|
Достижение успеха или избегание неудач?Автор статьи: Гурина Анна Александровна
В спорте главное — правильная мотивация. В спортивной психологии есть два основных вида мотивации, которые плавно из спорта перетекли и в остальные сферы жизни. Это — достижение успеха и избегание неудач.
Можно долго спорить какая из этих воспитательных стратегий действует лучше. Я раньше была уверена, что только замотивировав на успех спортсмена — можно вырастить из него чемпиона. Сейчас же, моя уверенность померкла на фоне моего практического опыта.
Чтобы было понятнее о чём я говорю приведу два простых примера.
Выступает гимнастка на соревнованиях, очень талантливая девочка. Но вот она споткнулась. То ли от волнения, то ли покрытие не ровное было.
«Достижение успеха» - несмотря ни на что, девочка доделала этюд до конца, поклонилась, удалилась. А я как-то смотрела выступление фигуристов, там фигуристка упала. Так она обыграла ситуацию как будто это было запланировано — талант! То есть человек будет делать, падать, ошибаться и всё равно делать до тех пор, пока не достигнет результата.
«Избегание неудач» - всё пропало! Девочка расплакалась и убежала. То есть любое отклонение от плана — катастрофа, а значит не стоит тратить силы, нервы и время. Нужно свалить.
Из примеров, наверное, стало ясно, почему мне раньше импонировал первый вид мотивации? Потому что нельзя опускать руки, можно минусы обернуть в плюсы. Если дверь не открывают — въезжай на танке. Ну и так далее.
Однако же многие забывают про рационалистический подход. И, если въехать на танке, то за собой оставишь только разрушения. Иногда, если что-то не получается — лучше и правда отступить, хотя бы на время. Собраться с силами, потренироваться и сделать лучше.
То есть, лучшее, что можно придумать — это комбинировать.
Родители часто мотивируют детей на избегание неудач следующим образом: «Только «пятёрка, только «пятёрка»! Вырастают перфекционисты и дети с комплексом отличника. Которые должны быть во всём лучшими, только не знают как. И зачем, кстати тоже не знают.
Вот буквально на днях выясняли с клиенткой чем ей хотелось бы заняться. - Я бы хотела рисовать. Я храню все рисунки своей дочери, начиная с самого первого, корявого и непонятного. Она как-то подошла ко мне и сказала, что хочет научиться рисовать, я её отвела в художественную студию. Когда она мне сейчас говорит, что плохо рисует, что ничего не получается — я ей показываю рисунки в хронологическом порядке. Знаете, прогресс на лицо, так сказать.
Как использовать эти два вида мотивации? Сперва используем избегание неудач для оценки уровня сложности задачи, прогнозирования вероятных подводных камней. Потом достижение успеха для того, чтоб как танк — вижу цель, не вижу препятствий.
Конечно, это всё много сложнее, чем я описала. Конечно, здесь еще играет роль характер и темперамент человека. Но зная как и из чего мы слеплены — постарайтесь использовать это во благо! В своё благо.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|