|
Должен ли психолог говорить своему клиенту всю правду?Автор статьи: Финогенова Наталья Борисовна
Вопрос актуальный и не такой простой, как может показаться. Правда бывает разной – приятной и не очень. В рамках этой дискуссии речь, скорее, идет о неприятной правде. Я считаю, что клиенту обязательно нужно говорить правду. Я против приукрашивания и замалчивания сложных вопросов. Другое дело, когда и для чего говорить эту самую правду, в каких количествах и в каких выражениях. В модальности, в которой я работаю (транзактный анализ) принято заключать с клиентом контракт, в котором определяется цель нашего сотрудничества, т.е. то, ради чего клиент ко мне пришел. В процессе консультирования могут быть затронуты разные вопросы и правда, которая не относится к заявленной теме напрямую, остается за рамками нашей работы. Иными словами, я обычно вижу больше правды, чем нужно для решения поставленной задачи, но обсуждаю с клиентом только ту, которая поможет ему достичь поставленной цели. Исключение составляют самоповреждающее поведение и суицидальные мысли. Здесь предусмотрены особые механизмы взаимодействия. Прежде чем что-либо сказать клиенту, надо задаться вопросом: «А как эта правда поможет ему?». И только после этого формулировать правду. На сессиях очень быстро обнаруживаются разнообразные способы, которыми клиент мешает себе достигать поставленных целей. Мы начинаем замечать, как устаревшие детские установки сдерживают движение клиента и ограничивают его свободу, как действия человека не совпадают с его словами, как каждый его следующий шаг отдаляет его от заветной мечты. Разные люди по-разному относятся к своим промахам и показать их клиенту бывает порой весьма сложно, но это необходимое условие успешной работы. Сглаживать острые углы и замалчивать эти противоречия означает обманывать клиента, стараться понравиться ему, но ведь он не дружить со мной пришел, а справляться с проблемами. Но сказать человеку «в лоб», что он сам себе мешает и сам кузнец своего несчастья, было бы ошибкой. Далеко не каждый готов к такой откровенности консультанта. Поэтому необходимо говорить правду деликатно и заботливо, обеспечивая поддержку и сочувствие клиенту. У каждого человека множество страхов и устаревших верований, которые он тащит из глубокого детства и не осознает, что именно они управляют его жизнью. Страх осуждения и отвержения мешает нам видеть свои поступки и намерения в истинном свете. Если бы не страх и стыд, то любой мог бы и без помощи психолога признать и исправить свои ошибки. Но здесь и кроются основные причины нашей «слепоты» - мы не в состоянии простить себе свои ошибки (а кто-то вообще считает, что он безгрешен и ошибаются все вокруг, только не он) и вместо того, чтобы исправить их и освободиться от их груза, предпочитаем скрывать их. В основном от самих себя, т.к. другие часто их обнаруживают и указывают на промахи, что причиняет огромную боль и вызывает гнев. Поэтому так важно говорить правду дозировано, по делу и исключительно для того, чтобы клиент смог заметить свои устаревшие повреждающие установки и освободиться от них. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|