|
Чувства: происхождение и смысл названий. СтыдАвтор статьи: Ирина Ребрушкина
Само слово, его внутренняя форма (не всегда ясная носителям языка, поскольку она бывает затемнена из-за утраты однокоренных слов в процессе развития языка) нередко содержит подсказку, намек на действие, процесс, состояние, которые этим словом обозначены. Исследуя этимологию слов – названий чувств и эмоций, убеждаюсь, что иногда эти подсказки настолько объемные и глубокие, что можно наблюдать, как слово в свернутом виде хранит целый психологический очерк (подобно тому, как зерно хранит в себе «проект» колоса). Одной из иллюстраций этому может служить слово стыд. У В. И. Даля: Студ, стыд, стыдоба, стыдобушка, чувство или внутреннее сознание предосудительного, уничиженье, самоосужденье, раскаянье и смиренье, нутреная исповедь перед совестью; срам, позор, посрамленье, поругание, униженье в глазах людей; застыванье крови от унизительного, скорбного чувства. Стыд, срамота наготы, или вообще чувство, которое возмущается при всяком нравственном нарушении непорочности, целомудрия и замыслов разврата. Это нравственное чувство свойственно только человеку, ни одно животное не показывает и следа его. Стыду, как и совести, нравственному чувству, противопол. бесстыдство, наглость, нахальство, бессовестность, разврат; как позору, униженью: почести, почет, честь (людская), слава и пр. Когда кровь в лицо вступит, то обычно говорят: она стыдится, хотя это не всегда верно. Стыдкий, стыдкой, стыдливый: скромный, смиренный; застенчивый. Будь ты стыдка, не шали! [1] Историко-этимологическая справка [2]: В современных славянских языках находим родственные слова: например, словенское stud – отвращение (а словенское sram означает стыд). Любопытно сербохорватское сти́дак – последний кусок на тарелке, который каждый стесняется брать :) В древнерусском (существовал по 17 в.) и старославянском (9–17 вв.) языках было слово студъ – стыд, поругание. В праславянском языке (по 2–7 вв.) *stydъ, *studъ означало холод, окоченение.(Отсюда же образовались истыть, стылый, студить, студеный, студень, стужа). В индоевропейском праязыке (по 6–5 в. до н.э.) реконструируют корень *stu- – сжиматься, сгущаться, уплотняться. И он родственен корню *sta- – стать, стоять, становиться. Греческое Стикс (мифологическая река в Подземном царстве) – из этого же корня. Интересны древнеиндийские слова с этим корнем: stōka- – капля и stūpa- – клок (волос). Похоже, что их общая сема – нечто оторванное от общей массы, изолированное; кусок, часть, фрагмент. (Не совсем ясно, как эта семантика развилась из значений сжатие, сгущение, уплотнение, остановка, но в контексте о психологии стыда эта семантика оказывается очень важной, к чему мы вернемся в конце статьи. – И. Р.) А в современных языках индоевропейской семьи у однокоренных слов имеются такие значения: чудовище; нечто отвратительное; пронзительный холод; лихорадка; стягивать, сжимать. П. Я. Черных пишет о древнем корне *stu- и последующих от него образованиях: Старшее значение было «то, что заставляет сжиматься, цепенеть, коченеть», отсюда и «холод» (в физическом смысле) и «стыд» (в нравственном смысле) [2]. *** Итак, слово стыд происходит от стыть, то есть стыд в буквальном значении – это застывание, замирание, остановка, неподвижность. И психология стыда это ярко подтверждает. Мы знаем, что мышечные «остановки» (зажимы, блоки) – типичный феномен переживания стыда. «Нравственный смысл», о котором пишет П. Я. Черных, кстати, тоже связан с понятием холода: стыжение, непринятие, отвержение – это холодное отношение, демонстрация нелюбви, отвращения. Если ребенок долго живет в атмосфере отвержения, он получает травму: его «Я» фрагментируется, т. к. какие-то части опыта и, как следствие, представления о себе оказываются отвергнутыми = изолированными (и здесь можно вспомнить о древнеиндийских родственных словах с семантикой фрагмент). Импульсы спрятаться, закрыть лицо, «провалиться под землю» тоже выражают желание изолироваться, исчезнуть, уйти из контакта. И переживание себя отвратительным (таким, от кого отворачиваются). Стыд – это то, что прерывает контакт, прерывает и замораживает само течение жизни внешней (контакт с другими) и внутренней (контакт с собой). Литература: Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|