|
Что значит - быть готовым к школе психологически?Автор статьи: Троцкая Наталья Валентиновна
ЧТО ЗНАЧИТ – БЫТЬ ГОТОВЫМ К ШКОЛЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ ? Это, прежде всего, способность дошкольника принять новую социальную роль - ученика. Далеко не все первоклашки к этому готовы. Даже если они уже умеют читать, писать и считать. Роль ученика не ограничивается учебной деятельностью. Чаще всего трудности в обучении первоклассника определяют не его интеллектуальные способности, а эмоционально- психологическая незрелость. Именно она существенно влияет на адаптацию ребенка к школе. Что мы можем сделать, когда наш ребенок выходит в большой мир, в социум, где существуют свои правила? Ведь, по большому счёту, дети идут в школу не для того, чтобы получать хорошие оценки и отлично по поведению. И даже не для того, чтобы потом удачно поступить в вузы, получить профессию, сделать карьеру... Хотя, безусловно, все это очень важно. Но не менее важно то, что они идут к людям, в незнакомую среду, чтобы понять и узнать себя, проявить свою индивидуальность, вписать свое имя во всемирную человеческую историю. Насколько сможет раскрыться ребенок, проявить свою творческую суть?
ШКОЛА У многих будущих первоклассников слишком радужные и отдаленные представления о школе: модный портфель, красивый пенал, школьная парта. Насколько готов ваш ребенок играть по новым правилам игры? Что он знает о школе? Есть ли у него представление о том, что такое урок или переменка, домашнее задание или режим дня? Необходимо расширять знания ребенка о школьной жизни. Можно провести экскурсию по школьным коридорам, « взять интервью» у бывалого школьника, записаться на подготовительные курсы в школу. Чем больше достоверной информации, тем меньше страха и тревоги перед такими глобальными переменами. УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС Первоклассник должен понимать, чего от него хотят на уроке, уметь справляться с поставленными задачами, задавать вопросы, если эти задачи непонятны. Мотивы стремления и познания - ведущие в учебной деятельности. Есть ли у вашего ребенка эти мотивы? Насколько развита у него воля и самоконтроль? Как в нем уживаются понятия «хочу» и «надо»? ОТНОШЕНИЕ К УЧИТЕЛЮ Дети в младшем школьном возрасте не всегда способны понять и принять профессиональную роль учителя. Для них первая учительница - «мамочка», красивая, строгая, добрая. Эти проекции иногда приводят юных школьников в замешательство, вызывают обиды за «несправедливость» оценок или слов учителя. Адекватное отношение к учителю - это целостное его восприятие и как личности, и как профессионала. КТО Я ТАКОЙ? Как сам ребенок относится к себе и к своей новой роли? Вопрос не менее важный, чем отношение к школе, учебе, учителю, одноклассникам. И снова встает вопрос о самооценке. На этапе перехода от дошкольного детства к школьному возникают психологические трудности, связанные с тем, что ребенок становится все более восприимчивым к внешним оценкам. Мнения других людей постепенно начинают влиять на отношение к себе. Помочь ребенку справиться с появляющимися комплексами - непростая задача. Вместе с тем именно сейчас, когда общение с одноклассниками становится важной составляющей жизни ребенка, нужно подсказать ему, что помогает обрести веру в себя. Специалисты считают, что детям с завышенной самооценкой придется терпеть вечную несправедливость - недооценили! Умненькие-благоразумненькие вдруг получают замечания, не те оценки. В таких ситуациях неизбежны конфликты с учителем. Что ждет детей с заниженной самооценкой? У таких школьников может появиться апатия, безразличие к учебной деятельности. Страшно познавать новое, делать ошибки, ведь всё равно осудят, и ты опять останешься в аутсайдерах. ЧТО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ? «Птиц высокого полета» необходимо готовить не только к победам, но и к достойным поражениям. А тем, кто думает, что он неудачник, внушать, что у него все хорошо получается, акцентировать внимание на успехах. ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ – сложный процесс. Проявите изобретательность в выборе средств воспитания, а главное не забывайте, что одно из самых надежных - добрый пример родителей. Почаще возвращайтесь памятью в свое детство- это хорошая школа жизни. Готовьте ребенка к школе настойчиво, умно, соблюдая меру и такт. Тогда учение не будет мучением ни для ребенка, ни для вас. ТРОЦКАЯ НАТАЛЬЯ ВАЛЕНТИНОВНА, детский , семейный психолог. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|