Эта многоликая тревога. Личностная, семейная, детская. Взаимосвязи.

Автор статьи: Елена Кислова

«Тревога - сигнал, предупреждающий о начале возможных искажений в личностном развитии, сигнал о том, что человек начинает искажать восприятие реальности ради сохранения привычного представления о себе».

К.Роджерс.


     Актуально понять, каким образом базовая тревога участвует в формировании тревожности, как личностной черты, и какую роль они выполняют в контексте семьи; что за чувства маскирует эмоция тревоги, и каким образом тревожность может повлиять на всю судьбу личности.

 

     Тревога на происшедшее- это нормальный процесс адаптации человека к происходящему вокруг. Но если часто повторяющаяся высокая тревога без привязки к ситуации перерастает в устойчивое личностное образование - это уже говорит о нарушении в развитии человека, мешает межличностным отношениям.

 

     Проявляется в незаконченных ситуациях, заблокированной активности, что не дает возможности разрядить возбуждение.

И может являться формирующим звеном образования психосоматических заболеваний.

 

     В чем различия и сходства между страхом и тревогой?

 

     В них общее чувство беспокойства. Там и там существует восприятие угрозы или отсутствие чувства безопасности.

     Тревогу можно сравнить с глубоко запрятанным диффузным страхом.   Тревога в ожидании какого-либо события, неподдающегося прогнозу и угрожающего неприятными последствиями. Мотив тревоги - предвосхищение неприятности.

 

1) тревога - сигнал опасности, а страх - ответ;

2) тревога - предчувствие, а страх - чувство опасности;

3) тревога возбуждает психику, страх – тормозит;

4) стимулы тревоги имеют неопределенный и абстрактный характер, страх - определенный и конкретный;

5) тревога как ожидание опасности проецирована в будущее, страх как воспоминание об опасности имеет главным источником прошлый травмирующий опыт;

6) тревога хоть и неопределенна, но в большей степени рациональна, а страх - эмоциональный, иррациональный феномен;  

7) тревога - социально, а страх - инстинктивно обусловленные формы психического реагирования при наличии угрозы;

 

     Можно связать страхи и их символику:

--архаические страхи: боязнь темноты, шумов, посторонних, оказаться забытым в незнакомом месте и т. д.

--при тревоге отделения у детей характерны: страх исчезновения, голода, беспомощности, одиночества.

--страх потери любви характеризуется боязнью наказания, отвержения, заброшенности, смерти, землетрясения, грозы и грома.

--кастрационная тревога проявляется в страхе перед операциями, увечьями, врачами, болезнями, бедностью, грабителями, колдуньями, привидениями.

 

     Тревога может скрываться за другими эмоциональными переживаниями.

Раздражительность, агрессивность, враждебность могут выступать в качестве реакций на вызывающие тревогу ситуации.

 

     Либо тревога скрывается за сдержанностью, скованностью, заторможенностью, неразговорчивостью. Скрывает состояние тревоги и быстрое непрерывное говорение.

 

     Но тревога не всегда негативна. Когда она не приобретает невротические формы – это двигатель человека в будущее развитие.

 

      Тревогу можно рассматривать как идущий изнутри зов о разрешении проблемы.

 

Существуют разные виды тревоги.

       Личностная тревожность - стабильная черта характера, определяющая низкий порог возникновения реакции тревоги. Характерна для людей тревожных, зависимых, склонных к навязчивым мыслям, идеям и действиям.

       Социальная тревога сопровождается страхом, возникающим при взаимодействии с социумом. В крайних случаях доходит до социофобий.

 

       Невротическая тревога — смутное ощущение неблагополучия и надвигающейся опасности. Она сильная, лишает человека способности к нормальной жизнедеятельности.

Тревога скрывается за навязчивыми влечениями, которые происходят из чувства одиночества, ненависти, беспомощности. Такие влечения - попытка жить в окружающем мире.

 

При нарастании тревоги и страхов невротического характера, возникает состояние психического напряжения, скованности, сильного стремления к поиску опоры, чрезмерной зависимости.

Поведение становится пассивным, постепенно пропадает любопытство, желание узнавать новое, избегается риск, связанный с погружением в непредсказуемую ситуацию общения. Вместо непосредственности и открытости перед нами настороженность и отгороженность, уход в себя и свои проблемы.

 

 

     У детей устойчивая тревожность свидетельствует о наличии неблагоприятного, отрицательного эмоционального опыта.

При наличии такого опыта усиливается несвойственная детям ориентация на травмирующее прошлое; в настоящем мало положительных эмоций, оптимизма.

Ребенок все меньше радуется, а больше тревожится, беспокоится.

Он неспособен справиться с угрозой, переживанием бессилия, потерей веры в себя, в свои силы и возможности.

 

     Дети с повышенной тревожностью ждут успеха, даже когда для этого нет предпосылок, но в то же время не уверены в нем и при высокой вероятности его достижения. Это противоречие, порождая состояние неопределенности, усиливает тревогу и служит препятствием нормальному учету условий ситуации.

 

       Такие детки ориентируются не на реальные условия ситуации, а на какие-то внутренние предчувствия и опасения. Как результат- частое переживание неуспеха и багаж отрицательного эмоционального опыта.

 

     У тревожных детей есть ощутимая разница в поведении на занятиях и в спокойной обстановке. Вне занятий - это общительные и непосредственные дети, на уроках- зажаты и напряжены. Отвечают на вопросы «без голоса», могут даже начать заикаться. Речь от быстрой, торопливой- до медленной, затрудненной.

 

     Тревожные дети имеют склонность к вредным привычкам невротического характера (они грызут ногти, сосут пальцы, выдергивают волосы, занимаются онанизмом). Манипуляция с собственным телом снижает у них эмоциональное напряжение.

 

     Распознать тревожных детей несложно в рисовании. Их рисунки с нажимом, обилием штрихования; размеры изображений малы. Типично застревание на деталях.

 

     Примерность, аккуратность, дисциплинированность носят защитный характер - ребенок делает все, чтобы избежать неудачи.

 

       Неуверенный, тревожный человек  мнителен, а мнительность

порождает недоверие к другим. Такой ребенок опасается   других, ждет

нападения, обиды, насмешки; не справляется с задачей в игре и в делах.

Накоплению неблагоприятного эмоционально опыта в детском возрасте служит неблагоприятный, неуспешный опыт.

 

     В подростковом и раннем юношеском —одинаково запоминаются и удачи и неудачи, но присутствуют постоянные сомнения в том, действительно ли успех является подлинным.

 

     Тревожные взрослые же становятся зависимыми от окружающих и от неких «высших сил» (рока, судьбы). У них сохраняется так называемое «магическое мышление», которое в норме должно проходить к 10 годам.

 

     Эмоциональное поле семьи может быть с разным количеством тревоги, присутствующей в ней. Откуда берется тревога?

 

      Она связана с напряжением, возникающим во время взаимодействия членов семьи. Если они умеют сами удовлетворять свои потребности, имеют прочные границы, не впадают в слияние и способны конструктивно решать возникающие перед семьей проблемы, то тревога невысока. Однако, таких благополучных семей немного.

 

      Нерешенные проблемы, неотреагированные эмоции – все это увеличивает «давление тревоги».

Неконструктивные стратегии борьбы направлены не на решение проблемных ситуаций, а на уменьшение уровня напряжения, к примеру: не лечить воспаление, а принимать обезболивающее.

Стратегии: дистанцирование, супружеский конфликт, проекция проблем на ребенка; симптоматические (как симптом: алкоголь, измены, болезни )и пр.

 

     Способность семьи справляться со стоящими перед ней задачами, а так же с тревогой, во многом зависит от того, насколько сильно в семье слиты эмоции и разум, чувства и интеллект. Чем сильнее этот сплав, чем более негибко поведение членов семьи. Субъективные идеи принимаются за объективные факты, домыслы принимаются как установленная истина – все это приводит к возрастанию напряжения в семье.

     

     Помогает здесь способность к анализу и рефлексии собственного поведения, к изменению реагирования- тогда есть возможность управлять собой даже в эмоционально нагруженных ситуациях.

     Для этого необходимо осознавать причины своих эмоциональных реакций, управлять своим поведением. В противном же случае людей уносит эмоциональная волна, они не размышляют, а сразу переходят к отреагированию эмоций, не давая себе паузы.

 

     Начинать разделять сплав чувств и мыслей, анализировать ситуацию в реальности, осознавать происходящее внутри и снаружи -в этом состоит помощь психолога!

Как следствие работы с психологом происходит снижение тревожности самого человека и его семейной системы.

 

     Из всего выше сказанного следует, что стабильность семейной среды - важнейший фактор эмоциональной уравновешенности родителей и, как следствие, психического здоровья ребенка, залог отсутствия формирования личностной тревожности, как черты уже взрослого человека.

 

     Кроме того надо знать, что каждое изменение в семье требует умелого объяснения взрослых и воспитательного воздействия.

     Рождение еще одного ребенка, переезд бабушки, развод родителей и появление отчима, смерть кого-то из родственников- все это потрясение для ребенка. И может наносить ему длительную травму, которую необходимо смягчать родителям, потому что в противном случае, это чревато развитием различных стабильных нарушений в эмоциональной сфере личности, и как первейший фактор – формирование личностной тревожности.

Неврологи, биохимики, психологи, в совокупности доказали влияние эмоций, (в том числе и тревоги) на деятельность мозга, гормональной системы организма и даже внутренних органов, как взрослых, так и детей, причем даже самого раннего возраста. Эмоции ребенка формируют его суть!

Давайте задумываться об этом с рождения!


Просмотров: 294
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Тревога. По каким правилам живет в нас тревога. Как забрать власть у тревоги. Часть 1
  • Тревога! Тревога! Тревога! Волк унес козлят!
  • Тревога: заметки на полях (часть 2) Откуда берется тревога?
  • Тревога и поиск работы. Проявления тревоги и как справиться.
  • Страх и тревога смерти на примерах из Торы. Две ситуации.
  • Тревога. Как научиться жить без ТРЕВОГИ.
  • Страх первоклашек и их родителей, тревога перед началом учебного года.
  • Что такое тревога. Отличия тревоги и страха.
  • Тревога и страх за ребенка. Почему так и что делать?
  • Как избавиться от ТРЕВОГИ? ТРЕВОГА – обратная сторона ИНТЕРЕСА.
  • Тревога и страх. Варианты работы с тревогой.
  • Тревога, страх и ожидание
  • Тревога и страх - как симптом и как препятствие в расстановке
  • Когда тревога и страх являются спутниками жизни.
  • Страх. Тревога.
  • Тревога и страх.
  • Тревога. Страх. Патология.
  • Тревога и страх нарцисса.
  • Тревога, страх, беспокойство
  • Страх. Тревога. Фобия.
  • Страх и тревога. Что с ними делать.
  • Тревога, страх и паническая атака
  • Тревога и страх. Случай из практики.
  • Мужчина - секс - тревога - страх
  • Тревога и страх. Методика лечения
  • Страх заболеть неизлечимым заболеванием. Сильная тревога о здоровье. Что делать?
  • Тревога и стыд – страх и трепет в основании психического: Стыд
  • Тревога у детей и как она проявляется.
  • Война: страх, тревога и близкие люди
  • Тревога и страх. Терапия глазами бихевиористов



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь