|
Что такое коучингАвтор статьи: Мария Макарова
Маленькое тело, обусловленное духом и воодушевленное неугасимой верой в свою миссию, может изменять ход истории. Махатма Ганди
Волна интереса к теме коучинга сейчас находится на подъеме, всё больше людей интересуется этой технологией развития, каждый день число людей, желающих освоить эту профессию прибавляется, что подтверждается растущим числом обучающихся на коучинговых программах. Предлагаю обсудить, что же это за современное веяние и для чего может применяться. Коуч: новая профессия На российском рынке услуг развития, обучения персонала и консалтинга под именем коучинга может скрываться очень широкий диапазон услуг: наставничество, консультирование, тренинг, лекции, семинары и т.д. Связано это с отсутствием определения коучинга в нормативно-правовых актах, так как подобный сервис является новым явлением, и пока не регулируется законодательством. Также на рынке отсутствует обязательная сертификация или лицензирование для ведения такой деятельности, в отличии, например, от медиации, которая описана в Федеральном Законе «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации) № 193» от 07 июля 2010 года. Хотя профессия медиатора тоже является молодой для России. С теми же сложностями профессиональных стандартов сталкивается и сфера психологии, так как на настоящий момент отсутствует регулирование «качества» психологических услуг, так как в соответствии с Законом, любой может назваться психологом и осуществлять свою деятельность. С психологией есть все-таки государственные или аккредитованные программы обучения (высшего психологического образования) и научная деятельность. Клиент может убедиться хотя бы в наличии диплома или научной степени. С коучингом ситуация осложняется вопросом источника образования, что приводит к дискредитации профессии, уничтожению рынка и т.д. Каким же образом можно сориентироваться на таком рынке? Профессиональные стандарты коучинга. Где искать? В отсутствии законодательных регуляторов можно обратиться к профессиональным ассоциациям, которые занимаются разработкой стандартов профессиональной работы, занимаются независимой сертификацией по высоким стандартам и принимают в свои ряды тех, кто им соответствует. Такие профессиональные ассоциации существуют как в сфере психологии, так и в сфере коучинга. Примером такой ассоциации может служить International Coach Federation (ICF). ICF (Международная Федерация Коучинга) является некоммерческой организацией, созданной независимыми профессионалами, практикующими коучинг, среди которых, коучи, работающие с руководителями, лидерами, а также инструкторы по персональному росту, и многие другие. ICF была основана в 1995 году и является ведущей всемирной организацией с более, чем 100 представительствами и 19 000 членами, усилия которых направлены на развитие профессии коуча через установление высоких профессиональных стандартов, предоставление независимой сертификации, и развитие всемирной сети профессионально зарекомендовавших себя коучей. Что же такое коучинг? Итак, определение коучинга, которое дает Этический Кодекс ICF: коучингом называется процесс, построенный на принципах партнерства, который стимулирует мышление и творчество клиентов, и вдохновляет их на максимальное раскрытие своего личного и профессионального потенциала. Термин "коучинг" был введен в бизнес-менеджмент в начале 90-х годов английским бизнесменом и консультантом сэром Джоном Уитмором, и дословно на русский язык его можно перевести как "наставлять, подготавливать, тренировать". Но на самом деле понятие "коучинг" включает в себя нечто большее и существенное. Это учение, возникшее на стыке психологии, менеджмента, философии, логики и жизненного опыта. Это процесс, направленный на достижение целей в различных областях жизни. Профессиональный коучинг - это эффективное сотрудничество между коучем и клиентами (организациями, людьми). Принципы коучинга основаны на достижениях современной западной психологии и древней восточной мудрости. На сегодняшний день это эффективный метод работы с людьми, который внедряется в менеджмент для повышения результативности бизнеса, мотивации персонала, развития лидерских качеств. Коучинг настолько же определяет способ, которым эти вещи достигаются, как и то, что достигается. Отличия коучинга от других методов развития Коучинг может быть использован как инструмент развития как в профессиональной так и в личной сфере. Характерными отличиями коучинга от других технологий развития, таких как тренинг, консалтинг, наставничество и прочее, что коучинг работает с внутренним ресурсом самого клиента/организации, отсутствием экспертной позиции коуча по отношению к клиенту. Для коучинга в «чистом виде» характерно отсутствие отношений полномочий - подчиненности между клиентом и коучем, а вместо – отношения на равных. Одно из базовых утверждений, на которых основан коучинг – все ответы и ресурсы у клиента есть.
