|
Потребность скрывать и говорить правдуАвтор статьи: Вострухов Дмитрий Дмитриевич
Правду всегда трудно сказать, ложь всегда легко слушать. С. Броан С детства нас учили, что обманывать нехорошо, а быть честным перед другими – это правильно и здорово. Скорее всего, большинство через это прошло. Привить такую ценность ребенку как честность или правда действительно важно и нужно. Если человек честен перед кем-либо, то это будет хорошей основой для формирования эффективных и дружественных взаимоотношений, для успешной социализации. Однако при этом не учитывается тот факт, что мало кто будет честен перед человеком, которому он не доверяет. Честность естественна, когда есть доверие. Если же его нет, то и ребенок научится говорить правду и только правду, но… не всю правду. Он научится манипулировать информацией, выдавая авторитетному родителю только то, что тот хочет услышать. И все это потому, что родитель, стремясь привить ценность правды, забыл о том, что еще необходимо завоевать доверие своего чада. Умение быть честным перед другими, как ни странно, основывается на том, в какой степени у человек успешно сформировалось доверие к миру. Первые, кто дает ребенку подобный опыт, и есть его родители. Если этот опыт был неудачным, то сознание маленького человека делает вывод о том, что правда – это некое обязательство, связанное с дискомфортом, за которое чаще ругают, чем хвалят. Выгоднее выдать такую «правду», за которую, как минимум, не накажут. Движимый такими «позитивными» с его точки зрения побуждениями, ребенок учится совершенно противоположным вещам – скрывать правду. На первый взгляд, ничего криминального в этом нет. Ведь далеко не каждый из нас готов рассказывать о многих вещах своей жизни первому встречному. Сложности начинаются, когда речь идет о построении близких и семейных взаимоотношений. Если привычка постоянно что-то скрывать укоренилась в человеке и стала основой его личности, то он не может до конца никому доверять. А ведь полное доверие – это фундамент для построения прочных взаимоотношений. Человек не привык никого пускать в свой внутренний мир мыслей, чувств, переживаний. Он построил некую мысленную границу, отделяющую его от эмоционального контакта с миром. Такая граница мешает ему раскрыться и получить максимум от отношений, и оба партнера это прекрасно понимают. Рано или поздно человек осознает искусственность этой внутренней границы, предназначенной для хранения некоей «настоящей правды». Все эти «скелеты в шкафу» отягощают его, и в какой-то момент возникает новая потребность – говорить правду. Словно внутреннее «хранилище правды» оказывается переполненным и нужна помощь по его разгрузке. Тогда люди идут туда, где можно будет опустошить свое переполненное хранилище скрытых истин. Это может быть только тот, кто вызывает максимальное доверие. Кто-то идет к священнику на исповедь, кто-то к самому близкому и надежнному другу, а кто-то к психологу. Другие предпочтут изложить в письменно виде обо всем, что они хотели кому-то открыть. Потребность говорить правду настолько сильна, что, может показаться, будто она является врожденной. На самом деле за ней скрывается стремление к целостности. Скрывая что-либо, человеку приходится строить искусственную границу, нарушающую целостность своей психики. Происходит раскол, отделяющий разум от чувств, логику от интуиции, сознание от бессознательного. Первоначально такой границей ребенок отделяется от родителя. Впоследствии она превращается в барьер между внутренним ребенком и внутренним родителем по Э.Берну. Нередко в кабинете психолога человек чувствует себя комфортно и защищенно, потому что он может удовлетворить свою потребность открыться, высказать всю правду, которую он скрывал не только от других, но и от самого себя. Быть честным перед самим собой – это основное условие возвращения к истинному Я. Это качество лежит в основе построения прочных позитивных отношений с самим собой. Честность перед собой – это и есть целостность личности, когда ни одна ее часть не противоречит другой. В заключение хочу подчеркнуть, что умение говорить правду – это не прихоть и не формальность, а умение брать на себя ответственность за свою жизнь. А ведь это обязательное условие для того, чтобы быть собой и взять контроль над жизнью в свои руки. Напоследок притча про правду. Раньше Правда ходила по улицам голая. Это, конечно, не понравилось людям, и никто не пускал её к себе в дом. Однажды, когда грустная Правда бродила по улицам, она встретила Притчу, одетую в красивые одежды, радовавшую глаз.
Правда приняла совет Притчи и оделась в её красивые одежды. И вот чудо – с того дня никто не убегал от неё, и её принимали с радостью и с улыбкой. С тех пор Правда и Притча не расстаются.
Вострухов Дмитрий Дмитриевич, психолог, НЛПт-психотерапевт, консультант по благополучию
Другие мои статьи:
☼☼☼ Читать больше статей... ☼☼☼ Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|