|
Способы и особенности работы с манипулятивными клиентами.Автор статьи: Сергеева Наталья Валентиновна
Способы и особенности работы с манипулятивными клиентами.
Манипуляция… Манипуляциями пронизана вся наша жизнь. Манипулируют взрослые друг другом, родители – детьми, дети – родителями. На работе, в школе, дома – везде мы встречаемся с этим видом воздействия. Манипуляция – это когда для продвижения собственных интересов пытаются повлиять на другого человека, изменить его поведение или восприятие при помощи скрытой, обманной или насильственной тактики. Во время манипулирования одно понятие подменяется другим. Человек говорит одно, а подразумевает совсем другое. Манипуляция обращается к эмоциям и чувствам человека, логики и здравого смысла в этом месте мало (если вообще есть они там есть). Зачастую сам факт манипуляции для человека – неуловимый феномен. Совсем не понятно, что произошло (вроде, все так и должно быть) и неясное, еле уловимое ощущение дезориентации, что происходит что-то неправильное. Что именно вызвало у человека эту реакцию – понять, назвать ему – невозможно. Только неясные телесные ощущения. И детские чувства обиды, растерянности. В этот момент человек не всегда понимает, что происходит именно это – манипуляция. Он только ч у в с т в у е т . Чаще всего - на уровне тела. В это время человеком пытаются управлять, вынудить его сделать что-то, обращаясь к его «слабым» местам. Манипулятор обвиняет, давит на эмоционально «больные точки», чувство вины и долга. И таким, обходным путем, пытается чего-то добиться для себя, либо оправдать свои действия. Для манипулятора очень характерно избегание прямых выражений чувств, прямой встречи. Потому что главная задача манипулирующего – не говорить про себя, не показать СЕБЯ. Потому что «показать себя» - показать себя целиком – и те части, которые нравятся, и те части, которые отвергаются, не принимаются по каким-то причинам, «стыдные». В своей работе мы часто встречаемся с манипулятивными клиентами. Они пытаются с нами производить те же манипуляции, что и в повседневной жизни, не осознавая, что это и есть причина, которая привела его в кабинет психолога. Что мне представляется важным в работе с такими клиентами: 1. Важно помочь Манипулятору присвоить свою манипулятивность – для того чтобы он смог выработать в себе другие, более открытые способы взаимодействия. Важно показать Манипулятору его привычные манипулятивные способы действия, их суть и роль в его жизни. Манипулятор привык перекладывать ответственность за происходящее на других, поэтому важно показать, каким образом, к какой манипуляции он прибегает прямо во время консультации. Часто это вызывает у манипулятора сопротивление, ведь работа в «здесь и сейчас» - это непосредственный контакт, которого такие люди всячески избегают. Важно показать это сопротивление. Это может быть его первым шагом к осознаванию своей манипулятивности. 2. Помочь Манипулятору осознать чувства, которые он испытывает, но пытается скрыть от себя и от других. Манипулятор испытывает трудности с осознаванием и выражением чувств и эмоций, потому что, как правило, право на выражение чувств, особенно негативных, находятся у него под запретом. Помочь снять этот запрет помогает своевременное отражение, обозначение чувств, которые проявляет Манипулятор во время сессии, а также разрешение на их проявление. Сначала в терапии, во время сессии. Потом он сможет разрешить себе испытывать и выражать чувства и в жизни, не прибегая к различным уловкам. 3. Важно не давать оценку действиям Манипулятора - «правильно» или «не правильно» он поступает. Задача терапевта - помочь увидеть потребность, которая лежит за необходимостью в оценке, помочь ему увидеть и присвоить полученный опыт, присвоить те части личности, которые актуализировались в этом случае. 4. Важно помочь такому клиенту осознать, каков ЕГО личный вклад в сложившуюся ситуацию, что ОН сделал (или не сделал) для того, чтобы это случилось. 5. Как правило, манипулятивный клиент пытается переложить ответственность за терапию, за происходящие с ним изменения - на Терапевта. Важно не поддаваться на эту манипуляцию. Разделять свою ответственность и ответственность клиента в этом процессе терапии. 6. Манипулятор часто жалуется и требует поддержки от окружающих, в том числе и от Терапевта. Важно помочь клиенту увидеть свои сильные стороны, помочь найти внутренний ресурс для решения его проблем. Вообще очень важно для Манипулятора - увидеть и присвоить себе все свои части личности, свои сильные и слабые стороны, свои возможности и ограничения. Осознавание этого помогает найти внутренние опоры для принятия личной ответственности за происходящее. Когда человек готов нести ответственность за себя, свои действия – отпадает необходимость в манипуляции. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|