Что значит уход в телефон или планшет в контексте общения?
Гаджет - «дверь», простейшая возможность сбежать, выйти от контакта (речь, конечно, не об одноименной социальной сети).
photo by Begemotfoto Photography 'Disconnecting Connection' (2018)
Казалось бы, зачем? Ведь пребывание в контакте необходимая, жизненно важная штука. Мы изначально заточены под контакт с другими, поскольку выживание младенца напрямую зависит от заботы о нем другого человека - взрослого. Если нам повезло и мы выжили, то дальше в контакте реализуется целая цепочка потребностей: в контакте мы познаем себя и мир, развиваемся, удовлетворяем потребности во внимании, принятии, любви. В контакте мы чувствуем себя замеченными, нужными, иногда даже важными.
Но в то же время, вступая в контакт, мы рискуем. Рискуем испытать множество неприятных моментов и чувств: стеснение, неловкость, страх быть отверженным, а возможно, и само отвержение, злость, обиду, боль. И если раньше, оказавшись с другим человеком один на один или в группе, нам приходилось преодолевать эти чувства, проявлять их, учиться строить отношения, несмотря на них или исходя из них, то теперь в эпоху волшебства, практически у каждого из нас есть чудо-дверца - гаджет, через который можно из контакта, а точнее - от неприятных чувств и сопровождающих рисков, сбежать.
Например, вам скучно. Без гаджета нужно было бы в полной мере это прочувствовать и начать преодолевать - искать возможности для того, чтобы стало интереснее: найти совместное занятие или тему для разговора, немного напрячься, постараться, а так можно легко сбежать через гаджет.
Или вы испытываете стеснение, оказавшись с новыми людьми. Без гаджета вы бы, вероятно, подводили бы взгляд в сторону, а потом случайно бы встретились глазами, возможно, нашли бы повод обратиться или создать пространство для того, чтобы обратились к вам. Сначала было бы неловко, но после можно было бы эту неловкость в совместности преодолеть, стать немного смелее социально, расширить свои умения общаться, потренироваться видеть, слышать, говорить. А так рааааз! и через переключение внимание на гаджет стеснение отщепляется (а вместе с ним и возможности для развития очень нужных качеств).
Несколько ребят рассказывали мне, что сбегая в компьютерные игры, там через выбранного героя они проживают идеальную версию себя: такого смелого, умеющего за себя постоять персонажа, не испытывающего страха быть отверженным или стеснения. Эти качества, которые в реальной жизни, требуют взращивания, в виртуальной реальности даются сразу. То, каким человек хочет стать, и при определенных обстоятельствах мог бы стать (вытачивая себя из месяца в месяц), дается легко, напрокат и фантомно (что принципиально).
В контакте с другими людьми мы развиваем свое умение взаимодействовать, договариваться, понимать эмоции других людей, управлять собственными эмоциями, выражать их в понятной форме, через других мы познаем и раскрываем себя. Любое развитие сопряжено с определенными трудностями - сначала что-то требует усилий, сопровождается неприятными, но после становится естественным навыком, владение которым открывается новые возможности и радости.
Уходя в гаджет при малейших трудностях взаимодействия мы лишаем себя возможности развивать отношения и себя в них.
А что же родители? Не может быть, что обойдется без них (ведь пишет психолог).
Родители дают первый (и базовый) опыт контакта. Через общение с ними ребенок получает опыт безопасности или, напротив, опасности контакта с другим человеком (и миром в целом), он учиться получать радость от контакта и учиться проживать и преодолевать неприятные эмоции, возникающие во взаимодействии (а они в любом случае возникают - это нормально). Учиться оставаться вместе даже, если злишься, учиться договариваться, когда интересы расходятся, учиться слушать, слышать и говорить самому, когда расходятся взгляды. Фактически родители создают ресурсы, устойчивость перед тревогой контакта, что в последствии позволяет ребенку не бежать от контакта с другими людьми, даже если сложно.