Как помочь заполярным родителям "особых" деток?

Механизм поддержки семей с детьми-инвалидами подсказали жителям Мурманской области гости из Питера. Никто не станет спорить, что детям, имеющим ограничения в здоровье, нелегко приспособиться и влиться в текущую рядом жизнь. Единицы из них заканчивают обычные образовательные учреждения, еще меньшее количество находит друзей среди здоровых сверстников. Россия не Европа, и как бы много ни говорилось и ни делалось для установления так называемого «мира равных возможностей», до него все еще очень далеко. А потому рождение «особого» ребенка все еще воспринимается как приговор, как крест на дальнейшей счастливой судьбе.

Не будем сегодня говорить о том, что облегчает жизнь заполярным детям-инвалидам. Давайте подумаем о том, как можно помочь родителям «особых» малышей.

Такая семья - в группе риска

- Семьи, в которых воспитываются дети-инвалиды, находятся в группе риска по социальному сиротству. Им нужно помогать и поддерживать на их нелегком пути, - делится своим опытом директор центра «Партнерство каждому ребенку» из Санкт-Петербурга Наталья Зайцева.

У себя, в северной столице, Наталья и другие сотрудники центра нашли способ поддержки таких родителей. С их подачи в Питере начала развиваться услуга кратковременного размещения ребенка-инвалида в принимающей семье. На прошлой неделе этот проект презентовали в Мурманске в надежде на то, что он приживется на территории Кольского Заполярья и облегчит жизнь нашим «особым» семьям.

- Между собой мы называем эту услугу «Передышка», ведь это действительно как глоток свежего воздуха для родителей детей-инвалидов, - отмечает Наталья.

Суть услуги достаточно проста. С одной стороны, центр находит семьи, которым жизненно необходима «передышка», с другой - людей, готовых приютить «особого» малыша или присмотреть за ним. Принимающие семьи проходят определенную подготовку - двухмесячные курсы, работают с психологом. После этого они знакомятся с «подшефной» семьей, договариваются о формате взаимодействия. По регламенту «Передышки» родители могут оставить ребенка в принимающей семье не более чем на 360 часов в год. Причем можно использовать положенный лимит по 2-3 часа, а можно оставить чадо с принимающей семьей на 15 суток и устроить небольшие каникулы.

- У всех семей абсолютно разные ситуации. Среди наших подопечных много мам, у которых, помимо «особого» ребенка, есть еще дети и им также необходимо внимание родителей, отпуск, прогулки. Есть семьи, которым нужна была «передышка» на то время, когда мама лежала в роддоме, рожала следующего малыша! - рассказывает Наталья Зайцева.

Курсы для добровольцев

Сама Наталья отмечает, что на этапе, когда будущая услуга только формировалась, и у родителей деток-инвалидов, и у волонтеров опасений было предостаточно.

- На самом деле у потенциальных принимающих семей страхов было даже больше. Как справиться с «особым» ребенком? Что делать, если ему понадобится медицинская помощь? Подобных вопросов было много, - говорит Наталья.

Потенциальные принимающие семьи в Санкт-Петербурге проходят двухмесячные курсы. К встрече с «особым» ребенком их готовят психологи и преподаватели центра «Партнерство каждому ребенку». Предполагается, что в Мурманске подобные занятия будут проходить на базе Центра развития семейных форм устройства детей, под эгидой программы «Детские деревни SOS». 

Кто же сможет стать принимающей семьей? По практике петербургского опыта в волонтеры проекта идут семейные пары.

- Люди приходят по разным причинам. Когда начинали проект, мы спросили у наших семей: кто-нибудь хоть иногда остается с их ребенком? Оказалось, что взять временную заботу об «особом» малыше на себя готовы жалостливые соседи, друзья, даже воспитатели спецучреждений. Для последних это отчасти профессиональный интерес, например воспитатель коррекционного садика остается после занятий с одним из воспитанников, пока не освободятся его родители. Она видит, как ведет себя ребенок в коллективе, но ей также интересно узнать и его поведение в быту, в домашних условиях, - рассказывает Наталья Зайцева.

Надо ли платить волонтеру?

За свою работу принимающие семьи получают символичное вознаграждение - 100 рублей за час. По словам сотрудников питерского центра, на этом настаивали и сами родители, и принимающие семьи. Для волонтеров это компенсация небольших расходов, которые неизбежно появляются.

По словам специалистов мурманского НОУ «Центр развития семейных форм устройства детей», аналогов такой услуги нет во всей России. В то же время в Европе практика прикрепления к семье с ребенком-инвалидом ассистента или наемного друга широко развита.

- Уже в этом году мы готовим проект на конкурс для 10 детей. Надеемся начать осенью, - отметила координатор проекта «Мир равных возможностей» Центра развития семейных форм устройства детей Лариса Рябкова.

Очень хотелось бы, чтобы полезное начинание прижилось в Мурманской области и способствовало бы адаптации в обычной жизни не только детей с ограниченными возможностями, но и их родителей!

Что думают мурманчанео «передышке»?

Екатерина Вашакидзе, детский психолог:

- Спросите у любого школьника, подростка: много ли в нашем городе детей-инвалидов? Уверена, что ответ будет отрицательным. Несмотря на множество попыток интеграции детей-инвалидов в современное общество, воз и ныне там. Цель услуги «Передышка» оправдывает любые средства по ее достижению. Предотвращение попадания детей с особыми потребностями в интернаты важно прежде всего для самих детей-инвалидов. Они оказываются социально не готовыми к условиям госучреждения. Равно как и учреждения часто не приспособлены для проживания в них таких деток. Увы, несмотря на большую любовь к своему чаду, у родителей ребенка-инвалида происходит эмоциональное выгорание, не меньшее, чем у педагога в массовой школе. Последние имеют право на отдых, выходные дни, по желанию могут пройти специальные психологические тренинги или оздоровительные программы. Родители детей с особыми потребностями не могут позволить себе роскошь отдохнуть от своего жизненно важного труда. Кстати, по статистике большинство таких родителей воспитывают детей в одиночку. Это делает данную услугу еще более актуальной.

Алексей Михайлов, собственный корреспондент «Российской газеты» в Заполярье:

- Думаю, эта идея очень хороша и вполне может прижиться в Мурманской области. Другое дело, что волонтеров наверняка будет мало, поскольку присматривать за ребенком-инвалидом - дело непростое. Уверен, что необходима поддержка областного бюджета - доплачивать волонтерам хотя бы еще рублей 100-200.

Что касается меня, то я вряд ли смогу быть таким волонтером, поскольку не имею никаких навыков работы с детьми-инвалидами и такую ответственность брать на себя не рискну.

Алена Бабак, бухгалтер, мама подростка:

- Мне кажется, что это очень разные семьи: в одной может царить уныние и очень тяжелое материальное положение, а в другой - бодрая и оптимистичная обстановка под девизом «Несмотря ни на что!». Многое зависит от настроя самих родителей.

Я сама, наверное, взяла бы ребенка-инвалида на некоторое время. И для того, чтобы проверить себя, но в большей степени для сына. Чтобы он пообщался с таким ребенком и сделал для себя некоторые выводы: о том, что можно жить с тяжелыми недугами и радоваться жизни, и о том, что нужно ценить свое нормальное физическое состояние!

Источник: kp.ru

 



Просмотров: 304
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Развод – дело родителей, а не детей! Или о том, как разводиться бережно для себя.
  • Что такое группа поддержки для родителей, имеющих маленьких детей?
  • Что такое группа поддержки для родителей, имеющих маленьких детей?
  • Консультативный пункт для родителей и детей с особыми образовательными потребностями"
  • Отношения детей и родителей. Что было, что сейчас и к чему всё идёт?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • 6 важных рекомендаций для родителей о том, как стать другом для своего ребенка.
  • Что мама может сделать для малыша, пока он еще не родился?
  • Что важно сделать для наших детей?
  • «Таблица умножения» или самостоятельность и ответственность? Что полезнее для ребенка и родителей.
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Ресурсные сказки для родителей особых детей.
  • Любовь, забота и поддержка – вот что на самом деле важно для семьи
  • Для чего родители «замораживают» своих детей? Сложности сепарации родителей.
  • Кризисы развития от 0 до 3-х лет для детей и родителей
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Как любить детей (памятка для родителей)
  • Безопасность детей: что зависит от родителей
  • Консультация для родителей. Поощрение и наказание детей в семье.
  • Ошибки родителей в воспитании детей. Что нужно прекратить делать прямо сейчас.
  • О том, что важней любви. Для родителей.
  • Что делать, чтобы ребенок читал книги? Самый банальный ответ для родителей.
  • Давайте работать на качество устройства детей в семьи, а не на количество
  • Что может сделать психотерапия для детей с аутистическим спектром?
  • Мама плохого не посоветует? Или вредные советы для хороших родителей и их взрослых детей.
  • Психокоррекционная работа со стрессами родителей детей-инвалидов
  • Авторская техника «Компромисс в семье» совместно для родителей и детей (Мкарты «Хабитат»)
  • Что еще нужно понимать, чтобы… понимать своих детей



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь