщущие в поисках признания их уникальности, либо клиенты с внутренним противоречием: нуждающиеся в помощи, но скованые негативными стереотипами о психотерапии. Если у вас устойчивая терапевтическая позиция, ваша профессиональная самооценка не шатается от каждого заявления о том, что вы недостаточно хороший терапевт, смело конфронтируйте. Не заигрывайте с клиентом, демонстрируя ему чудеса проницательности и профессионализма. Не ловитесь на жадность, мол, мало клиентов, нужно удержать. Если вы изначально прогнетесь, дадите слабину и позволите нарушать ваши границы, клиент просто задавит вас. Я давно не работаю на публику, стремясь доказать, что, мол, вот она я и могу вам помочь. Не нужна помощь, уходи. Я не всемогуща и не универсальна. И, да, помочь я могу не всем. И я не люблю, когда нарушают мои границы, а обращаясь за помощью, кидают в меня камнями, чтобы посмотреть, выстою ли я. На мой взгляд, мотивация клиента на терапию – первостепенный компонент. Скорее даже первичный. Даже самый крутейший специалист не сможет насильно затолкать свою помощь туда, где ее не ждут. Поэтому на начальном этапе стоит поинтересоваться у клиента, зачем он пришел. Какие ожидания у него от терапии, чего он хочет изменить в своей жизни. Многочисленные случаи «пробуксовок» в терапии возникают по причине недостаточной прояснённости запроса клиента на начальном этапе. Терапевт работает «куда глаза глядят», выхватывая из фона все новые и новые потребности, насильно превращая их в фигуру. Необходимо помнить, прежде всего о том, что мы работаем на клиента и на его запрос, а не всюду, где хочется. И если клиент постоянно дефлексирует и уходит от первоначального запроса, необходимо прояснять, с чем это связано. Если просто из сессии в сессию работать с фоном, на дефлексии клиента, мы получим в итоге тот самый неудовлетворительный результат. Поэтому на стадии контракта необходимо хотя бы в рабочем порядке обозначить запрос клиента и вспоминать о нем всякий раз, когда клиент уводит нас в дальние дали своих историй. Таким образом, еще одну причину неудачной терапии можно сформулировать как неясный запрос клиента и работа с фоном в преконтакте. Реакции переноса, неприятный клиент, как еще одна причина неудачи. Терапевт – живой человек. Со своими реакциями, переносами, проекциями и интроектами. А посему может взять в терапию клиента, который изначально вызывает не самые приятные чувства – от жадности (особенно если это долгосрочный контракт), от отсутствия возможности практиковаться (если нет других клиентов) и по ряду различных причин. Ошибочно полагать, что супервизия поможет справиться с возникающими проблемами в терапии. Супервизия поможет снять напряжение, разобраться с причинами негатива по отношению к клиенту, но не снимет проблему целиком и полностью. Поэтому одной из причин «неудачной» терапии я вижу подсознательное считывание клиентом негатива терапевта по отношению к нему, хотя внешне все может выглядеть вполне пристойно. Еще одной причиной я вижу непрофессионализм терапевта. Все мы когда-то начинали практику на уровне зеленых терапевтов. Кому-то повезло больше, и он встретился с более адекватными, устойчивыми и толерантными клиентами, смог стартануть без особых сложностей. Кому-то – меньше, и к нему стали приходить орешки не по зубам, с кем и матерый терапевт справляется с трудом. Еще есть вариант «слишком умный клиент». Такое очень часто случается с программными клиентами, кто начал обучение и мнит себя супермегапсихологом. Такой клиент бесконечно анализирует, интерпретирует, сама задает вопросы, сам же на них отвечает, обесценивает терапевта, т.к. тот, по его мнению, ничего полезного не делает. А когда ему делать, если ты, дружок, такой умный, сам работаешь, не оставляя пространства терапевту. Такой клиент не стремится к контакту, действительно видеть перед собой терапевта, т.к. основная его задача – не упасть в грязь лицом и доказать терапевту, что вот он-то еще покруче самого терапевта будет. Какая уж тут удачная терапия? По поводу непрофессионализма могу сказать следующее: сама бывала на ряде воркшопов за период своего активного пребывания в сообществе, на некоторых группах с откровенно слабенькими ведущими. На некоторых мероприятиях ну совершенно нечего делать. Это бездарно потраченное время и деньги. Так уж есть. И если кого-то из коллег мое мнение заденет, просить прощения не собираюсь – я действительно так считаю. Перед тем как делать тренинг, воркшоп, садиться в круг на группу в качестве ведущего, неплохо задать себе честный вопрос: а готов ли я делать то, что собрался? А хорош ли тот материал, который я несу аудитории? А есть ли что-то полезное для людей в том мероприятии, что решил сделать? Или это просто понты? Или я просто злобно конкурирую с более удачливыми коллегами, мол, вот он я- тоже все умею и все могу. Так что, мое мнение – не только клиент, его истории и установки влияют на удачность или не удачность результата. Иногда, уважаемые коллеги, стоит на себя пристально посмотреть и спросить: то, что я делю, хорошо или плохо? И супервизию еще взять, желательно очную, чтоб специалист со стороны проанализировал о указал на сильные и слабые стороны. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|