|
«Хороший человек-это не профессия»Автор статьи: Зиновьева Наталья Юрьевна
Многие клиенты обращаются с темой- "Сложности в профессиональных взаимоотношениях". Это руководитель- подчиненный,коллеги,партнеры.Не получается у людей выстроить тот формат отношений, в котором взаимодействие дает те эффекты и результаты, которые необходимы в работе. Недавний случай, обратился клиент с запросом- «Я руководитель отдела, у меня в подчинении есть человек, который не справляется со своими обязанностями. Мое руководство требует от меня плана, я требую от него, а он не выполняет. Он хороший человек,я его давно знаю,он на прежнем месте хорошо работал. Нужно как то сказать, что если так будет дальше, мне нужно будет искать замену на его место. А я не могу, я боюсь, я не знаю как выстроить разговор, чтобы потом не чувствовать себя виноватым, как правильно разговаривать, не ощущая себя обвинителем и не страдать от своего руководства за невыполнение плана. Он хороший человек, но и я не хочу иметь проблемы». В таком запросе абсолютно точно видно смешение ролей (руководитель, подчиненный) и человека (Васи и Пети). Очень просто это понять, разделив лист бумаги на четыре колонки. Две колонки на роли, две на человеков. Начинаем вписывать в них то, что принадлежит ролям в проф. среде, а что людям. Тут же, на глазах начинает проясняться, что роль-это маска, у маски нет чувств. Там есть четкие предписания, как сценарий у актера, указания, действия. Некий комплект эмоций для адекватного восприятия и реагирования.У людей в колонках, только чувства, эмоции, ощущения. Качества и способности, которые есть у человека, могут быть отличными от качеств и способностей, необходимых для этой должности. Есть такая фраза-«хороший человек-это не профессия». Тут скрывается весь смысл запроса и работы. Пример: Руководитель - должностная инструкция, что именно он делает и за что несет ответственность. Шаги и действия этой должности по отношению к руководству и подчиненным. Указания, рекомендации и контроль. Дальше, те качества и способности, которые необходимы для эффективной деятельности на этом месте. Человек Вася-чувства и эмоции, которые сейчас есть, ощущения, можно коротко,можно подробно,что за чем возникает,последовательность,зависание в определенных состояниях. Качества и способности, которые есть у Васи. То же самое пишем о Пете и его должности (роли). Про роль написать легко - схема будет та же самая, что и у Васи. А вот о человеке Пете, если пишем без него, то там, в большинстве своем будут проекции обратившегося клиента. Когда задаешь вопрос - о чем это для вас, на что это похоже, у клиента быстро всплывают картинки из детства, где и когда это четко проигрывалось. Там, где нельзя было заявлять и проживать свои чувства, защищать свои границы, территорию. Там, где надо было быть хорошим, сохранять лицо. Искажать свои чувства и эмоции, состояния и ощущения под маску, персону, роль хорошего мальчика, ученика, работника. Там, где иногда ребенок оказался зажат между родителями и младшим братом, сестрой, где маленьким и слабым нужно отдавать свое, сохраняя беспечное и улыбающееся лицо для родителей. Маска, роль исказила человека, заставила играть под себя. Если такое происходит в мире кино, на сцене театра,то актеры очень долго возвращаются в себя. Есть печальные случаи из истории «Идиот», «Мастер и Маргарита». Иногда такие актеры, становятся актерами одного плана и роли навсегда. Самые талантливые актеры те, которые в любых сценариях и ролях, сохраняют свою уникальность, искренность, чистоту, наделяя или обогащая роль своим личным талантом и чувствами. В данном случае, человек четко осознал, что неразрешенное и забытое в детстве страх, право быть собой и защищать свои границы, имели власть над ним и в работе и дома. Проработав в данном вопросе, изменив в личной истории ощущения и память о событиях 35 летней давности, вышел в здесь и сейчас, с ресурсами уверенности, спокойствия, силы, права, легкости и взрослости. Как только это было разрешено, вопрос с разговором о несоответствии подчиненного своей должности стал легким и прозрачным. Вернулось уважение,к профессиональному и человеческому взаимодействию. Как иногда мы говорим - ничего личного, только дела. Все чувства и эмоции были проработаны, разобраны, нивелированы у человека Васи, которые раньше передавались Пете. Пришло точное понимание и знание, как и о чем будет простроен разговор между профессиональными ролями руководителя и подчиненного, для максимальной эффективной совместной и каждого в отдельности деятельности и результатов. После приведенного ниже упражения, ,как доп.эффект, прояснились взаимоотношения,сложности в семье,где тоже перемешались роли. Ну а для укрепления понимания ролей и самого человека, используется простое упражнение, которое мне когда - то рассказала психолог в санатории, куда я приехала 20 лет назад со «свернутой головой» от загнанности и усталости в работе. Упражнение- Проснулись утром, открыли глаза, я сейчас Вася,Петя,Маша. Встали, пошли на кухню, там супруг, кто вы? Супруг или супруга. Встретили ребенка - отец, мать. Вышли на улицу - пешеход, в транспорте - пассажир, на работе - руководитель и так далее. Можно на рабочем месте, дома, держать первое время блокнотик, куда вписываются чувства, которые проживаются в те или иные моменты жизни. Тогда идет еще большее освобождение человека от роли и наоборот. К примеру-на ковре у своего руководства, Вася чувствовал злость в роли подчиненного. Там чувство прожито и растворилось. При разговоре с подчиненным ощущалось спокойствие, при выходе с работы легкость, по возвращении домой интерес и расслабленность. Тогда, когда человек научается проживать и растворять чувства, можно делать устно. Все наши путаницы происходят тогда, когда на работу мы притащили не выспавшегося Васю, неудовлетворенного супруга Васю в магазин, а домой - руководителя Васю, который получил нагоняй от руководства и весь этот запутанный ком,клубок продолжаем наматывать вместе с не распознанными и не прожитыми чувствами. Заботьтесь о себе,периодически проводя ревизию,очищение ролей,чувств,состояний,мыслей,от этого и жить легче, и работается эффективней! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|