Типичные ошибки, допускаемые в процессе консультирования, способы их устранения (для начинающих)

Ошибки, часто появляющиеся и процессе консультирования, могут быть следующих основных типов (в каждом из перечисляемых ниже ошибок указывается также и их вероятная причина):

1.      Неверное заключение психолога-консультанта о сути проблемы клиента.

Это тот случай, при котором психолог-консультант или не видит проблемы у клиента (хотя на самом деле такая проблема существует), или приписывает клиенту проблему, которой у него в действительности нет.

2.      Неправильные рекомендации, предлагаемые психологом-консультантом клиенту.

В данном случае психолог-консультант может, в общем, правильно воспринимать и оценивать проблему клиента, но предлагать не вполне верные практические рекомендации по ее решению реализация которых в действительности ничего или почти ничего полезного не даст клиенту.

3.      Неправильные действия клиента по выполнению рекомендаций, полученных от психолога-консультанта.

Это тип ошибок в психологическом консультировании, который обычно возникает в том случае, когда клиент, чья проблема в процессе проведения психологического консультирования, была определена правильно и которому были даны верные рекомендации по ее решению, приступая к практическому решению своей проблемы, допускает неточности. В результате этого клиент не добивается нужного эффекта в решении своей проблемы.

Замечу, что каждый из названных выше основных типов ошибок может встречаться как в отдельности, так и в сочетании друг с другом. Поэтому, практически анализируя неудачи, возникающие в психологическом консультировании, следует искать все возможные типы ошибок, не довольствуясь несколькими найденными. Это предупредит психолога-консультанта от возникновения подобных и других ошибок в его деятельности.

Каждый из перечисленных выше типов ошибок в консультировании можно, в свою очередь, разделить на подгруппы. Ошибки первою типа, в частности, делятся на следующие подгруппы:

1. Ошибки, совершаемые психологом-консультантом в силу недостаточно точной информации, получаемой им от клиента в процессе проведения консультирования, особенно на стадии диагностики и исповеди. Клиент может ошибаться в фактах, сообщаемых им психологу, но разным причинам, в том числе из-за неточности их припоминания, вынужден делать выводы о сути проблемы клиента или способах ее практического решения на основе неверной информации, которой его снабдил клиент. Данный тип ошибок невозможно ни полностью исключить из практики психологического консультирования, ни стопроцентно заранее предупредить. Единственное, что здесь можно сделать, это постоянно, но ненавязчиво напоминать клиенту о том, что он должен сообщать психологу-консультанту «правду и только правду», то есть только такие данные и факты о себе и о своей проблеме, в достоверности которых он сам абсолютно уверен. Консультант со своей стороны время от времени может проверять клиента, повторно прося его сообщить о том, о чем он раньше уже говорил и что у психолога-консультанта в силу тех или иных причин вызвало сомнение.

2.   Ошибки, допускаемые, но причине неполноты информации, получаемой психологом-консультантом от клиента.

Это довольно часто встречающаяся ошибка, так как любой клиент может невольно что-то существенное забыть в своей исповеди, а психолог-консультант - даже и не подозревает о том, что клиент сообщил ему неполную информацию о себе и о своей проблеме.

Данную ошибку в силу непроизвольности забывания также невозможно полностью исключить из практики психологического консультирования. Однако можно постараться снести эту ошибку к минимуму с помощью следующего, например, технического приема:

Время от времени в ходе беседы спрашивать клиента о том, все ли он рассказал о себе и о своей проблеме, не забыл ли чего-нибудь существенного.

3.   Ошибки, допускаемые психологом-консультантом по причине его собственной склонности делать преждевременные выводы еще до того, как будет собрана вся необходимая для этого информация о клиенте и от клиента.

Психолог-консультант - это обыкновенный живой человек, которому присущи многие, в том числе не всегда положительные, черты характера. Среди них, например, могут оказаться такие, как повышенное самомнение, нетерпение, спешка и другие, которые нередко приводят к возникновению подобной ошибки.

Основная причина этих ошибок - недостаточность практического опыта проведения консультирования у психолога-консультанта, а также его невнимание или непонимание (иногда - просто забывание) того, что ему говорил клиент во время беседы. Выработка психологом-консультантом у себя привычки внимательно слушать клиента, не упуская ни одной сообщенной им детали, — единственный способ предупредить возникновение подобной ошибки.

Есть некоторые типичные разновидности ошибок, входящие в обсуждаемую подгруппу ошибок:

- ошибки, вызванные недостаточной общетеоретической подготовленностью психолога-консультанта,

- ошибки, порожденные тем, что психолог-консультант лично идентифицирует себя клиентом, начинает, сам того не замечая, судить о клиенте по образу и подобию себя самого,

- ошибки, связанные с предвзятым, субъективным, слишком положительным или, напротив, явно выраженным отрицательным личным отношением психолога-консультанта к клиенту.

Ошибки второго уровня.

Неверные рекомендации, данные психологом-консультантом клиенту.

Возможных причин возникновения этой ошибки может быть довольно много. В ее основе может лежать практически любая другая ошибка, совершенная психологом-консультантом, и следствием такой ошибки будет то, что рекомендации, полученные клиентом, не принесут ему никакой пользы и даже пойдут во вред.

Для того, чтобы избежать этой ошибки, психологу-консультанту рекомендуется некоторое время поработать, особенно в начальный период его самостоятельной практики, в условиях так называемого супервизорства, а также время от времени приглашать к сотрудничеству и работать вместе с другими психологами-консультантами, проверяя по их заключениям правильность своих собственных выводов и рекомендаций.

Односторонние рекомендации, данные психологом-консультантом клиенту.

Эта ошибка может произойти по одной из следующих причин:

- в силу неполноты информации, полученной психологом-консультантом от клиента;

- по причине невнимания психолога-консультанта к деталям того, о чем ему говорит клиент;

- вследствие поспешности психолога-консультанта в выводах относительно проблемы клиента;

- из-за недостаточной теоретической подготовки и односторонней теоретической ориентации психолога-консультанта в интерпретации беседы клиента.

Исключить полностью эту ошибку из практики психологического консультирования можно только в том случае, если своевременно будут устранены все ее возможные причины, указанные выше. Игнорирование любой из них грозит повторением данной ошибки.

В целом правильные, но практически полностью не выполнимые или же вовсе не исполнимые рекомендации психолога-консультанта клиенту.

Предлагая клиенту рекомендации, психолог-консультант не учитывает его индивидуальные особенности или не принимает в расчет такие условия его жизни, которые могут стать серьезным препятствием на пути практической реализации полученных от консультанта рекомендаций.

Для того чтобы избежать этой ошибки, необходимо, прежде чем давать практические рекомендации клиенту, узнать его как личность и выяснить условия его жизни.

Наконец, ошибки третьего типа можно разделить на следующие подгруппы:

Неправильные действия клиента, порождаемые его неверным пониманием или недопониманием того, что ему советует дальше психолог-консультант.

Причина данной ошибки состоит в том, что, предлагая практические рекомендации клиенту по решению его проблемы, психолог-консультант недостаточно учитывает его индивидуальные особенности, в частности общий уровень его культуры и интеллектуального развития, или не заботится о том, чтобы прежде, чем расстаться с клиентом, убедиться в том, что он все правильно, понял, и того, что советует ему психолог-консультант.

Устранить эту ошибку можно следующим способом: работая с клиентом, на каждом этапе психологического консультирования проверять правильность понимания им того, что ему говорит психолог-консультант.

Типичные ошибки допускаемые в процессе консультирования способы их устранения для начинающих

Для того чтобы исключить или свести к минимуму большинство названных ошибок, психологу-консультанту рекомендуется придерживаться следующих общих правил ведения психологического консультирования:

1.Проводя психологическое консультирование и ставя психологический диагноз клиенту и его проблеме, психолог-консультант не должен рассматривать его как объект бесстрастного изучения или как-то пытаться манипулировать или экспериментировать с ним.

2.Психолог-консультант не должен рассматривать клиента так, как, например, следователь рассматривает своего подследственного, то есть пытаться его «расколоть» или «переиграть».

3.Впсихологическом консультировании за редким исключением не должно быть места личным воспоминаниям и собственно исповеди психолога-консультанта перед клиентом, то есть психолог-консультант и клиент в процессе консультирования не должны меняться своими ролями.

4.Психологу-консультанту не следует стремиться понимать клиента только по аналогии с самим собой. Его задача иная - постараться понять клиента изнутри, как своеобразную, уникальную личность, отличную от него самого.

5. Чем меньше профессионального опыта у психолога-консультанта, тем больше времени он должен уделять внимательному выслушиванию исповеди клиента и тем осторожнее формулировать свои выводы.

6. «Задача консультанта - помочь клиенту с готовностью принять на себя социальную ответственность, ...освободиться от... чувства неполноценности, направить его стремление в социально полезное русло».

7. Задача консультанта - помочь клиенту обрести свое истинное «Я» и найти в себе мужество стать этим «Я.

8. Задача психолога-консультанта на стадии исповеди заключается в том, чтобы умно и ненавязчиво подвести клиента не только к осознанию, но и к правильному решению своей проблемы.

9. Задача консультанта — подвести клиента к принятию ответственности за свои поступки и за конечный итог своей жизни. Эта мысль указывает на оказание клиенту помощи и самостоятельном решении своей проблемы.

10. Профессия психолога-консультанта требует известного самоотречения, временного отказа от собственной личности (когда идет процесс консультирования), «чтобы обрести ее в другом человеке стократно обогащенной».

11.В консультировании консультант должен грамотно уметь задавать вопросы и тщательно взвешивать каждое свое слово».

12.Психолог-консультант — это не советчик. Его главная задача состоит в том, чтобы помочь клиенту научиться принимать ответственные решения самостоятельно.

Успехов Вам в профессионализме!

 

 



Просмотров: 430
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Распространенные ошибки в работе психолога-консультанта
  • Как передать клиента от бизнес-консультанта к психологу быстро и качественно?
  • Говорить на языке клиента или трудности начинающего консультанта
  • Что делает психолог? И что происходит во время встречи клиента и психолога?
  • Шпаргалка для клиента и его психолога
  • Ориентиры в терапии для клиента и консультанта.
  • Позиции консультанта в процессе консультирования (для начинающих)
  • Кто такой психолог-консультант, как он работает и чем может помочь?
  • Клиенту нужен психолог, психолог в "маске" или человеческая обыденность из жизни психолога?
  • Использует ли психолог клиента для решения собственных проблем? О созависимости психолога.
  • Что волнует клиента перед первой сессией и как его успокоить?
  • Каким образом работает психолог-консультант, и как он может помочь?
  • Психолог-консультант или психолог-психотерапевт. Кого и как выбрать?
  • О выборе психотерапевта или психолога - консультанта
  • Кого выбрать: психолога-консультанта или психотерапевта?
  • Работа с горем (запрос клиента или его родственников)
  • Какого специалиста выбрать (консультанта, психолога или коуча)?
  • Для чего нужен психолог и как его выбрать? Руководство при выборе психолога
  • Это страшное слово НЛП или как легко и просто заставить его работать его на себя!
  • Читая клиента между строк, или особенности письменного консультирования
  • По страницам сайта b17.ru. Погрешность клиента № 2. Контроль клиента над деятельностью психолога.
  • «Я и мой клиент» (проработка взаимоотношений психолога и клиента с помощью МАК)
  • Бывает ли, что психолог отказывается консультировать клиента? (история из практики 2)
  • Бывает ли, что психолог отказывается консультировать клиента? (история из практики)
  • Этапы психологического консультирования. Часть 1: нормализация состояния клиента
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Чем может помочь психолог? Что говорить у психолога?
  • Проверено на себе, или путь от клиента до психолога.
  • Как поддержать клиента и выявить его ресурсы?
  • Как толковать сновидения (свои или клиента). Рекомендации опытного аналитика В. Лиманцева



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь