|
Человеку нужно чувствоватьАвтор статьи: Захарова Снежана Олеговна
Человеку нужно чувствовать
Что отличает человека, который живет полноценной жизнью, от человека, который просто проживает (существует) ? Умение чувствовать. Чувства - это устойчивые (не ситуационные) эмоции, выражающие постоянные отношения индивида к объекту. Чувства и эмоции - личностные образования, если эмоция радости связана с общим удовлетворением потребности (голод, жажда), то чувство - с выбором конкретного блюда, которое приносит радость. Ф. Перлз рассматривал голод в качестве первой потребности. Поскольку у нас имеется также потребность в интеллектуальном, и даже духовном питании на протяжении всего нашего существования, нам остается внимательно узнавать в нашем окружении то, что необходимо или приятно. Как в случае любой пищи, речь идет о выборе того, что особенно подходит нам в каждый момент, о его переваривании (для того, чтобы сделать своим) и о выбрасывании бесполезных отходов. Здоровый организм сам бессознательно регулирует этот процесс. Человек точно определит чувство голода - бурлит в желудке, слабость, выделяется слюна в ротовой полости. Такие знакомые ощущения с детства и каждый из нас знает как утолить голод, то есть удовлетворить эту потребность. Но есть и другие чувства, связанные уже не с физиологией, но с нашей жизнью и нашем взаимодействием со средой (страх, злость, боль, радость и др.), что касается выражения таких чувств, то возникает сложность с их дифференциацией и выражением. Большинство из нас бегут по жизни и не замечают, что чувствуют, хорошо если еще понимают, что хотят, а что не хотят. Почему так важно понимать свои чувства?! Благодаря эмоциональным проявлениям человек может чувствовать состояние другого человека; понимать самого себя - что мне нужно сейчас; быть живым индивидуумом. Живой организм стремится удовлетворить свою потребность и должен постоянно находить новые пути - в этом суть творческого приспособления к меняющимся обстоятельствам – новый опыт. Учиться понимать себя и свои потребности бывает очень трудно, потому что с самого младенчества (мы -родители) часто блокируем (своим детям) доступ к удовлетворению потребностей - например, когда кричим на плачущего ребенка или ругаем за излишнюю веселость, за крики, за дергание косичек у девочек, "не бегай", "хватит смеяться" и прочее. Каждое "стоп", "нельзя" формирует мышечный зажим в теле ("мышечный панцирь" по В. Райху) и эмоции подавляются, что в дальнейшем приводит к потере способности различать свои истинные потребности и удовлетворять их. Будем же терпимы друг к другу!!! Гингер С. Гештальт: искусство контакта / Пер. с англ. Т.А. Ре- беко. — Изд. 2-е. — М.: Академический Проект; Куль- тура, 2010. — 191 с. Лебедева Н.М., Иванова Е. А. Путешествие в гештальт: теория и практика. - СПб.: Речь, 2004. - 560 с.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|