Эмоциональный интеллект - умение распознавать, называть, выражать собственные эмоции и (как высший пилотаж) управлять ими (интерпретация Д. Гоулмана, (1)).
Почему сейчас так ценится эмоциональный интеллект?
Всем знакомы истории об ученых-чудаках или программистах, которых вряд ли можно уличить в умении гениально взаимодействовать с людьми. А я вспоминаю истории о легендарном поэте ХХ века, Велимире Хлебникове, который изобретал новый язык, писал новаторские стихи и иногда вместо куска хлеба в задумчивости подносил ко рту коробок спичек... Это тот радикальный случай, когда академический интеллект перевешивает. И часто - в ущерб своим потенциальным возможностям.
Эмоциональный интеллект позволяет эффективно взаимодействовать с другими, снижать уровень стресса, легче кооперироваться и достигать целей (личных и корпоративных), наконец, просто улучшает качество общения - и жизни. Во всех сферах.
С биологической точки зрения, мы - "эмоциональные существа, которые мыслят (но не наоборот)" (2). Это обусловлено спецификой и генетическим развитием мозговых структур. Поэтому эта волна интереса к эмоциональному интеллекту - своеобразный возврат к человеческой природе. Как глобальная компенсация эпохи технизации (ценность которой тоже очевидна).
Почему важно уметь распознавать собственные эмоции?
Прежде всего, это снижает тревогу. Например, если мне не звонит мужчина, я могу компульсивно ходить из угла в угол или смотреть на монитор телефона каждые 2 минуты. А могу сказать себе:"У меня правда сильная тревога, я чувствую себя как натянутая струна". И это препятствует слиянию с состоянием. То есть, оно перестает быть эго-синтонным. Я осмысливаю его, становясь на ступеньку НАД. И я - уже больше, чем оно.
Умение распознавать эмоции снижает уровень стресса. Цитирую Д. Гоулмана: "...У человека всегда есть возможность выбора, как реагировать на эмоцию, и чем больше способов реагирования ему известно, тем может быть увлекательнее его жизнь". Эта мысль меня очень волнует.
Это развивает способность понимать, что ощущает другой человек. А значит, дает свободу совершать действия и прогнозировать реакцию не из собственных проекций, а из универсальной логики эмоций. Например: "Я БОЮСЬ повысить цену, потому что клиент уйдет". И тогда очевидно, что где-то еще я пытаюсь "угодить" клиенту, чтобы он остался "доволен" и не "обиделся" А он это бессознательно ощущает и обесценивает мою работу - такова логика этой бессознательной "игры". И здесь просто осознание эмоции моего страха может помочь понять, что я - в игре. Которую не "заказывала" сознательно :))
Мне ближе такой вариант: "Я повышаю цену. Да, у меня есть опасения, что клиент уйдет. Но это будет его выбор. Потому что моя работа столько стоит". Чем отличаются ситуации? Во второй - у меня нет иррациональной вины.
Называние и понимание эмоций позволяет ощутить общность с людьми. Потому что эмоции универсальны. Д. Гоулман пишет об упражнении "куб с чувствами", которое проводили с детьми: на каждой стороне куба было написано эмоциональное состояние ("печальный, "возбужденный" и пр.). И потом ребята по очереди рассказывали ситуации, когда чувствовали себя подобным образом. Это делает их более сочувственными друг к другу.
Как известно, травма сужает горизонт. Делит мир на "черное" и "белое", "жертву" и "агрессора" и т. п. Развитие эмоционального интеллекта расширяет восприятие, позволяет увидеть возможности там, где и не предполагалось - потому что делается это из иного состояния: не из хаоса, а из структурирования своего эмоционального состояния.
В работах Д. Калшеда о психологической травме приводятся сны клиента с примечательной деталью: бесцветные эпизоды сновидения постепенно стали обретать цвета и краски. Калшед связывал это с началом проявления эмоций в жизни... Которые позволяют ощутить вкус жизни и ее полноту.
И мне нравится вывод Д. Гоулмана о психотерапии: это, по его словам, "систематическое эмоциональное переучивание", "изменение эмоциональной модели" и "формирование новых структур головного мозга".
Как "побочный" эффект от решения заявленной проблемы :)
Литература:
1. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект.
2. Штюбен К. "Ты свободен! Прямо сейчас. Как найти себя".
3. Калшед Д. Внутренний мир травмы. Архетипические защиты личностного духа.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.