|
Избегание. Роль избегания при депрессии и тревогеАвтор статьи: Добротворский Владислав Викторович
Можно избегать проявление мыслей, чувств, воспоминаний, фантазий, межличностных отношений, физических ощущений и других внешних и внутренних реакций и событий. Избегание может представлять собой фантазийные стимулы настоящего или будущего времени. Концепция избегания рассматривается многими терапевтическими практиками. Теория избегания была описана в работах Фрейда («принципы удовольствия»). Психодинамическое направление говорит о том, что человек испытывает целый ряд мыслей, чувств, импульсов, фантазий, с некоторыми из которых он находится в конфликте. Эмоции, мысли, импульсы и фантазии генерируют конфликт, который вытесняется в область бессознательного. И для того, чтобы избегать эти тревожные переживания, человек ставит блокировки в виде защитных механизмов. Этот процесс создает значительную интрапсихическую напряженность, которая в дальнейшем перерастает в ряд симптомов. В рамках психодинамической теории дорога к психологическому здоровью проходит через постепенную интеграцию этих переживаний, в итоге чего сила механизма избегания постепенно сводится к нулю. Похожий процесс описывается в теории транзактного анализа как деконфузия. Она включает в себя идентификацию, разрешение, выражение чувств, которые первоначально были подавлены (или избегались каким-либо образом). Эта информация сохраняется в эго-состоянии Ребенка. Таким образом, выход из сценария будет возможен в случае идентификации и выражении подавленных чувств, которые подкрепляют и усиливают жизненный сценарий человека. В отношении сценарной системы, которую можно назвать негативной ассоциативной сетью, видно, как клиент подавляет некоторый аффект, который управляет всей системой. Мой опыт показывает, что в депрессии подавленный аффект зачастую представляет собой позитивные чувства о себе. Нет ни грусти, не злости, как это обычно бывает в депрессии. Как часть имплицитной ассоциативной системы, клиент будет испытывать беспокойство и иметь негативные фантазии. Он может думать, что то, чего он так боится, может произойти, если он станет выражать подавленные чувства. Таким образом, концепция избегания становится центральной в понимании и работе с ассоциативной сетью сценария в действии. И как было сказано выше, она так же присутствует в психодинамической теории о защитных механизмах и избегании импульсов, побуждений, чувств, которые находятся в конфликте между собой и по какой-то причине являются запрещенными. В основе избегания лежит позитивное намерение. Сильное желание, которое образует и усиливает намерение избегания своей целью ставит уменьшение боли, дискомфорта и дистресса. Сильное желание избегания дистресса имеет корни в младенческой или детской неспособности регулировать свои эмоции. Младенец неспособен справляться с сильными чувствами без поддержки извне. Для младенца состояние дистресса становится невыносимым, подавляющим, опасным и грозит уничтожением. Через частое повторение и в виду отсутствия поддерживающего внутреннего Родителя восприятие дистресса носит характер подавляющего и, скорее всего, будет зафиксировано в эго состоянии Ребенка. Магическое мышление и сильное желание ребенка испытывать экстаз позже может усиливаться благодаря родительским посланиям. Дистресс и боль неизбежны. На протяжении нашей жизни мы так или иначе сталкиваемся с ними. Психологический механизм избегания напоминает концепцию пассивности в транзактном анализе. Согласно этой концепции, существует четыре пассивных поведения:
Избегание является концепцией, которая соединяет различные формы пассивного поведения, раскрывая их цель и намерение. Как альтернатива, избегание может считаться пятым пунктом пассивного поведения. Избегание и похоже, и отличается от пассивного поведения. Скорее всего, избегание можно называть ничего неделанием. Но более пристальный взгляд на механизм избегания может говорить о том, что он несколько отличается от ничего неделания. Избегание предполагает более активный выбор, в который вовлекается индивидуум, пытаясь уменьшить уровень дискомфорта в настоящем и ближайшем будущем. Другими словами, когда люди используют механизм избегания, они склоны рассматривать свое поведение как полезное и желательное. Структурно его можно рассмотреть, как контаминированного (поврежденного) Взрослого в Ребенке (В1). То есть, человек ошибочно верит, что его действия соответствуют реальности «здесь и сейчас».
Роль избегания при депрессии и тревоге Избегание считается способствующим фактором депрессии и тревожных расстройствах. К примеру, безнадежность, ангедония и низкое настроение, которые характеризуют депрессию предполагают, что человек избегает активность. Это приводит к снижению позитивных стимулов и поддерживает депрессию. Избегание хотя и может привести к временному облегчению, оно не решает основных проблем. Более того, избегание может порождать новые проблемы или усугублять существующие, таким образом, поддерживая депрессивное состояние человека. Депрессия так же связана с безуспешными попытками избегать определенных мыслей, чувств и ощущений. Кроме того, депрессия вызывает ряд проблем, связанных с интерперсональным поведением - избегание социализации, неспособность разрешать межличностные конфликты и жалобы, которые способствуют появлению эрозийных эффектов при депрессии. Считается так же, что избегание связано с негативным смещением внимания при депрессии, способствуя самоподдерживающей активации воспоминаний, мыслей, чувств и способов интерпретации стимулов. В транзактном анализе избегание может поддерживать депрессивный сценарий. Избегание усиливает нехватку надлежащей и точной информации, которая присуща Взрослому это-состоянию. Связь между избеганием и депрессией имеет эмпирическое основание. Для работы с избеганием используются различные терапевтические стратегии. Была продемонстрирована их эффективность при работе с депрессией. В одном исследовании депрессивные клиенты были более сосредоточены на избегании (то есть, использовании негативных сформулированных целей), и поэтому проявляли больше симптомов депрессии в конце терапии, чем те, у которых были цели, сфокусированные на терапевтическом подходе (то есть, что человек мог приобрести и в чем он мог продвинуться в ходе терапии). Была рассмотрена гипотеза, что такое отличие объясняется тем, что избегание формирует негативное настроение, поддерживающее депрессивные симптомы. Избегание часто возникает при тревожных расстройствах, и является ключевой особенностью фобий, социальной тревоги и посттравматического стрессового расстройства. Техника когнитивно-поведенческой терапии в лечении тревожных расстройств – это воздействие в опасной ситуации. В этом случае терапевт приглашает клиента систематически и многократно проживать опасную для него ситуацию, исследуя вопрос – как клиент может научится справляться со своим беспокойством. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|