|
5 советов, как правильно критиковать ребенкаАвтор статьи: Паламарчук Елена Владимировна
Даете ли Вы себе отчет, как часто из Ваших уст звучат слова критики в адрес Вашего ребенка? Всегда ли адекватна эта критика? Критика – это мощное оружие, которое может сподвигнуть ребенка к достижению высот, а может и убить, отнять всякое желание действовать. Считается, что критика ребенка сделает из него «Человека»? Но, помните, что повышенной критикой родители способны поломать будущее ребенка. Критика может быть очень опасна. Она заставляет человека обороняться и искать оправдания. Когда человека обвиняют, он старается избегать общения. Это закон. И наоборот, когда человека одобряют и поддерживают, он хочет услышать это еще и еще. Нам нужно осторожно относиться к критике своих детей. Большинство людей охотно откликаются на похвалу, признание и поощрение. И наоборот, любой негатив в свой адрес чаще всего вызывает раздражение и воспринимается в штыки. Давайте разберемся, что же такое критика, и возможно ли воспитать ребенка без критики? С одной стороны, критика – это норма, в которой взрослый сообщает ребенку, что правильно делать, а что нет. И без этого обойтись нельзя. Для здорового роста ребенка, критика просто необходима. Но как же сделать критику конструктивной? Как правильно преподносить ее не вызывая противодействие? Если хотите научиться критиковать правильно, воспользуйтесь следующими советами: 1. Целью критики должно стать поведение ребенка, а не он сам. Бывало ли у Вас такое, что ребенок за завтраком разливал чай или разбивал чашку? И вот родители кричат: «У тебя, что руки дырявые? Ты что чашку нормально держать не можешь?» Правильно сказать, что это плохой поступок, а не плохой сам ребенок. Критиковать надо конкретные действия и поведение, объясняя их последствия. Ни в коем случае нельзя критиковать личность ребенка. Ребенок всегда хороший, а вот его поступки могут быть хорошими или плохими. Критика должна мотивировать, а не останавливать. Можно использовать материальные и моральные поощрения после исправления ребенком ошибки: похвала, поддержка, объятия. Этот метод дает детям понять, что совершать ошибки не так уж страшно, поэтому относиться к ним нужно с достоинством и исправлять их. Мама: «Я вижу, ты разлил чай? На тебе тряпку. Вытирай.» 2. Недопустимы слова оскорбления. Пример с тем же чаем: «У тебя, что руки дырявые? Как был неуклюжим, таким и останешься!» «Ты – дурак, тупой, глупый, неуклюжий» и т. д. должны быть навсегда исключены из Вашего лексикона. Эти слова унижают достоинства ребенка. Он страдает, злится, испытывает ненависть, желание отомстить. В связи с этим у него появляется и чувство вины, которое, в свою очередь, приводит к тревоге. Вся эта «цепная реакция» делает ребенка несчастными. Когда родители и учителя повторяют ребенку, что он глуп, например, в конце концов он этому поверит. Тогда он и вовсе перестанет проявлять в присутствии людей свои умственные способности. Он будет рад, когда его оставляют в покое. Он будет думать: «Не пытайся, не старайся, и неудач не будет». Если Вы чувствуете, что очень злитесь и вас распирает раздражение, нужно взять паузу, остановиться, уйти в другую комнату, успокоиться, попить чайку. Вспомните какие-нибудь ситуации из своей жизни, с которыми Вы когда-то не могли справиться, чего-то не понимали. 3. Не критикуйте ребенка в присутствии третьих лиц. Не надо в присутствии ребенка рассказывать своим друзьям: «А мой опять троек в четверти нахватался. Учиться вообще не хочет!» Критика очень травматична, а в присутствии других она еще и унизительна. Унижения не дают возможность ребенку что-то исправить или сделать лучше. 4. Не критикуйте обобщениями. На фоне своих негативных чувств не используйте фразы: «ты никогда, ты всегда, ты как всегда, ты ни разу и т.д.» Мама: «Где твой шарф? Ты что опять его потерял? Ты как всегда! Не удивительно, если ты голову потеряешь.» Эти слова заставляют ребенка думать примерно так: «я не такой, как нормальные дети», «я плохой», «родителям тяжело со мной», «родители меня не любят». Такие фразы уничтожают ребенка, они пророчат ему негативное будущее, с которым ребенку невозможно справится. Вместо этого, выразите свои чувства: «Я вижу ты опять потерял шарф? Жаль, ведь он стоил денег. Печально, но это не трагедия. Постарайся в следующий раз быть повнимательнее к своим вещам.» 5. Подскажите, как правильно Делая ребенку замечание, важно обязательно предложить какие-то варианты выхода из ситуации, как сделать то, что нужно сделать, целиком и полностью опуская отрицательные оценки личности ребенка. Например, Ваш ребенок не пришел вовремя домой. Вместо того, чтобы ругать его, применять ограничения, выразите ему свои чувства: «Я беспокоюсь о тебе, и поэтому хочу, чтобы ты приходил вовремя» или «Я хочу, чтобы ты меня уважал, и поэтому звонил, если опаздываешь». Нужно обязательно подсказывать, поддерживать ребенка, предлагать разные варианты выхода из сложившихся сложных ситуаций. Критика должна указывать не на то, что плохо, а что можно сделать лучше. Такой подход предотвратит обиду, останется желание исправляться, самооценка останется на прежнем уровне. И в завершении, хочу предложить Вам тест «Какой вы родитель» Инструкция. Отметьте те фразы, которые вы часто употребляете в общении с детьми: Баллы 1. Сколько раз тебе повторять? 2 2.Посоветуй мне, пожалуйста. 1 3. Не знаю, что бы я без тебя делала. 1 4. И в кого ты только уродился? 2 5. Какие у тебя замечательные друзья! 1 6. Ну на кого ты похож (а)? 2 7. Я в твоё время! 2 8. Ты моя опора и помощница 1 9. Ну что за друзья у тебя? 2 10. О чем ты только думаешь?! 2 11. Какая ты у меня умница! 1 12. А как ты считаешь, сынок (доченька)? 1 13. У всех дети как дети, а ты… 14. Какой ты у меня сообразительный (ая)! 1 Оценка результатов Подсчитайте общее количество баллов. Если вы набрали: 5-6 баллов, значит, живёте с ребенком душа в душу. Он искренне любит вас, ваши отношения способствуют становлению его личности. Сумма баллов от 7 до 8 свидетельствует о намечающихся сложностях во взаимоотношениях с ребенком, непонимании его проблем, попытках перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребенка. 9-10 баллов: вы непоследовательны в общении с ребенком. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств. Стоит задуматься над этим. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|