|
Эмоциональный двигатель технического прогресса — в творческом познании мираАвтор статьи: Остривная Елена Анатольевна
Как сделать обучение интересным? Как мотивировать взрослых к творческому отношению к профессии, а детей к увлечённому и продуктивному впитыванию знаний? Сколько копий сломано по этому поводу, сколько литературы написано. А острота проблемы не уходит. «Сосредоточившись для себя на мире рутины и практики – мире «здесь-и-сейчас» – мы закрываем всё, связанное с трансцендентным измерением процессов» (социолог Виктор Вахштайн), выходящими за рамки привычного и накатанного, а работать приходится с новым и постоянно меняющимся, жизнь не укладывается в простейшие схемы и не терпит шаблонов. В конце концов, это лишает нас возможности выйти за пределы уже существующего опыта. А проблема, которая никак не поддаётся решению старыми методами, требует выхода за рамки практических повторений и поиску новых подходов. По ту сторону практики нет ничего, только другая практика. И сегодня остановлюсь на таких важных вопросах, КАК: 1. Про IQ и «измерение» академических знаний, которые тестируются и проверяются в школах и ВУЗах, думаю, большинство в той или иной степени знакомо. А вот с ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ, который оказывает большое влияние на общий настрой и целеустремлённость человека, скорее всего, известно гораздо меньше. «Эмоциональный интеллект — способность выработать для себя мотивацию и настойчиво стремиться к достижению цели, несмотря на провалы, сдерживать порывы и откладывать получение удовлетворения, контролировать свои настроения и не давать страданию лишить себя возможности думать, сопереживать и надеяться. Эмоциональный интеллект — понятие новое, в отличие от коэффициента умственного развития, который вот уже почти столетие определяют у сотен тысяч людей. Пока еще никто не может точно сказать, насколько эмоциональный интеллект изменчив у разных людей на протяжении жизни. Но, как показывают данные, он может оказаться столь же мощным критерием, как коэффициент умственного развития, а иногда и превосходить его». Коммуникационные и социальные навыки в современном мире, пропитанном информацией и виртуальными связями, становятся важнейшими для успешности и самореализации. К тому же не роботов мы растим. «Эмоциональная жизнь — сфера, с которой можно обращаться более или менее искусно, так же, как со способностью считать или читать, но при прочих равных она нуждается в особенном наборе компетенций, то есть выполняемых ею функций. И то, насколько человек сведущ в этом, имеет решающее значение для понимания, почему один преуспевает в жизни, а другой — интеллектуально равный — оказывается в тупике. Эмоциональная одаренность — метаспособность, определяющая, насколько хорошо мы умеем пользоваться любыми другими навыками и умениями, которыми располагаем, включая «необученный» интеллект». Таким образом, формируя образовательную среду, хорошо бы учитывать такие потребности, которые обеспечивают формирование «уравновешенной» во всех отношениях личности, способной справляться с любыми задачами в мире неопределённости и постоянной изменчивости, умеющей разбираться и использовать на благо свои эмоциональные способности. А при необходимости ребёнок получал бы помощь в развитии своего эмоционального интеллекта, для чего необходимы методики и понимание учителем такой задачи в процессе обучения. «В повседневной жизни общества нет более высокого интеллекта, чем межличностный. И если вы им не обладаете, то не сумеете сделать надлежащий выбор и решить, на ком жениться или за кого выйти замуж, за какую задачу взяться и т. д. А значит, нам просто необходимо уже в школе обучать детей пользоваться личностными умственными способностями» (психолог Дэниел Гоулман). Суммируя все, стоит подчеркнуть, что в образовательной среде создание социальных ситуаций, работа обучающихся в команде с распределением ролей и зон ответственности, сотрудничество в учебном процессе способствуют развитию эмоционального интеллекта ребёнка и получению успешных алгоритмов решения задач в учебной и вне учебной деятельности.
Этот вопрос решают миллионы учителей ежедневно и ежечасно. «По-настоящему интересна именно такая теория, которая наиболее последовательно, убедительно доказывает нам то, что совершенно невероятно. В этом смысле Нильс Бор, который сказал: «Эта теория представляется нам истинной, но достаточно ли она сумасшедшая, чтобы быть вполне истинной?» — указал на модальность интересного, которая сочетает в себе две стороны: маловероятное и достоверное. Таким образом, интересное с философской точки зрения можно определить почти математически: как дробь, в числителе которой находится достоверность, а в знаменателе – вероятность. Чем более достоверна и чем менее вероятна та или иная идея, тем она интереснее. Это относится не только к теории, но и к художественной литературе, к сюжету. Форма изложенного материала на уроке, в идеале, должна помогать нам, сделать любую изучаемую тему нескучной, а знания для детей желанными. «Как говорил Аристотель, всякое познание начинается с удивления. Нечто поражает наш разум, изумляет нас, то есть выводит из привычного состояния ума и тем самым ведет от одних вопросов к другим, от вопросов мелких, бытовых, к более сложным, а затем и к вопросам вселенским, метафизическим». Применимо ли это в жизни повседневного учителя? Несомненно! Тем более, что результат того стоит, интерес - это единственно 100-процентный эффективный мотиватор в любой деятельности. «Именно в парадоксах, как бы переворачивающих самоочевидные истины, и раскрывается мастерство афориста, который не уводит нас от истины, а приводит к ней, но наиболее неожиданным, изумляющим нас путем. Наиболее рискованные высказывания обеспечивают им наибольшую содержательность. Такое учение требует от педагога несколько иных подходов и, подчас, непривычных навыков, но ведь новые условия едины не только для новых поколений учеников, но и для тех, кто передаёт им знания, накопленные человечеством. «Интересное» этимологически происходит от латинского «inter–esse», «быть между». Между бытием и небытием, между очевидным и невероятным» (философ Михаил Эпштейн). Итак, готовя материал для урока, стоит задуматься над тем, что начинать стоит с УДИВЛЕНИЯ в аудитории, и, опираясь на ПАРАДОКС, переходить к ОЧЕВИДНОМУ, которое будет в объяснении логически вытекать из НЕВЕРОЯТНОГО. Такая вот диалектика интересного.
Статья опубликована на сайте https://edugalaxy.intel.ru/index.php?automodule=blog&blogid=16533&showentry=7521
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|