Диагноз: неудачник


           Как известно, самые лучшие решения приходят в голову постфактум. Если бы можно было повторить событие как бы с чистого листа, сколько можно было выиграть тяжб получить положительных решений, поправить судеб!

           Есть люди, для которых практически любой деловой разговор обречен на неудачу. Их уделом становится лишь выбор между «плохо» и «очень плохо». Такой человек еще до начала общения уже всем своим видом выражает безнадежность, как бы предрешает результат. В оценке этого явления существуют различные подходы. Порой, усматривается даже…плохая наследственность.

 ***

        В любом очном разговоре, как форме информационного обмена, участвуют четыре вида сигналов: слова, интонации, мимика, жесты. При благоприятном течении разговора смысл слов, интонации, мимика, жесты составляют гармоническую композицию. Но вот что-то меняется. Вначале появляется ощущение дискомфорта, затем и сам разговор приобретает нежелательный характер. Ощущение дискомфорта – первый признак того, что появилась угроза неблагоприятного результата. Это проявляется, если изменился хотя бы один вид сигналов, скажем, интонация.

Диагноз неудачник

      Большинство людей интуитивно верно строят и контролируют процесс общения при простых моделях общения. Но более сложные случаи требуют уже специальной подготовки, специальных знаний. Освоив науку правильного общения, человек избавляет себя от львиной доли неуспеха. Иногда это является решающим фактором.

     В любом разговоре, получив первые сигналы о том, что разговор не получается, человек старается принять меры к исправлению ситуации. Самая распространенная логика при этом – скрыть ослабление собственных позиций, перехитрив собеседника, вернуть потерянное. Для реализации этого логического построения избирается, как правило, один из четырех путей:

1. Заискивание. Модель общения – «Судьба моего дела – в твоих руках».

2. Атака или контратака. Модель общения – « И на тебя нельзя положиться, какая безысходность!»

3. Логическая аргументация. Модель общения - «Дело плохо, вся надежда на железную логику».

4. Невосприятие. Модель общения – «Дело плохо настолько, что терять нечего».

   Общим признаком всех четырех вариантов является признание надвигающегося поражения. Это – ключ к разгадке проблемы. Анализ показал, что эти модели общения избираются людьми неспроста. Они – результат вполне конкретных социальных установок, полученных при воспитании. Арсенал же воспитателей, как правило, небогат:

  • «Требовать что-либо для себя – неприлично, нахально». Эта установка часто делает человека просителем, избирающим заискивающий стиль разговора.
  • «Не теряй достоинства ни при каких обстоятельствах». Эта установка может сделать человека постоянным обвинителем, избирающим нападение в качестве способа защиты.
  • «Ты умен, но любая ошибка будет стоить тебе авторитета». Эта установка усиливает расчетливость и боязнь риска.
  • «Не бери в голову – от тебя мало что зависит». Эта установка воспитывает отстраненность, пассивную жизненную позицию.

             Многие психологи склоняются к мнению, что корень жизненных установок один – СТРАХ.

    Страх считается самой сильной отрицательной эмоцией человека. Оказывается, самые распространенные схемы поведения людей обусловлены этим фактором. Кто-то возразит, ведь страх – самый естественный и самый важный защитный рефлекс любого существа. В русском языке это отражено очень точно: слова «страховаться», «страховка» имеют корнем слово «страх». Чувство боязни поражения как бы подстраховывает человека, идущего на переговоры, заставляет сконцентрироваться, мобилизовать свой потенциал. Но это – оценка с точки зрения скорее биологической. Что же говорит об этом психология.

Страх имеет четыре степени состояния. С позиции общения они выглядят примерно так:

-Тревога. В этом состоянии начинается оценка возможной опасности. Уже на этой стадии начинает ломаться модель общения, поскольку внимание концентрируется уже не на содержании разговора, а на оценке опасности.

- Испуг. Характерен резким осознанием опасности и осознанием собственной неподготовленности к противостоянию. Модель общения разрушается окончательно. В действие включаются реактивные модели поведения, предназначенные только для критических ситуаций.

- Страх как состояние. Полная дезорганизация психологической структуры личности. Человек уже не управляет собой, а целиком подчинен реактивным программам поведения.

- Ужас как состояние. Дезорганизация даже реактивных моделей поведения. Начало процесса деградации личности, начало физического разрушения организма.

Таким образом, психофизическая оценка показывает, что любая разновидность страха ломает нормальные модели общения людей и, по мере усиления, отбрасывает человека все дальше по пути деградации. Народная мудрость утверждает, что страх – плохой союзник. Сейчас мы ознакомились с одной из научных оценок этого

***

       Существуют теории, утверждающие, что если избавиться от страха как от биологической программы, можно изменить в лучшую сторону не только отношение окружающих людей, но и ход внешних событий. Но стоит ли играть с природой!



Просмотров: 300
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Психология общения: виды общения и 5 простых правил диалога.
  • Страх общения с людьми?
  • Выбор партнера. Страх общения с мужчинами: «я буду не интересна ему». Неправильное восприятие себя.
  • Отношения - ключевые факторы успеха! Часть 2, “Ложная модель общения”
  • Как побороть страх общения
  • Про скованность и страх общения.
  • Страх общения: как преодолеть.
  • Социофобия. Страх жажды общения
  • Страх общения - помощь при социофобии на 3 уровнях
  • Страх общения - работа на 1 уровне или проработка страхов
  • Страх общения - работа на 2 уровне или обучение навыкам
  • Страх общения - работа на 3 уровне или повышаем самооценку
  • Страх общения с девушками. Причины и способы преодоления.
  • Если человек после общения пропал, и остались непереносимые чувства. Что делать.
  • Незрелые модели общения
  • Почему бывает плохо после общения с человеком?
  • Типы общения, классификация поведения по Вирджинии Сатир
  • Типы общения, классификация поведения по Вирджинии Сатир. Блеймер и Компьютер.
  • Удовольствие от общения с другим возможно, только если сам к себе хорошо относишься.
  • Сайт знакомств: один опыт общения
  • Исцеление и трансформация. Один из способов общения с «Высшей силой»
  • Метод исцеляющего общения с людьми с диагнозом ПРЛ ( пограничное расстройство личности).
  • Боязнь социального общения и пути ее преодоления.
  • Самый эффективный способ общения с ребенком.
  • Интонация голоса как инструмент эффективного общения
  • Я-это мой стиль общения
  • Виды общения, которые не стоит путать, но их часто путают
  • Другой стиль общения.
  • Границы общения, психологический рост и особенности личности.
  • Оцените ваш индивидуальный стиль общения.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь