|
Распространенные ошибки в работе психолога-консультантаАвтор статьи: Нагельман Елена Валерьевна
В данной статье я привожу перечень основных ошибок психолога, прошедшего обучение и работающего в России. Это связано с отсутствием в нашей стране законодательного регулирования и образовательных стандартов деятельности психологов и немедицинских психотерапевтов. Профессия психолог является помогающей и за помощью обращаются люди, находящиеся, как правило, в сложной жизненной ситуации. Причины у них могут быть разные, но объединяют их негативные, тяжелые переживания, потеря значимых отношений, заболевания. Обращаясь в такой ситуации за помощью к психологу, от него ждут помощи в разрешении ситуации и немножко чуда. Отсюда появляется первая ошибка психолога, как правило начинающего:
В самом по себе желании нет ничего странного, ошибочным оно является тогда, когда становится ведущей мотивацией специалиста. В таком случае работа над запросом клиента, поиском причин и решений затруднена страхами специалиста о самом себе. Чтобы человек смог найти нужные ему решения и ресурсы для них, выявить свои ошибки, обновив мышление и поведение, психологу необходимо быть не только поддерживающим и принимающим – необходимо быть и зеркалом, чистым и непредвзятым, в котором можно увидеть свои темные углы. Это далеко не всегда вызывает симпатию у клиентов, хотя и является частью работы, направленной на желаемый результат перемен.
Базовое образование дает специалисту теоретические знания о том, как там все устроено. Специализация эти знания дополняет и наделяет инструментарием для решения запроса клиента. Базой будет само направление – психология, а специализацией – метод работы (психоанализ, когнитивно-поведенческая терапия, транзактный анализ и пр.). Владение разными методами обогащает возможности специалиста в работе над запросами клиентов, т.к. позволяет учесть различную природу их происхождения. Известно, что в работе с паническими атаками, фобиями или зависимостями успешно работает когнитивно-поведенческая терапия (кпт), а при работе с травмами потерь можно работать в гуманистическом, экзистенциальном направлениях.
Ситуация в последние годы изменилась в лучшую сторону, активно действуют различные ассоциации и профессиональные сообщества, принадлежность к которым обязывает учитывать и этические нормы. Но до сих пор не всем специалистам известно, что недопустимо: - проводить рабочие сессии с родственниками, просто знакомыми или попутчиками; - давать личную оценку ценностям, убеждениям и верованиям клиента; - вступать в какие-либо иные отношения с клиентом: профессиональные (совместный бизнес), дружеские, интимные; - распространять конфиденциальную информацию о клиенте, нигде, даже в кругу коллег, если это не супервизия; - использовать методы и техники, на которые клиент не давал своего согласия или противоречащих его ценностям и убеждениям; - настойчиво предлогать свои услуги с целью какой-либо иной выгоды, кроме благополучия клиента; - давать советы в работе с клиентом, предлагать для ориентира свой жизненный опыт, убеждать в превосходстве своих вкусов и ценностей, негативно отзываться о других людях за их убеждения, национальность или ориентацию. В моем опыте была продолжительная работа с психологом, которую я прекратила после того, как на очередной сессии она рассказала мне подробности обращения к ней нашей общей знакомой. Может она мне доверяла, может была дезориентирована в субординации, но одно мне стало понятно – мои тайны больше таковыми не являются. Исключений здесь быть не может ни для кого.
Это золотой стандарт специалиста, нормы профессиональной гигиены, которые направлены на обоюдную безопасность (клиента и психолога). Это ошибка не только начинающего психолога, но и того, кто считает себя состоявшимся, самодостаточным специалистом, которому не нужна помощь со стороны. Именно соблюдение этого правила позволяет избежать многих ошибок в работе с клиентом, вовремя скорректировать запутавшийся процесс и справиться с профессиональным выгоранием.
Человек обращается с той проблемой, которая понятна в данный момент для его осознания. Задача психолога увидеть полотно контекста сформулированной клиентом проблемы, ее причин, вторичных выгод и соотнести это с индивидуальными особенностями человека. Нет одной универсальной проблемы и такой же техники работы с ней. Есть субъективное, многоуровневое и зависящее от множества факторов проживание ситуации. Если это не учесть и ограничиться ведением к результату с помощью различных техник, то получится неплохая механистическая тренировка. Действительные перемены могут происходить тогда, когда психолог максимально возможно учитывает личность клиента (темп, потребности, ценностные ориентации, опыт и пр.), распознает за его проявлениями не только отличительные особенности, но и симптомы. Конечно, это делает процесс постоянно непредсказуемым, но живым, отвечающем динамике и направлению клиента. В такой ситуации запросы, как и осознание истинной проблемы, могут неоднократно корректироваться самим клиентом.
Безусловно, в работе с клиентом могут быть применены разные стратегии и интервенции, но, если клиент основную часть времени слушает, значит эту часть времени он не был услышан. Даже зажатый, молчаливый, избегающий человек приходит для того, чтобы быть понятым и для этого психологу необходимо предоставить такую часть пространства сессии, которая необходима именно этому клиенту. Психолог не является гуру или наставником, которого идут послушать. Он помощник клиента в слушании себя.
Это небольшой перечень ошибок психолога, который чаще является зоной риска начинающего специалиста, хотя и у него есть свои преимущества перед опытными коллегами. Знание этих ошибок может помочь найти именного того психолога, который поможет именно вам. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|