Что такое эмоциональный интеллект?

Эмоциональный интеллект - умение распознавать, называть, выражать собственные эмоции и (как высший пилотаж) управлять ими (интерпретация Д. Гоулмана, (1)).

 
Почему сейчас так ценится эмоциональный интеллект?

Всем знакомы истории об ученых-чудаках или программистах, которых вряд ли можно уличить в умении гениально взаимодействовать с людьми. А я вспоминаю истории о легендарном поэте ХХ века, Велимире Хлебникове, который изобретал новый язык, писал новаторские стихи и иногда вместо куска хлеба в задумчивости подносил ко рту коробок спичек...
Это тот радикальный случай, когда академический интеллект перевешивает. И часто - в ущерб своим потенциальным возможностям. 

Эмоциональный интеллект позволяет эффективно взаимодействовать с другими, снижать уровень стресса, легче кооперироваться и достигать целей (личных и корпоративных), наконец, просто улучшает качество общения - и жизни. Во всех сферах.

С биологической точки зрения, мы - "эмоциональные существа, которые мыслят (но не наоборот)" (2).  Это обусловлено спецификой и генетическим развитием мозговых структур. Поэтому эта волна интереса к эмоциональному интеллекту - своеобразный возврат к человеческой природе. Как глобальная компенсация эпохи технизации (ценность которой тоже очевидна).



Почему важно уметь распознавать собственные эмоции? 

  • Прежде всего, это снижает тревогу.  Например, если мне не звонит мужчина, я могу компульсивно ходить из угла в угол или смотреть на монитор телефона каждые 2 минуты. А могу сказать себе:"У меня правда сильная тревога, я чувствую себя как натянутая струна".  И это препятствует слиянию с состоянием. То есть, оно перестает быть эго-синтонным. Я осмысливаю его, становясь на ступеньку НАД. И я - уже больше, чем оно. 

  • Умение распознавать эмоции снижает уровень стресса. Цитирую Д. Гоулмана: "...У человека всегда есть возможность выбора, как реагировать на эмоцию, и чем больше способов реагирования ему известно, тем может быть увлекательнее его жизнь". Эта мысль меня очень волнует.
  • Это развивает способность понимать, что ощущает другой человек. А значит, дает свободу совершать действия и прогнозировать реакцию не из собственных проекций, а из универсальной логики эмоций. Например: "Я БОЮСЬ повысить цену, потому что клиент уйдет". И тогда очевидно, что где-то еще я пытаюсь "угодить" клиенту, чтобы он остался "доволен" и не "обиделся" А он это бессознательно ощущает и обесценивает мою работу - такова логика этой бессознательной "игры". И здесь просто осознание эмоции моего страха может помочь понять, что я - в игре. Которую не "заказывала" сознательно :))

Мне ближе такой вариант: "Я повышаю цену. Да, у меня есть опасения, что клиент уйдет. Но это будет его выбор. Потому что моя работа столько стоит". Чем отличаются ситуации?  Во второй - у меня нет иррациональной вины. 

  • Называние и понимание эмоций позволяет ощутить общность с людьми. Потому что эмоции универсальны. Д. Гоулман пишет об упражнении "куб с чувствами", которое проводили с детьми: на каждой стороне куба было написано эмоциональное состояние ("печальный, "возбужденный" и пр.). И потом ребята по очереди рассказывали ситуации, когда чувствовали себя подобным образом. Это делает их более сочувственными друг к другу. 
  • Как известно, травма сужает горизонт. Делит мир на "черное" и "белое", "жертву" и "агрессора" и т. п. Развитие эмоционального интеллекта расширяет восприятие, позволяет увидеть возможности там, где и не предполагалось - потому что делается это из иного состояния: не из хаоса, а из структурирования своего эмоционального состояния. 
  • В работах Д. Калшеда о психологической травме приводятся сны клиента с примечательной деталью: бесцветные эпизоды сновидения постепенно стали обретать цвета и краски. Калшед связывал это с началом проявления эмоций в жизни... Которые позволяют ощутить вкус жизни и ее полноту. 

Что такое эмоциональный интеллект

И мне нравится вывод Д. Гоулмана о психотерапии: это, по его словам, "систематическое эмоциональное переучивание", "изменение эмоциональной модели" и "формирование новых структур головного мозга".

Как "побочный" эффект от решения заявленной проблемы :)

Литература:

1. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект.


2. Штюбен К. "Ты свободен! Прямо сейчас. Как найти себя".

3. Калшед Д. Внутренний мир травмы. Архетипические защиты личностного духа.



Просмотров: 426
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Техника "Достижение цели" в стиле арт. ("коллаж желаний+интеллект-карт")
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Психологические игры. Как "мафия" развивает эмоциональный интеллект?
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Мужская манипуляция: "Ты без меня пропадешь" или "Ты больше никому не нужна"
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • От "больничной койки" и "луна-парка" до "теннисного корта"
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • "Я ошибка!", или "Меня не должно было быть!"
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали
  • "Спиной к семье" или "Почему он ушел от меня... в компьютер?"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Суть всех споров или "Мясные люди" vs "Шизотерики"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь