|
Самый эффективный способ общения с ребенком.Автор статьи: Березин Илья Константинович
Пожалуй, самый частый вопрос на консультациях – а как мне с НИМ разговаривать? Родители выдают целую кучу жалоб (именно их) – он не общается с родителями, не слушается, ведет себя агрессивно, не хочет делать домашнее задание(мое любимое- видимо, нужно, чтобы он этого страстно желал) , не имеет друзей, много играет в компьютерные игры, дерется. И родителей можно и нужно понять. Они тревожатся, что ребенок не выживет в этом мире, что спустя много лет он так и будет вести себя агрессивно, не иметь друзей… И я всегда предлагаю взрослым подумать- а не ведут ли они себя так же? Ведь нам всем часто хочется придти домой, ни с кем не говорить, поиграть игры и посмотреть в телевизор..Не всгда хочется говорить со своим родителями, когда они нам позвонят..А то и приходим с работы злые и агрессивные, повышаем голос на близких. Не хотим брать работу на дом. Иногда замыкаемся в себе, что то тая. И не все люди, которых мы знаем, нам нравятся. И ведь все это нормально, согласитесь? Почему так происходит? Ну потому что у нас есть чувства. Страх, злость, усталость, гнев, переживание несправедливости. Те же чувства есть у ребенка. Проблема в том, что их редко кто слышит. Когда ребенок говорит «я не хочу учить уроки, что он обычно слышит в ответ? «Делай, должен, двойка, марьиванна, контрольная , наказание». Или ребенок говорит «не хочу ходить в школу». Какие ответы он получает «там хорошие дети, как ты можешь т .д., вот я в твои годы». Подравшись, ребенок часто слышит обвинения, упреки «вот я приду разберусь», «что из тебя получится». Именно поэтому дети часто перестают делиться проблемами с родителями, скрывают огорчения и тетрадки. Зачем говорить, если не услышат? Тут и приходит на помощь мощнейший инструмент, под названием АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ. Он, как и все в детской психологии, простой и сложный одновременно. Он состоит в ОТРАЖЕНИИ чувств ребенка. Технически это выглядит так. Ребенок пришел из школы и кидает портфель в угол. Родитель, видя и понимая чувства ребенка (у них обычно все на лице написано), просто называет это чувство : Я ВИЖУ, ТЫ РАССТРОЕН (ОБИЖЕН, УСТАЛЫЙ, РАССЕРЖЕННЫЙ). А ребенок слышит и ушам не верит: «меня слышат! Мама поняла что я злой». Спустя некоторое время, ощущая доверие и принятие, ребенок может сам подойти и сказать о том, что случилось. Так и с остальными ситуациями – про уроки, двойки. Ребенок, к примеру не хочет учить уроки . Кому охота вообще это делать- работать после напряженного дня? Отражайте- «вижу, ты устал» ,«хочешь то – то и то –то». Сделано самое главное – ребенок понят, его не оценили как лентяя. Дальше уже можно и договариваться – немного отдохнуть, поиграть, сделать часть уроков вместе (но не за ребенка!). Вообще., в начальной школе лучше делать уроки вместе с ребенком- не так скучно, не так страшно, развивается чувство уверенности ( а не наоборот, как некоторые думают). Вообщем, схема 1)Осознать, что дети имеют право на чувства 2)Отказаться от оценок («ленивый», «драчун») 3) Понять чувства ребенка 4) Отразить их («ты рассержен»). Пусть это будет только констатацией факта, а не наездом! Тон речи ровный, спокойный. 5) По ситуации – либо оставить в покое, либо разрешать ситуацию Активное слушание, по идее- невероятно мощный способ установить полностью доверительный контакт с ребенком. Это не «техника» - это принцип отношений. Доверительных, принимающих, безоценочных.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|