Управление эмоциями: "Что ты чувствуешь?"

Автор статьи: Уколова Наталья

Я часто задаю своим клиентам вопрос – «Что ты сейчас чувствуешь?», приводя их, тем самым, в замешательство.  Я и сама когда-то проходила по этому пути. И решила поделиться той практикой и теми знаниями, которые я использовала.

Развитие навыка осознания своих чувств, один из основных, с которым работают все терапевты. Мой любимый терапевт и учитель Нифонт Долгополов как то сказал, что гештальт-терапевтов называют в шутку психологами 3 вопросов: «Что ты хочешь?», «Что ты чувствуешь?» и «Что ты выбираешь делать?». Конечно, в психологии контакта не все так однозначно. Но,  по сути – правильно, учитывая механизм того, как мы осознаем свои потребности и организовываем контакт с другими людьми. Мы всегда осуществляем выбор, как отреагировать на те или иные слова и действия. Осуществляем мы этот выбор очень быстро и, по большей части, неосознанно.

Когда я только начала учиться гештальт-терапии, меня удивило даже само слово  «выбираю отреагировать». Как так? Но именно так — не дядя же Вася из соседнего подъезда сказал хаму:   «отвали козел». А есть же масса вариантов:  промолчать, отвернуться и уйти, попросить перестать хамить и т.д.  Это банальный пример, но механизм остается таковым в любых ситуациях – мы выбираем.  Наши реакции в момент контакта с другим человеком включают целый спектр ощущений, чувств и эмоций до того как нам приходит мысль отреагировать тем или иным образом. Фактически все это мы это делаем автоматически, переходя от мысли к действию. Этот процесс, условно, можно описать вот такой схемой:

Управление эмоциями Что ты чувствуешь

Бывает, что действуя привычным образом, мы получаем в контакте с другими то, что нас или удивляет, или совсем не радует. В результате мы ощущаем неудовлетворенность или боль.

«Почему так?» — вопрос, который я слышу чаще всего.  В психологии нет ничего определенного – каждый человек совершенно уникален. Поэтому универсального ответа на подобный вопрос не существует. Определенно только одно — привычный способ контакта, молниеносно от мысли к действию,  не работает. Выбор, который мы совершили, не привел нас ожидаемому результату. Проще говоря – диалог не состоялся. Как это изменить, чтобы получить то, что хотим? Как это происходит  и что можно сделать по-другому? Чтобы ответить на эти вопросы стоит вернуться на шаг назад, осознать, что происходит с нами до того, как мы отреагировали.

 «А что ты сейчас чувствуешь?». Этим вопросом гештальт-терапевт моделирует сознательный процесс контакта, останавливая скоропалительные решения, когда человек пытается справиться с потребностью привычным образом.

Обращаясь к своей чувственной части, мы можем обнаружить, что у сложности есть другие пути решения и выбрать тот, который приведет нас к желаемому результату. Фактически, мы учимся новому, более осознанному способу контакта с собой и со своим окружением.

Привычный способ контакта

 Осознанный способ контакта

Все бы было так легко, если б не было так сложно.

— Ты всегда можешь сказать, что ты чувствуешь? – спросила меня клиентка.

— Да, практически всегда осознаю свои чувства. Но естественно я долго этому училась.

Осознавать свои чувства и привносить их в контакт – это навык. Такой же, как и  другие — например, иностранный язык. Этот навык так же требует тренировки и практики. Мой преподаватель по клиническим дисциплинам Михаил Дубинский создал гениальную схему в помощь студентам и клиентам. За тем, что мы думаем, считаем, и предполагаем и представляем,  находится целый айсберг чувственных состояний.  Эта схема до сих пор помогает мне и в жизни и в терапевтической практике.


Карта восприятия. Автор Михаил Дубинский

Надеюсь эти материалы помогут и Вам. Очень долго треугольник «мысли — чувстсва — действия» висел у меня перед глазами и дома и на рабочем месте, карточки с чувствами лежали в сумке и я пересматривала их в сложные моменты. Много обсуждала со своим терапевтом. Как и многое в жизни, осознанный способ контакта — это навык. И он требует тренировки.

Как и обещала, я поделилась с вами  знаниями и практикой о чувственной стороне контакта и диалога.

Надеюсь я была понятной, а информация полезной.

Искренне Ваша,

Наталья Уколова (devochka-v-uglu точка ru)

 



Просмотров: 361
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Цикл контакта и механизм прерывания контакта в гештальтерапии
  • Теория контакта (только для гештальт - терапевтов)
  • Что ты чувствуешь? Как ответ на этот вопрос может сделать жизнь легче.
  • Случай из долгосрочной терапии: способ контакта
  • Из Супервизирования...Терапевт блокирует процесс работы на границе контакта собственной тревогой.
  • Что, чёрт возьми, значит этот ваш вопрос "что ты чувствуешь?!"
  • Нарциссический способ контакта
  • Механизмы прерывания контакта в гештальт -терапии.
  • Почему в отношениях слова так же важны, как и действия, или Цикл контакта для чайников
  • Техника для контакта со своей интуицией, своим глубинным Я. «Непрерванная беседа».
  • Обоняние как доступ к бессознательному или запах как способ эмоционального контакта
  • Как Наташа к холодильнику ходила или Цикл контакта в гештальт-терапии
  • О сопротивлении в гештальт-терапии: Механизмы прерывания контакта или способы его формирования?
  • Потеря контакта с подростком. Почему так происходит и что делать? (часть 1)
  • Потеря контакта с подростком. Почему так происходит и что делать? (часть 2)
  • Патология контакта в гештальт-парадигме
  • Физиология гештальт-терапевтического контакта
  • Цикл контакта при гештальт- подходе
  • практикум «Руки расскажут»: качество контакта с собой и другими, 2020-ый
  • Терапевт и клиент - фасилитация контакта.
  • Контакт. Часть 2 - Элементы контакта
  • Зарисовка с гештальт-интенсива или немного о цикле контакта и способах его прерывания.
  • Как наладить контакт, условия для продуктивного контакта.
  • Сон как точка контакта с собой
  • Механизмы формирования стыда и стратегии работы гештальт-терапевта по восстановлению контакта.
  • Механизмы прерывания контакта (защитные механизмы человека) в гештальт-терапии
  • Помощь внутреннего ребёнка родителя в налаживании контакта с собственным ребёнком и не только
  • Когда с партнёром нет эмоционального контакта
  • Стеснительный человек или страх контакта
  • Гаджеты как "дверь" из контакта. О символической стороне



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь