|
Эта многоликая тревога. Личностная, семейная, детская. Взаимосвязи.Автор статьи: Елена Кислова
«Тревога - сигнал, предупреждающий о начале возможных искажений в личностном развитии, сигнал о том, что человек начинает искажать восприятие реальности ради сохранения привычного представления о себе». К.Роджерс. Актуально понять, каким образом базовая тревога участвует в формировании тревожности, как личностной черты, и какую роль они выполняют в контексте семьи; что за чувства маскирует эмоция тревоги, и каким образом тревожность может повлиять на всю судьбу личности. Тревога на происшедшее- это нормальный процесс адаптации человека к происходящему вокруг. Но если часто повторяющаяся высокая тревога без привязки к ситуации перерастает в устойчивое личностное образование - это уже говорит о нарушении в развитии человека, мешает межличностным отношениям. Проявляется в незаконченных ситуациях, заблокированной активности, что не дает возможности разрядить возбуждение. И может являться формирующим звеном образования психосоматических заболеваний. В чем различия и сходства между страхом и тревогой? В них общее чувство беспокойства. Там и там существует восприятие угрозы или отсутствие чувства безопасности. Тревогу можно сравнить с глубоко запрятанным диффузным страхом. Тревога в ожидании какого-либо события, неподдающегося прогнозу и угрожающего неприятными последствиями. Мотив тревоги - предвосхищение неприятности. 1) тревога - сигнал опасности, а страх - ответ; 2) тревога - предчувствие, а страх - чувство опасности; 3) тревога возбуждает психику, страх – тормозит; 4) стимулы тревоги имеют неопределенный и абстрактный характер, страх - определенный и конкретный; 5) тревога как ожидание опасности проецирована в будущее, страх как воспоминание об опасности имеет главным источником прошлый травмирующий опыт; 6) тревога хоть и неопределенна, но в большей степени рациональна, а страх - эмоциональный, иррациональный феномен; 7) тревога - социально, а страх - инстинктивно обусловленные формы психического реагирования при наличии угрозы; Можно связать страхи и их символику: --архаические страхи: боязнь темноты, шумов, посторонних, оказаться забытым в незнакомом месте и т. д. --при тревоге отделения у детей характерны: страх исчезновения, голода, беспомощности, одиночества. --страх потери любви характеризуется боязнью наказания, отвержения, заброшенности, смерти, землетрясения, грозы и грома. --кастрационная тревога проявляется в страхе перед операциями, увечьями, врачами, болезнями, бедностью, грабителями, колдуньями, привидениями. Тревога может скрываться за другими эмоциональными переживаниями. Раздражительность, агрессивность, враждебность могут выступать в качестве реакций на вызывающие тревогу ситуации. Либо тревога скрывается за сдержанностью, скованностью, заторможенностью, неразговорчивостью. Скрывает состояние тревоги и быстрое непрерывное говорение. Но тревога не всегда негативна. Когда она не приобретает невротические формы – это двигатель человека в будущее развитие. Тревогу можно рассматривать как идущий изнутри зов о разрешении проблемы. Существуют разные виды тревоги. Личностная тревожность - стабильная черта характера, определяющая низкий порог возникновения реакции тревоги. Характерна для людей тревожных, зависимых, склонных к навязчивым мыслям, идеям и действиям. Социальная тревога сопровождается страхом, возникающим при взаимодействии с социумом. В крайних случаях доходит до социофобий. Невротическая тревога — смутное ощущение неблагополучия и надвигающейся опасности. Она сильная, лишает человека способности к нормальной жизнедеятельности. Тревога скрывается за навязчивыми влечениями, которые происходят из чувства одиночества, ненависти, беспомощности. Такие влечения - попытка жить в окружающем мире. При нарастании тревоги и страхов невротического характера, возникает состояние психического напряжения, скованности, сильного стремления к поиску опоры, чрезмерной зависимости. Поведение становится пассивным, постепенно пропадает любопытство, желание узнавать новое, избегается риск, связанный с погружением в непредсказуемую ситуацию общения. Вместо непосредственности и открытости перед нами настороженность и отгороженность, уход в себя и свои проблемы. У детей устойчивая тревожность свидетельствует о наличии неблагоприятного, отрицательного эмоционального опыта. При наличии такого опыта усиливается несвойственная детям ориентация на травмирующее прошлое; в настоящем мало положительных эмоций, оптимизма. Ребенок все меньше радуется, а больше тревожится, беспокоится. Он неспособен справиться с угрозой, переживанием бессилия, потерей веры в себя, в свои силы и возможности. Дети с повышенной тревожностью ждут успеха, даже когда для этого нет предпосылок, но в то же время не уверены в нем и при высокой вероятности его достижения. Это противоречие, порождая состояние неопределенности, усиливает тревогу и служит препятствием нормальному учету условий ситуации. Такие детки ориентируются не на реальные условия ситуации, а на какие-то внутренние предчувствия и опасения. Как результат- частое переживание неуспеха и багаж отрицательного эмоционального опыта. У тревожных детей есть ощутимая разница в поведении на занятиях и в спокойной обстановке. Вне занятий - это общительные и непосредственные дети, на уроках- зажаты и напряжены. Отвечают на вопросы «без голоса», могут даже начать заикаться. Речь от быстрой, торопливой- до медленной, затрудненной. Тревожные дети имеют склонность к вредным привычкам невротического характера (они грызут ногти, сосут пальцы, выдергивают волосы, занимаются онанизмом). Манипуляция с собственным телом снижает у них эмоциональное напряжение. Распознать тревожных детей несложно в рисовании. Их рисунки с нажимом, обилием штрихования; размеры изображений малы. Типично застревание на деталях. Примерность, аккуратность, дисциплинированность носят защитный характер - ребенок делает все, чтобы избежать неудачи. Неуверенный, тревожный человек мнителен, а мнительность порождает недоверие к другим. Такой ребенок опасается других, ждет нападения, обиды, насмешки; не справляется с задачей в игре и в делах. Накоплению неблагоприятного эмоционально опыта в детском возрасте служит неблагоприятный, неуспешный опыт. В подростковом и раннем юношеском —одинаково запоминаются и удачи и неудачи, но присутствуют постоянные сомнения в том, действительно ли успех является подлинным. Тревожные взрослые же становятся зависимыми от окружающих и от неких «высших сил» (рока, судьбы). У них сохраняется так называемое «магическое мышление», которое в норме должно проходить к 10 годам. Эмоциональное поле семьи может быть с разным количеством тревоги, присутствующей в ней. Откуда берется тревога? Она связана с напряжением, возникающим во время взаимодействия членов семьи. Если они умеют сами удовлетворять свои потребности, имеют прочные границы, не впадают в слияние и способны конструктивно решать возникающие перед семьей проблемы, то тревога невысока. Однако, таких благополучных семей немного. Нерешенные проблемы, неотреагированные эмоции – все это увеличивает «давление тревоги». Неконструктивные стратегии борьбы направлены не на решение проблемных ситуаций, а на уменьшение уровня напряжения, к примеру: не лечить воспаление, а принимать обезболивающее. Стратегии: дистанцирование, супружеский конфликт, проекция проблем на ребенка; симптоматические (как симптом: алкоголь, измены, болезни )и пр. Способность семьи справляться со стоящими перед ней задачами, а так же с тревогой, во многом зависит от того, насколько сильно в семье слиты эмоции и разум, чувства и интеллект. Чем сильнее этот сплав, чем более негибко поведение членов семьи. Субъективные идеи принимаются за объективные факты, домыслы принимаются как установленная истина – все это приводит к возрастанию напряжения в семье. Помогает здесь способность к анализу и рефлексии собственного поведения, к изменению реагирования- тогда есть возможность управлять собой даже в эмоционально нагруженных ситуациях. Для этого необходимо осознавать причины своих эмоциональных реакций, управлять своим поведением. В противном же случае людей уносит эмоциональная волна, они не размышляют, а сразу переходят к отреагированию эмоций, не давая себе паузы. Начинать разделять сплав чувств и мыслей, анализировать ситуацию в реальности, осознавать происходящее внутри и снаружи -в этом состоит помощь психолога! Как следствие работы с психологом происходит снижение тревожности самого человека и его семейной системы. Из всего выше сказанного следует, что стабильность семейной среды - важнейший фактор эмоциональной уравновешенности родителей и, как следствие, психического здоровья ребенка, залог отсутствия формирования личностной тревожности, как черты уже взрослого человека. Кроме того надо знать, что каждое изменение в семье требует умелого объяснения взрослых и воспитательного воздействия. Рождение еще одного ребенка, переезд бабушки, развод родителей и появление отчима, смерть кого-то из родственников- все это потрясение для ребенка. И может наносить ему длительную травму, которую необходимо смягчать родителям, потому что в противном случае, это чревато развитием различных стабильных нарушений в эмоциональной сфере личности, и как первейший фактор – формирование личностной тревожности. Неврологи, биохимики, психологи, в совокупности доказали влияние эмоций, (в том числе и тревоги) на деятельность мозга, гормональной системы организма и даже внутренних органов, как взрослых, так и детей, причем даже самого раннего возраста. Эмоции ребенка формируют его суть! Давайте задумываться об этом с рождения! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|