|
Красота, стыд и уверенность в себеАвтор статьи: Парфенова Ирина Николаевна
Что вы видит в своем отражении? Какие чувства пробуждаются, когда вы смотрите на себя?
Часто слышу о том, что все бы было ничего, если бы не… живот/ нос/ уши, и так далее. Или о морщинках, которые пугают и которые нужно срочно замаскировать. Прямые волосы нужно накрутить, а кудрявые выпрямить. Откуда берутся комплексы, от чего зависит то, насколько мы себе нравимся? В основе того, как мы себя воспринимаем лежит то, как нас отражали “зеркала”. Первое зеркало — это лицо мамы, на которое ребенок ориентируется в первые годы жизни. По ее реакции можно понять, все ли в порядке, стоит ли беспокоиться. Видели, как по-разному ведут себя малыши, когда падают? Плачут, если видят на лице мамы испуг или злость. Весело хохочут, если мама превращает падение в небольшое приключение. Точно также и со внешностью. Дети очень чутки к эмоциональным реакциям родителей. Сомнение, отвращение, неприятие взрослого формируют у ребенка образ себя.
Постепенно зеркал в нашей жизни становится все больше. В каждом возрастном этапе свои авторитеты. А затем — и в каждой сфере. О том, какая я женщина, я могу судить по реакциям мужчин и по тому, как ведут себя другие женщины рядом со мной. О том, какой я профессионал говорит то, какие отклики я получаю от руководства, коллег и заказчиков (если такие имеются). Но то, что заложили родители остается фундаментом и часто очень влияет на то, как мы видим себя, какие отношения мы строим с окружающими и даже на то, что окружающие видят в нас.
Бывает, зеркала молчат. Бывает, что зеркала кривые. И то, и другое влияет на самооценку. Под призмой своего опыта значимые для нас люди могут сообщать то, что может не совпадать с реальностью и сильно ранить. Такие страшные фразы звучат из уст важных людей: “Куда ты столько ешь? Ты щеки свои видела?” “Подруга у тебя красавица, а ты у нас умница!” “И что ты надела? Не с твоими ногами это носить!” — и формируют внутренний образ кирпичик за кирпичиком. И однажды, через набор таких посланий, становится сложно увидеть реального себя в отражении зеркала. Страх чужого мнения и болезненное отношение к критике может иметь эту же основу. Когда внутри нет устойчивого “кто я”, человек становится чувствителен к любому “отражению”.
В подростковом возрасте мир становится больше, чем родители. От того, что фокус в авторитетах смещается на сверстников. В это же время происходят резкие изменения в теле. Девочка-подросток подходит к отцу спросить, как ей идет новое платье. Потребность девочки глубже, чем ее вопрос. ”Привлекательна ли я?” — спрашивает она у самого значимого для нее мужчины перед тем, как выйти в мир. На что он, шутя, отвечает: “Платье хорошо, только ноги кривоваты!” Злая шутка осталась отпечатком на всю ее жизнь и естественно повлияла на выбор одежды. Она смотрела на себя в зеркало, рассматривая изгибы. Изучала, чем ее ноги отличаются от ног ее сверстниц. Замечала разницу. А постепенно и правда начинала в зеркале видеть кривые ноги. Это уже была часть ее идентичности. Такие реакции мы складируем и можем хранить долго. В частности, от них зависит, нравимся ли мы себе в зеркале или нет, и насколько стыдимся своей внешности. Стыд — социальное чувство. Только в обществе, ориентируясь на реакции других людей, мы понимаем, что показать, а что спрятать. Но когда в жизни становится слишком много стыда, из нее уходит творчество и спонтанность. Истинное «Я» становится заблокированно от других, а часто и от самого человека. Кроме личной истории, стоит учитывать и то, в каких условиях мы живем, в какое время. В современном мире вполне конкретные критерии красоты: лишнего быть не должно, с неровностями нужно бороться. И тогда любые возрастные и гормональные изменения могут повергнуть в ужас. Под этим соусом успешно продаются красивые баночки, которые скорее средство от тревоги, нежели эликсир красоты и молодости. “Утром и вечером, круговыми движениями”, — чем не навязчивые действия, которые как раз и служат способом совладать с тревогой?
Красота как маска Красота, основанная на идеалах и продиктованная модой, может вызывать восхищение, но быть при этом холодной. Тут сам образ — это главная фигура, которая призвана скорее скрыть сущность, нежели подчеркнуть её индивидуальность. Вы когда нибудь задумывались о том, что представляет собой девушка-модель на фешн-показах? Один из важных критериев для фешн-индустрии — нейтральная внешность (как чистый холст), на которую можно надеть всё, что вздумается “художнику”. Современное общество (как зеркало) не принимает изъянов, предъявляя молодых моделей и “отфотошопленные” тела, как пример для подражания. “Идеальный” пример, в формате 2D или через призму фильтров, но искусственный! Ведь мы никогда не станем идеальными, как бы не избавлялись от недостатков. Когда человек использует одежду для того, чтобы понравиться (и это главная цель), его внимание скорее сфокусировано на ожиданиях людей, нежели на том, что он чувствует и что из себя представляет. Тут важно скрыть недостатки, показать достоинства. От того, как его будут воспринимать, зависит то, как он чувствует себя. Без откликов он сталкивается с пустотой, которая, кстати, часто путается с одиночеством. Такая девушка не выйдет из дома без макияжа, даже если нужно просто выбросить мусор. С помощью одежды человек как будто может контролировать то, что в нем видят другие. Но другие могут видеть и те части, которые человек сам не может осознать. А, значит, и спрятать. Красота в глазах смотрящего. Но чтобы увидеть красоту, смотреть он должен с любовью. Однако, часто в современном мире любовь другого нужно заслужить. И даже родственная связь — не гарантия любви. А врождённая потребность быть любимым никуда не ушла, но удовлетворить её не просто.
Красота как отражение внутреннего Красота, которая несёт в основе творчество и игру, более гибка и подвижна. Она в контакте с миром, с людьми, и говорит с ним на языке самовыражения. Вспомните, как выглядят творческие люди. Это может быть далеко не идеально, но когда мы смотрим на них, мы видим человека, имеем возможность прикоснуться к его сущности. Здесь функция одежды не скрыть или вызвать восхищение, а выразить то, что внутри. Одежда тут — инструмент диалога с миром. Путь к такой красоте лежит через поиск себя. Через свои желания и вкусы, через доверие к тому, что происходит внутри. Безопасная обстановка, юмор и принимающие люди — базовые моменты в работе с комплексами. Важно обрести место, где можно исследовать себя, свой образ, послания, которые сформировали искаженное представление о себе, а также поддержка. Благодаря этому формируется устойчивый образ внутри, который можно увидеть в зеркале без фильтров из критики других людей.Автор статьи: Ирина Парфёнова Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|