Чем полезен коучинг? Очень часто на протяжении периода взросления, получения образования и т.д. у человека формируется неосознанное недоверие к самому себе, которое выражается в убеждении, как будто всегда есть кто-то, кто выше, лучше, кто знает больше, чем я, и у кого есть «правильные» ответы. Таким образом образуется рассогласование и разъединенность с самим собой, и потенциал не реализуется…Аналогично происходит с организациями, когда «нет пророков в своем отечестве», или корпоративная культура не поддерживает сотрудников в сохранении открытости и честности. И как итог, ресурс не используется, и даже кажется, как будто его нет. У человека растет неудовлетворенность собой и своей жизнью, хотя внешне всё может выглядеть благополучно, а организация сильно «недополучает». Когда снижение эффективности становится заметным, иногда пытаются решить этот вопрос тренингом, консалтингом, потому что кажется, что это нехватка навыков: планирования и «управления» временем, коммуникации и т.д. Тренинг, наставничество, мотивирование «кнутом и пряником» могут дать временное улучшение, а потом положение вещей снова возвращается…Ведь тренинг направлен на работу с навыками…А с мотивацией как был вопрос, так и остается… Такая ситуация может возникать и со «звездами» в компании, когда внешняя мотивация, обучение уже не сдвигают дальше. Здесь на помощь может прийти инструментарий профессионального коуча, который помогает клиенту организовать, систематизировать самого себя наилучшим же для самого клиента образом. Коуч не дает советов, не занимает экспертной позиции по отношению к клиенту, а используя инструменты коучинга (особым образом структурированные сессии), сопровождает в нахождении наилучших и экологичных для клиента путей достижения целей, которые для себя клиент и определяет. «Коучинговая» позиция (в противовес экспертной) позволяет клиенту самому быть ответственным перед самим собой и что важно, быть честным и открытым перед собой, что и дает мотивацию для свершений. Клиент сам преобразует себя, свою жизнь, а через это - и свое окружение, и среду. Инструменты коучинга применимы также и для генерирования новых идей, подходов, выходящих за рамки привычного для клиента мышления. Коучинг как стиль управления может помочь руководителю раскрыть ресурс своих подчиненных, создать и поддерживать концепцию непрерывного обучения и самообучения в организации. Ведь кто знает лучше, чем сам подчиненный, как создать для него мотивирующую, поддерживающую среду? Может, и хочется сказать, что руководитель или организация? В этом и суть доверия самому себе и веры в людей и их потенциал, и в смысл раскрытия и развития потенциала. Что может дать такую эффективность, которой никогда не было в истории организации? Ведь продолжая делать то же самое, вряд ли и результат вдруг сильно измениться. Самый честный ответ про самого себя - у самого человека. Ведь и тренинг пройдет для сотрудника гораздо эффективнее, когда он пришел на него сам. Инструментарий коуча позволяет клиенту работать с самыми разнообразными задачами, мы ведь сказали в статье лишь несколько слов о коучинге…Стоит вспомнить, что универсальной волшебной таблетки не существует. Коучинг вряд ли сработает там, где человек не принимает на себя ответственность за свою жизнь и действия, затруднения возникнут в той корпоративной среде, которая не поддерживает изменения, пусть даже позитивные, а также в среде, отрицающей важность и значимость человека, как ресурса организации. Также для тех вопросов, которые решаются экспертизой или работы с навыками больше подходят другие инструменты: тренинг, наставничество, консалтинг и проч. Для статьи использованы материалы сайта ICF Russia: http://www.icfrussia.ru/
Автор: Мария Макарова Ссылка на публикацию: http://www.psyadvisor.pro/article.php?id=23 Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|